Этап № 2 Мотивирование к учебной деятельности. Определение проблемы и путей ее решения. | Каждый день на перемене мы обсуждаем свои проблемы. Дети жалуются на учителей, а учителя очень часто бывают недовольны поведением и успехами школьников. Наше анкетирование показало, что всех волнуют примерно одни и те же вопросы и проблемы. Многие ученики считают, что с ними поступают несправедливо, а их права в школе нарушаются. В Интернете мы наткнулись на целый сайт, где обсуждались нарушения прав ребенка в школе. Ребята делились своими проблемами и просили совета, как им поступить в той или иной ситуации, права администрация школы или нет. Вот один такой крик о помощи: «добрый день меня выгоняют из школы что мне делать? я учусь в государственной школе они имеют право меня выгнать или нет?»1 Попробуйте ответить на этот вопрос. Учитель фиксирует выявленное затруднение. Как мы видим, мнения разошлись. Мы не можем ответить на этот вопрос. Почему? Что нужно знать, чтобы ответить на поставленный вопрос? О чем мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего занятия? Какой будет цель урока? На какие вопросы, нам нужно найти ответы? Учитель записывает на доске ответы учащихся, уточняет цели и задачи урока. | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. Примерные ответы. Ученика могут выгнать из школы. Администрация имеет на это право. Нет, выгнать из школы не имеют права, т.к. у нас обязательное образование. Примерные ответы. Не хватает знаний о правах ребенка в сфере образования. Примерные ответы: Право на образование. Примерные ответы: знания о правах ребенка в области образования, умение применять эти знания на практике. Примерные ответы: 1.Основные нормативные документы, регулирующие вопросы образования; 2 Право ребенка на образование 3.Обязанности ребенка в сфере образования. | 3 |
Этап №4. Изучение нового материала. | Мы с вами вспомнили, что знали по этой теме. Основным документом, регулирующим жизнь в государстве, является Конституция РК. Познакомьтесь, пожалуйста, со ст. Все законы, принятые в нашей стране, должны соответствовать Основному Закону. В 2012 г. был принят новый ФЗ «Об образовании в РК». Давайте познакомимся с некоторыми положениями этого закона. Объяснение нового материала: основные положения ФЗ «Об образовании в РК» на основе презентации.3 На основании ФЗ «Об образовании в РК» каждое учебное заведение принимает свои документы, обязательные для исполнения педагогами, учениками, родителями данного ОУ. На столе у вас лежат тексты Конституции РК, распечатки с выдержками из ФЗ «Об образовании в РК», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МОУ СОШ № 13, «Правил поведения обучающихся» и «Положения о школьной форме» нашей школы. Познакомьтесь, пожалуйста, с этими документами | Обучающиеся знакомятся с текстом Конституции. Группа экспертов знакомит учащихся с основными положениями ФЗ «Об образовании в РК» на основе презентации. Обучающиеся слушают. Работа по группам. Группы получают одинаковый набор документов. Обучающиеся знакомятся с текстами нормативных документов. В группе учащиеся распределяют документы между собой. Каждый член группы знакомится с каким-то одним документом и пересказывает основные положения документа другим членам группы. Группа экспертов помогает организовать работу. | 15 |
Этап №5 Закрепление полученных знаний.. | Вы познакомились с нормативными документами, регулирующими отношение всех участников образовательного процесса. Перед вами распечатка с вопросами, которые задавали ваши сверстники. Давайте попытаемся ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, которые задают учащиеся или их родители. 1.Ситуация на экране. (Просмотр видео) К директору приходит родитель и просит перевести его ребенка на обучение на дому, т.к. его ребенок заболел. Что должен ответить родителю директор школы? 2. Ситуация4. «У меня в семье очень тяжелая ситуация, и у меня нет выхода из этой ситуации как только бросить школу и начать работать, а в школе говорят что я обязана закончить 9 классов что мне делать подскажите!!!!Я уже нашла работу и мне она очень нравится я хорошо себя чувствую в своем коллективе!! очень хочу работать!!!! Права ли администрация школы в этом случае? С какого возраста учащийся может работать? 3. Ситуация. «Могли бы вы мне помочь или подсказать? У меня проколота нижняя губа и там стояло черное колечко, но в связи с занятиями в школе, я сменила его на серебреное двойное, спиралью. Так как сегодня должна была быть физ-ра, я одела шорты, не очень короткие, чуть выше колена, серые колготки с узором, серую кофту и сверху куртка черная, в рок стиле. … Вошла в школу, в гардеробе раздела куртку и повесив ее, только хотела выйти и пойти в класс.. Учительница потребовала, что бы я снимала пирсинг. Нормально?. Просидела минут 20 в раздевалке, пришла директор и начала тоже мне говорить, что я ужасно одета и что бы сняла пирсинг. Вообщем, меня не допустили до занятий и отправили домой переодеваться. Как это понимать Приехав домой, я застала отца, который открыв дверь не понимал, что я тут делаю. Обьяснив ситуацию, папа сказал, что завтра поедем разбираться, потому что они не могу запретить мне носить пирсинг.» 4.Ситуация. Последним будет вопрос, с которого мы начинали свой урок. Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? «Добрый день меня выгоняют из школы что мне делать? я учусь в государственной школе они имеют право меня выгнать или нет?» Ситуация 5. Жизненные задачи групп. | Работа по группам. Обучающиеся обсуждают решение ситуационных задач в своей группе, формулируют аргументы. Представитель группы озвучивает решение и аргументирует его на основе нормативных документов. Обучающиеся других групп соглашаются с решением или высказывают свою точку зрения, аргументируя ее. Группа экспертов вносит необходимые коррективы и формулирует окончательный ответ. Учащиеся знакомятся с видеосюжетом, снятым на этапе подготовки группой экспертов. Примерный ответ: Формы обучения могут быть разные. Директор школы должен разрешить обучение на дому, т.к. это разрешено Законом «Об образовании в РК». Родители должны написать заявление и представить медицинские документы. Примерный ответ: На основании Конституции РК, по ФЗ «Об образовании в РК» в нашей стране основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования. На основании Трудового кодекса лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. Обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить школу до получения им общего образования по заявлению родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по Уставу нашей школы в территориальной администрации Примерный ответ: В документах, принятых нашей школой (Устав, «Правила поведения обучающихся» и «Положение о школьной форме»), закреплено положение о деловом стиле одежды. Если это закреплено в школе, где учится автор письма, то она обязана выполнять Устав школы и другие локальные акты школы, т.е. снять пирсинг и соблюдать деловой стиль в одежде. Примерный ответ: На основании Закона «Об образовании в РК» (Статья 61. Прекращение образовательных отношений) и Устава нашей школы. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1) в связи с получением образования (завершением обучения); Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях: 1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; 2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию; 3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность. По решению педагогического совета школы за совершенные неоднократно грубые нарушения устава школы допускается исключение из неё обучающегося, достигшего возраста 15 лет. Исключение обучающегося из школы применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учётом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. У нас - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальной администрации Красноперекопского района Каждая группа предлагает свою задачу для решения. | 15 |