kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знакомство с гжелью. Самостоятельное составление узора для украшения посуды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме "Знакомство с гжелью. Самостоятельное составление узора для составления посуды"

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с гжелью. Самостоятельное составление узора для украшения посуды".»

Тема: «Знакомство с гжелью. Самостоятельное составление узора для украшения посуды». 6 класс

Цель: формировать представление и дать характеристику народному художественному промыслу- Гжели.

Задачи:

- научить детей составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать готовые формы;

- закрепить навыки рисования всей кистью, её концом;

- научить составлять оттенки синего цвета;

- воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Оборудование:

Зрительный ряд: выставка изделий гжельских мастеров, иллюстрации, таблицы, посуда с гжельской росписью, салфетки.

Литературный ряд: художественное слово (стихи, тесты, викторина), текст сказки.

Музыкальный ряд: спокойная мелодия.

Для учащихся: гуашь (белая + синяя), кисти, трафареты посуды, салфетки, клеёнки.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Сообщение темы.

На предыдущих уроках мы с вами узнали о многих народных промыслах, об умельцах, чьими руками создаются замечательные предметы, игрушки, посуда, мебель, и другие предметы быта.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

- Давайте вспомним виды народных промыслов и проведём викторину.

- Я зачитаю вам информацию, отличительные особенности о народном промысле, а ваша задача- определить как он называется и поднять нужную карточку.

Викторина.

1. Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Основной приём росписи - «травный». Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плюшки?

(Хохлома. Растительные узоры).

2. На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно любимы мастерами два цветка (купавка и розан). Как называется этот промысел?

( Городец. Купавки и розаны).

3.Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем чёрном фоне садовые или полевые цветы. Что это за народный промысел?

( Жостово. Узоры растительного мира, цветы).

4.Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок.

Отгадайте загадку:

-Зонтик грибком,

Ручки крендельком.

Ходит девица-красавица пешком.

( Дымковская барыня).

(Дымково. Элементы геометрического характера).

СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

« В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит,

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крыше - конёк,

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут

Умельцы в той деревеньки живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят».

( Показ иллюстрации деревни и мастеров).

Сегодня мы познакомимся с ещё одним художественным промыслом «Гжель». Посмотрите внимательно, как правильно писать это слово и запомните. (На доске). Давайте проговорим все вместе: « Гжель».

ЗНАКОМСТВО С РОСПИСЬЮ. (Спокойная мелодия. Показ слайдов, иллюстраций).

«Фарфоровые чайники, подсвечники, часы.

Животные и птицы невиданной красы.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая».

1 ребёнок: Расскажите-ка, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки,

Да из сказки не простой,

Снежно - бело- голубой?

Где живут мастера? (Звучит запись сказки).

- Вот откуда появилась фарфоровая посуда, статуэтки и другие предметы быта. Перед вами работа гжельских мастеров. ( Показ слайдов).

-А вот эти мастера расписывают чудную фарфоровую посуду. ( Показ портретов мастеров).

Дети, внимательно рассмотрите иллюстрации на которых изображена гжельская посуда и ответьте на вопросы:

1.По какому материалу выполнена эта роспись? ( Фарфор).

2.Что вылепил мастер? ( Посуду и. т. д.).

3. Как украсил своё изделие? ( Синими узорами, цветами, птицами).

- Любят художники давать своим произведениям яркие и образные названия, например маслёнка «Рыба-кит» - не оставит равнодушным никого. Кит как будто плывёт по волнам, которые напоминают лепестки цветка. Глаза кита – настоящие розы. А на его спине художница Л. П.Азарова вылепила сказку (город с башенкой и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка).

- А чайники! Можно только удивляться богатой фантазии художников. Какой чайник лучше, сказать трудно. Глаза разбегаются. С удивлением смотришь на другой чайник, состоящий как бы из двух. Его раздуло от важности. Как просто, но в тоже время красиво - они расписаны. И уже обязательно на каждом из них есть цветок.

