На предыдущих уроках мы с вами узнали о многих народных промыслах, об умельцах, чьими руками создаются замечательные предметы, игрушки, посуда, мебель, и другие предметы быта.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
- Давайте вспомним виды народных промыслов и проведём викторину.
- Я зачитаю вам информацию, отличительные особенности о народном промысле, а ваша задача- определить как он называется и поднять нужную карточку.
Викторина.
1. Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Основной приём росписи - «травный». Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плюшки?
(Хохлома. Растительные узоры).
2. На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно любимы мастерами два цветка (купавка и розан). Как называется этот промысел?
( Городец. Купавки и розаны).
3.Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем чёрном фоне садовые или полевые цветы. Что это за народный промысел?
( Жостово. Узоры растительного мира, цветы).
4.Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок.
Отгадайте загадку:
-Зонтик грибком,
Ручки крендельком.
Ходит девица-красавица пешком.
( Дымковская барыня).
(Дымково. Элементы геометрического характера).
СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
« В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит,
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше - конёк,
Из чистого колодца водицы глоток.
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньки живут.
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят».
( Показ иллюстрации деревни и мастеров).
Сегодня мы познакомимся с ещё одним художественным промыслом «Гжель». Посмотрите внимательно, как правильно писать это слово и запомните. (На доске). Давайте проговорим все вместе: « Гжель».
ЗНАКОМСТВО С РОСПИСЬЮ. (Спокойная мелодия. Показ слайдов, иллюстраций).
«Фарфоровые чайники, подсвечники, часы.
Животные и птицы невиданной красы.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая».
1 ребёнок: Расскажите-ка, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки,
Да из сказки не простой,
Снежно - бело- голубой?
Где живут мастера? (Звучит запись сказки).
- Вот откуда появилась фарфоровая посуда, статуэтки и другие предметы быта. Перед вами работа гжельских мастеров. ( Показ слайдов).
-А вот эти мастера расписывают чудную фарфоровую посуду. ( Показ портретов мастеров).
Дети, внимательно рассмотрите иллюстрации на которых изображена гжельская посуда и ответьте на вопросы:
1.По какому материалу выполнена эта роспись? ( Фарфор).
2.Что вылепил мастер? ( Посуду и. т. д.).
3. Как украсил своё изделие? ( Синими узорами, цветами, птицами).
- Любят художники давать своим произведениям яркие и образные названия, например маслёнка «Рыба-кит» - не оставит равнодушным никого. Кит как будто плывёт по волнам, которые напоминают лепестки цветка. Глаза кита – настоящие розы. А на его спине художница Л. П.Азарова вылепила сказку (город с башенкой и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка).
- А чайники! Можно только удивляться богатой фантазии художников. Какой чайник лучше, сказать трудно. Глаза разбегаются. С удивлением смотришь на другой чайник, состоящий как бы из двух. Его раздуло от важности. Как просто, но в тоже время красиво - они расписаны. И уже обязательно на каждом из них есть цветок.
-А эта скульптура – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.
Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»
Если бы вы были мастерами, что бы вы слепили на радость людям и как бы украсили своё изделие? (Ответы детей).
-На прошлых уроках мы с вами учились рисовать элементы растительного мира. Посмотрите, какие из них вы видите на гжельских изделиях? (Травка, цветы, ёлочка, веточки, листочки, бутоны).
-А гжельские мастера используют и другие элементы росписи. (Показ).
«Капелька- росинка
Стебелёк- волосинка».
«Завиточки- завитушки
У петрушки на макушке»
«Точки- бусинки, мышиные глазки!
Любят поглядывать и слушать сказки!»
«Раз - стручок, два- стручок,
А теперь подмой бочок,
Ишь ты, роза ожила!
Веселей пошли дела».
- Откуда народные мастера берут эти элементы узора? (Списывают с деревьев, цветов, лугов, проталинок).
(Как называют гжельскую роспись? («Нежно - голубое чудо»).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- А теперь внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы. Вы будете учиться расписывать посуду гжельской росписью.
А вам хочется научиться рисовать?
Шепните дружно:
Ну, кисточка, да синяя краска,
Продолжите про Гжель интересную сказку!»
Просты элементы, но с лукавинкой!
Все собраны с лугов да с проталинок!
- Представьте, что вы попали в деревеньку Гжель и находитесь в цехе гжельской росписи. Вы теперь мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Этим узором вы должны украсить посуду (чайники, кувшины, кружечки).
-Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила.
- Как правильно пользоваться кисточкой? (Рисовать всей кистью и концом кисти, держать кисточку тремя пальцами).
- Как получить голубой цвет? (Синяя + белая или разбавляем водой).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
- Приступайте к работе. Помните, для работы нам потребуется краска синего цвета. Чтобы получить тёмный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее. Узор всегда расположен в центре изделия. В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
Физминутка .
- Хозяйкой на уроке будет ваша рука . (Дети разминают пальцы).
Молодцы! У вас хорошо получается.
-Закончили свою работу. Пока краска подсыхает вспомним ещё раз: с каким народным промыслом мы с вами сегодня познакомились (с гжельской росписью).
- А сейчас мы поиграем. Я читаю вопрос и три ответа, а вы должны выбрать какой из них правильный. Для ответа надо будет поднять карточку с нужной цифрой (Зачитываю. Дети поднимают карточки с цифрой 1, 2, 3).
- А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что же у нас получилось? (Дети поднимают работы).
« Верьте, не верьте –
Но побывали мы в деревне Гжель
Привезли мы вам оттуда, посмотри какое чудо!
В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна
Дивных рук творение.
Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель.
С красотою несравненной
Чудо - наша Гжель».
( Дети наклеивают на ватман свои работы).
- Молодцы! С заданием справились все. По работам видно, что вы все очень старались, поэтому за лучшие работы я присваиваю звание «Народный мастер» следующим ученикам………. Эти работы выполнены на «5».(Повязываю этим ученикам на голову «Ленту мастера».А остальные работы выполнены на «4».- Почему? Какие недоработки? Не переживайте, мы ещё продолжим знакомство с гжелью.
1ребёнок: « Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа».
2 ребёнок: «Вот звонок уже звенит
Наш урок закончился.
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям!
За столы всех приглашаем
Русским чаем угощаем».
- Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте убрать своё рабочее место.