2.Вступление (эмоциональный настрой). Рассказ учителя о том, что сегодня будет на уроке. Постановка целей урока и планируемые результаты | -Осознание необходимости получения новых знаний. -Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать познавательную цель и тему урока. | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. 1)Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. Конфуций 2)Беседа о современном ДПИ - Где в основном используется современное декоративное искусство?
– Что означает слово “ интерьер “?
– Люди какой профессии занимаются интерьерами?
3)Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. - Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постарайтесь определить тему урока. (Включается презентация, учитель выставляет перед учениками несколько работ) |
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. - Внутреннее убранство здания, помещения.
Художники и дизайнеры. Смотрят на первый слайд презентации и выставленные работы, определяют тему урока. |
3.Показ презентации и видео. История витража, витражной росписи, информация о техниках | Обучающиеся заинтересованы полученной информацией | -восприятие информации -сформировать представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере | Прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле называются витражами. Они обычно устанавливаются в световых проемах – окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий. 1. 1) Стекло существовало в Египте уже 6 тысяч лет назад. Древнейшими стеклянными предметами являются кувшины, бусы, кулоны, амулеты, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни яшму и лазурит. Мастерство египетских стеклоделов достигло высокой степени совершенства, пример которого мы видим в найденном в Амарне сосуде синего стекла в форме рыбы, чешуйки которой переданы синими, белыми и желтыми выпуклостями, а также на примере чудесной женской головы светло-синего и темно-синего стекла конца XVIII династии. 2) Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно финикийскими морскими купцами, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Из которой потом начали делать стеклянные предметы. 3) В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Во времена императора Августа изделия из стекла вывозились во Францию, Германию и Швейцарию. Именно римляне первыми начали использовать стекло в архитектурных целях – особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в стекломассу оксида марганца, случившееся около 100 гг. до н.э. в Александрии. Александрия в то время была и центром производства изделий из стекла, всемирно известна Портлендская ваза (из двухслойного непрозрачного стекла) – возможно самый известный шедевр александрийских мастеров. 4) Стеклоделие в России развилось в IX–Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.). В Х–Х1 веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов. 5) Значительная роль в развитии научного стеклоделия в России принадлежит М, В. Ломоносову. В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла. В 1753 им была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика (близ Петербурга), где выпускался бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные “галантерейные изделия”: граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы – все из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. 2.Как и где используют стекло в наше время? 3.Показ видео о том, как делают витраж в технике Тиффани после слайдов об истории, следом видео о витражах по европейской технологии со свинцом. 4. История создания витражей и росписи по стеклу берёт свои истоки с эпохи Возрождения. В те далёкие времена, широко применялся вид живописи под названием гризайль (анг. gris - серый) – роспись одноцветной краской разных оттенков, с прорисовкой элементов рисунка золотом или серебром. Эта технология позволяет на плоской поверхности создавать чудесные, визуально рельефные, изображения. Рывком вперёд в развитии технологии гризайль, явилось изобретение жёлтой краски с явно выраженным серебристым оттенком. Вообще, для подготовки стеклянной поверхности для последующей росписи по стеклу в стиле гризайль, применялись особые красители, характерные тем, что при термической обработке стекла - они не растворялись в стеклянной массе полностью, но распределялись по поверхности равномерно. Раствор красно-рубинового цвета получали, используя в качестве красителя золото или медь; жёлтый цвет получался при добавлении серебра. После изобретения новых технологий окрашивания стекла, мастерам, работающим с техникой гризайль, открылся грандиозный простор для творчества. Появилась возможность окрашивать каждую часть рисунка отдельно, делать контуры изображения намного крупнее, иметь больше места для нанесения живописных композиций. В росписи по стеклу эпохи Возрождения довольно часто встречаются большие изображения лиц, выполненные в стиле гризайль вообще без прорисовки контурных элементов. Вершиной авторского мастерства в творчестве гризайль является создание произведения, когда при взгляде на него, зритель ломает голову: скульптура перед ним или живопись. Роспись по стеклу в технике гризайль стала прекрасной альтернативой витражу В 18 веке живопись на стекле получила широкое распространение в Индии. Темы имели региональные разнообразия. Они были пропитаны фольклором, иллюстрациями из религиозных книг и темой великих индийских эпосов. Сложные стеклянные картины обожали включать в интерьеры своих домов элита общества и королевские семьи. Индийские мастеровые открыли двери для одной из самых известных форм прикладного искусства Индии и дорожили этой традиционной формой искусства, которая производит на людей глубокое впечатление. | Смотрят презентацию, фильмы и слушают учителя. Отвечают на вопрос. |