-А эта скульптура – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

Если бы вы были мастерами, что бы вы слепили на радость людям и как бы украсили своё изделие? (Ответы детей).

-На прошлых уроках мы с вами учились рисовать элементы растительного мира. Посмотрите, какие из них вы видите на гжельских изделиях? (Травка, цветы, ёлочка, веточки, листочки, бутоны).

-А гжельские мастера используют и другие элементы росписи. (Показ).

«Капелька- росинка

Стебелёк- волосинка».

«Завиточки- завитушки

У петрушки на макушке»

«Точки- бусинки, мышиные глазки!

Любят поглядывать и слушать сказки!»

«Раз - стручок, два- стручок,

А теперь подмой бочок,

Ишь ты, роза ожила!

Веселей пошли дела».

- Откуда народные мастера берут эти элементы узора? (Списывают с деревьев, цветов, лугов, проталинок).

(Как называют гжельскую роспись? («Нежно - голубое чудо»).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- А теперь внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы. Вы будете учиться расписывать посуду гжельской росписью.

А вам хочется научиться рисовать?

Шепните дружно:

Ну, кисточка, да синяя краска,

Продолжите про Гжель интересную сказку!»

Просты элементы, но с лукавинкой!

Все собраны с лугов да с проталинок!

- Представьте, что вы попали в деревеньку Гжель и находитесь в цехе гжельской росписи. Вы теперь мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Этим узором вы должны украсить посуду (чайники, кувшины, кружечки).

-Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила.

- Как правильно пользоваться кисточкой? (Рисовать всей кистью и концом кисти, держать кисточку тремя пальцами).

- Как получить голубой цвет? (Синяя + белая или разбавляем водой).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- Приступайте к работе. Помните, для работы нам потребуется краска синего цвета. Чтобы получить тёмный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее. Узор всегда расположен в центре изделия. В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

Физминутка .

- Хозяйкой на уроке будет ваша рука . (Дети разминают пальцы).

Молодцы! У вас хорошо получается.

-Закончили свою работу. Пока краска подсыхает вспомним ещё раз: с каким народным промыслом мы с вами сегодня познакомились (с гжельской росписью).

- А сейчас мы поиграем. Я читаю вопрос и три ответа, а вы должны выбрать какой из них правильный. Для ответа надо будет поднять карточку с нужной цифрой (Зачитываю. Дети поднимают карточки с цифрой 1, 2, 3).

- А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что же у нас получилось? (Дети поднимают работы).

« Верьте, не верьте –

Но побывали мы в деревне Гжель

Привезли мы вам оттуда, посмотри какое чудо!

В белом небе, словно птицы,

Всем на загляденье

Голубых цветов поляна

Дивных рук творение.

Здесь и кружки, и кувшины,

Как весной капель.

С красотою несравненной

Чудо - наша Гжель».

( Дети наклеивают на ватман свои работы).

- Молодцы! С заданием справились все. По работам видно, что вы все очень старались, поэтому за лучшие работы я присваиваю звание «Народный мастер» следующим ученикам………. Эти работы выполнены на «5».(Повязываю этим ученикам на голову «Ленту мастера».А остальные работы выполнены на «4».- Почему? Какие недоработки? Не переживайте, мы ещё продолжим знакомство с гжелью.

1ребёнок: « Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа».



2 ребёнок: «Вот звонок уже звенит

Наш урок закончился.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям!

За столы всех приглашаем

Русским чаем угощаем».


- Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте убрать своё рабочее место.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Знакомство с гжелью. Самостоятельное составление узора для украшения посуды".

Автор: Сударкина Любовь Викторовна

Дата: 04.02.2020

Номер свидетельства: 538376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "методическая разработка урока по изобразительному искусству для 7 класса. Декоративно-прикладное искусство "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-7-klassa-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "222188"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435945830"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства