Просмотр содержимого документа
«Беседа "День народного единства".»
Тема: День народного единства. Беседа.
Цель: раскрыть содержание понятий «единение», «гражданская солидарность», «благотворитель-ность», «терпимость», привить учащимся уважение к ценностям дружбы, способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, формировать гражданскую позицию, воспи-тывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.
Содержание беседы:
История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать неразрывную связь со своими далекими предками, надо представить, что в течение одного столетия в каждой семье, как правило, одновременно живут три поколения. Если считать, что происхождение нашего многонационального народа и созданного им государства имело место примерно с середины IX века, то к нынешнему XXI столетию каждый из живущих ныне россиян может легко представить, какие колоссальный труд, исторический опыт, многовековые усилия и мудрость, накопленные более чем тридцатью поколениями наших предков, стоят, если можно так выразиться, за его спиной.
Но прежде чем говорить об истории любого народа и государства, каждому россиянину следует отчетливо знать и понимать, что же лежит в основе его национальной самобытности? Каковы корни этого уникального исторического явления – особой человеческой общности – многонационального российского народа? В чем отличия его от других народов? Какое влияние оказала Россия на историю и культуру всего человечества? Для этого надо отчетливо представлять, какие важнейшие этапы государственно - политического развития прошло наше Отечество за свою многовековую историю. Какие источники питали и питают наше Великое Прошлое.
С 2005 года Россия отмечает новый для себя праздник – День народного единства.
В российской истории много дат, связанных с защитой Отечества, с победами в различных сражениях. Но именно в ноябре 1612 года обозначилось то, что мы называем гражданской солидарностью, гражданской ответственностью, именно тогда появились ростки российского общества. Это действительно был великий перелом в жизни страны. Новый государственный праздник пока только входит в нашу жизнь, но его смысл и значение имеют глубокие исторические корни.
В этот день, 4 ноября 1612 года, воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польско-литовских интервентов. 396 лет назад победа народного ополчения заложила основы для фундамента независимого государства. Вся будущая мощь России построена на этом фундаменте. Это был выход из глубочайшего духовного и нравственного кризиса, названного Смутным временем.
Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI – начале XVII веков. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из за неурожая в 1601-1603 годов наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович - сын Ивана Грозного Федор), по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова). В своих коварных планах польские паны использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.), выступавших под именем сына Ивана IY – царевича Дмитрия. После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сегизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска – бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие.
Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения.
Первое ополчение собралось в феврале 1612 года. Русские осадили Кремль, где укрылись польский и немецкий гарнизоны. Однако ополчение потерпело неудачу и распалось.
В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование нового ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского, человека достойного, известного своей храбростью, преданностью Родине и искусством ратного боя. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей.
В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. У оккупантов осталось последнее пристанище - Кремль, который попал в прочную осаду.
Польский гарнизон, засевший в Московском Кремле, испытывал голод и лишения. Русские нападали на отряды, разосланные за продовольствием, отнимали награбленное, беспощадно истребляли грабителей. В этой борьбе русские патриоты на щадили себя, подчас жертвовали своей жизнью. В их числе был народный герой Иван Сусанин.
22 октября (по новому стилю 4 ноября) 1612 года ополченцы штурмом освободили Китай-город. В руках интервентов остался только Кремль, но и его удержать они были не в силах. Через 4 дня польский гарнизон капитулировал.
К концу 1612 года Москва и ее окрестности были полностью очищены от интервентов. Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями всего народа, который проявил в эти тяжелые времена мужество, терпение и выдержку, спас государство от распада, национальной катастрофы, иноземного ига. Именно с этого времени ведет свой отсчет Россия (до того называлась Русь), а зачинатель сего Кузьма Минин по праву именуется первым гражданином России.
Память о подвиге Минина и Пожарского надолго сохранилась в людских сердцах.
В начале 19-го века на Красной площади им был поставлен памятник, созданный известным скульптором И. Мартосом на народные пожертвования.
Минуло Смутное время, но не порвалась живая связь времен. И каждый раз, когда Отчизне угрожала смертельная опасность, новый тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского. Так было во время наполеоновского нашествия, так было в пору суровых испытаний Великой Отечественной войны. Имена великих предков вдохновляли защитников Родины на ратные подвиги.
Классный руководитель начинает беседу со слов, которые написаны на постаменте памятника, стоящего в Москве на Красной площади. «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что же Россия благодарна этим людям? Выслушаем все версии. Можно задать наводящие вопросы. Например, какие события происходили в России в начале ХVII века? Почему народ называл это время «лихолетьем»? Кто покушался на свободу России? Почему в России началось «смутное время»? Какие изменения произошли в России после победы народного ополчения Минина и Пожарского?
(Если учащиеся могут, то с помощью наводящих вопросов они рассказывают самостоятельно, если нет, то помогает воспитатель).
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».
16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. В декабре 2004 года президент России В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Затем проводится небольшая викторина, чтобы учащиеся лучше запомнили события и главных героев.
Вопросы викторины:
1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)
2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)
3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)
4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)
5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)
6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)
7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)
8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)
9. Какие города удалось захватить врагам?
10. Где происходила битва 24 августа? (в Москве)
11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 201-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации»
2. В. Назаров «Что будут праздновать в России 4 ноября 2005 года»
3. Борисов Н. С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. «Ключ к истории Отечества». –М;1993год
4. В. Е. Шматов «Великая дата России»
5. «Известия» Праздничные дни. Как они появляются и кто их устанавливает. 2006 год