Начало классного часа 7 мин | Организационный момент. Здравствуйте. Мы рады приветствовать всех на нашей встрече. Учитель: Я напоминаю: тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга? Учитель: Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Учитель: Что такое, например, право на жизнь? Учитель: Хорошо, подводим итог: право на жизнь- это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.(ученики) | Учащиеся просматривают видео, обсуждают вместе с учителем | похвала | Карточки, компьютер |
Середина классного часа 23 мин | Учитель: Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права. О каких правах идёт речь? Где эти права прописаны? ( В Конвенции, а,что такое Конвенция о правах ребёнка?). Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов. Учитель: Ребята! В чем отличие прав и обязанностей? Учитель: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. Учитель: С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Давайте поработаем. 1 задание. Составление таблицы Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. | Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) | 1 | Ночью спал | | 2 | Завтракал, обедал | | 3 | Смотрел телевизор | | 4 | Сходил в школу | | 5 | Лечил зубы | | 6 | | Право на всестороннее развитие | 7 | | право на отдых и досуг | 8 | | право на справедливое вознаграждение | 9 | | право на свободу мирных собраний | 10 | | право на свободу убеждений и на их свободное выражение | Ответы детей | Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) | 1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье | 2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье | 3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ | 4 | Сходил в школу | Право на образование | 5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. | 6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие | 7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг | 8 | Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку | право на справедливое вознаграждение | 9 | Встречался с друзьями | право на свободу мирных собраний | 10 | отвечал на уроке. Защищал свое мнение. | право на свободу убеждений и на их свободное выражение | | (слайд 4) Учащиеся выполняют задания Ответы учеников слайд 5 Слайд №6. Слайд №7 | Похвала | Карточки, Компьютер телефоны |
Конец классного часа 10 мин | Урок безопасности: «Челлендж «Цифровая диета»: Как недолгий отказ от гаджетов повлияет на тебя» Почему время в интернете нужно сократить Социальные сети не делают нас счастливее, а негативные взаимодействия в сети усиливают ощущение грусти. Эту взаимосвязь показало исследование, опубликованное в журнале American Journal of Health Promotion. «Сравнение — это похититель радости», — говорил Рузвельт. Исследование, опубликованное в журнале American Psychological Association, подтверждает эту мысль. Склонность сравнивать себя с другими обостряется из-за социальных сетей и может вести к мрачным размышлениям и симптомам депрессии. Слишком частый думскроллинг также может усугублять негативное мышление. А в недавнем исследовании ученые из Университетского колледжа Лондона выяснили, что негативное мышление повышает риск деменции и ухудшает когнитивные способности. Синий свет, излучаемый экранами электронных устройств, тоже в конечном счете вреден для ментального здоровья. Он вызывает нарушения сна и циркадных ритмов, а это в итоге негативно сказывается на физическом, эмоциональном и когнитивном состоянии. Ищите альтернативы. Наверное, один из лучших способов сократить ваше присутствие в сети — увеличить число офлайн-событий в вашей жизни. Когда вы в походе, на занятии по йоге или что-нибудь мастерите с племянницей, вряд ли вы будете пролистывать ленту в соцсетях. Заполняйте свое время занятиями, которые требуют больше внимания или физических усилий, и у вас не останется времени на гаджеты. Учитель:Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах. Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Совместное обсуждение и правильный ответ ( это для одной группы, другая группа занимается созданием знаков, пиктограмм или рисунков на заданную темуЗадание для 2-й группы: придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о правах 1)право на развитие, учёбу, 2) право на защиту, 3) право на семью или придумайте своё название на тему "Право". | Учашиеся выполняют задания | похвала | Карточки Компьютер телефоны |
Рефлексия 5 мин | Учитель: А теперь, давайте подведем итоги нашего мероприятия. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.” Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: Мудрец:“Все в твоих руках”. Зная права и выполняя свои обязанности, мы, таким образом, правильно выстраиваем свою жизнь, ограничиваем себя от опасностей, помогаем младшим избежать неприятных ситуаций, одним словом, мы хорошо и надёжно вооружены, а кто вооружён, тот надёжно защищён. Я всем желаю мирного неба, хорошего знания законов, благополучия во всём. | Обобщение знаний | | Карточки |