7.Физкультминутка | | | У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.) Три, четыре, раз, два. «Семья» (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! Отдохнули и тогда, За работу нам пора! | |
8. Информация о красках. Выполнение творческой работы. | -Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. -Красочная работа, эмоциональное удовлетворение | -выполнить творческую работу | Информация о красках. Краски, которые используются для росписи стекла, можно разделить на несколько основных видов – контуры (густые), витражные (прозрачные), покрывные (непрозрачные), декоративные материалы. Витражные, в свою очередь бывают обычные, те которые сохнут на воздухе в течении примерно суток и не требуют дальнейшей обработки, и запекаемые, которые для фиксации нагревают в обычной бытовой духовке. Более дешевые, «детские» краски такого типа еще называют «прилипалами», потому что если контур и краски нанести достаточно плотным слоем на гладкую поверхность(пластиковый файл, стекло и т.п.), то после высыхания они образуют пленку, которая легко снимается и приклеивается на гладкие поверхности (стекло, пластик, зеркало и т.п.) иногда по несколько раз. Поэтому при расписывании ими «на века», с вещью следует обращаться осторожно – они могут отслаиваться если рисунок задеть или поцарапать достаточно сильно. При этом споласкивать их водой без использования разных чистящих средств можно без проблем. Роспись покрывными красками напоминает рисование обычной гуашью. Поскольку большинство акриловых художественных красок на водной основе, их можно не только легко поцарапать, но даже смыть обычной водой. Поэтому такие работы обязательно нужно покрывать лаком для долговечности. (фотографии красок в презентации) При росписи витражными красками сам процесс проходит в два этапа. Первый – с помощью более густой краски обрисовывается контур рисунка, при этом следует составлять рисунок из полностью закрытых контуров. Второй – элементы рисунка заполняются более жидкой витражной краской, которая не растекается за границы рисунка благодаря обведенному контуру. При достаточной сноровке и опыте можно рисовать витражными красками и без контуров. Практическая работа. Вариант 1.Краски-прилипалы "Переводные" витражные краски В отличие от витражных красок для работы взрослых художников и декораторов, детские краски по стеклу позволяют создавать аппликации многоразового использования. После высыхания готовой картинки вы можете снимать и наклеивать аппликацию на гладкую поверхность несколько раз! Материалы: файлы, трафареты на одну тематику, краски-прилипалы, влажные салфетки, ватные палочки, нескользящая ткань,фен Ход работы: Выбрать себе готовый трафарет Положить на трафарет файл Перевести рисунок на файл с помощью контура Высушить контур феном Заполнить картинку красками Оставить на сутки Т.к. все картинки были на одну тему, то можно отсоединить получившиеся рисунки (аппликации) и перенести их на одну стеклянную поверхность, тем самым составив из аппликаций композицию. Вариант 2. Краски и контуры фирмы Decola. Во-первых, они не пахнут. Поверьте, если вы планируете работать с красками в жилом помещении или рядом с детьми, то это большой плюс. Конечно, если у вас есть отдельное, хорошо проветриваемое помещение, где можно устроить студию, то резкий синтетический запах для вас не проблема. Во-вторых, они легко смываются водой с кисточек, рук, рабочей поверхности и неудавшегося изделия. В-третьих, акриловые витражные краски просты в использовании – с ними могут работать и дети (естественно, под присмотром взрослых!). Можно поиграть с цветами, смешивая краски. Если вы выбираете краски для ребенка, то обратите внимание: в продаже есть специальные детские витражные краски, при помощи которых создаются аппликации многоразового использования для гладких поверхностей (оконные стекла, холодильник, зеркала и т.д.). И, в-четвертых, акриловые краски не требуют растворителя, хорошо разбавляются водой. Но! Помните, что рисунок, выполненный разведенными красками, частично теряет водостойкость. Поэтому разбавлять краску можно только в двух случаях: если готовый рисунок будет покрываться лаком или не будет контактировать с влажными средами. Материалы: Контуры и краски фирмы Decola (на водной основе),баночки или тарелки, плотная ткань, стаканчик-непроливайка, кисти (1,2,3), ватные палочки, влажные салфетки, фен. Учитель заранее подготавливает банки и тарелки (обезжиривает поверхность с помощью спирта или ацетона) Подготовить различные несложные трафареты (бабочки, рыбки, цветочки, солнышки и т.д.) Заранее попросить детей принести стеклянные (прозрачные) баночки (0,5л) или тарелки Подложить рисунок под тарелку (приклеить скотчем внутри баночки),обвести контуром Высушить контур феном Заполнить рисунок красками Оставить сохнуть на 1 сутки Можно сделать выставку работ, после чего дети заберут их домой | Выполнение творческой работы |