ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов). В эту систему входит:
1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
3. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И арт-терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли преподаватель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
Одна из основных задач уроков живописи: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами работы с детьми на уроках используют метод покачивания, сканирования и гимнастику для глаз.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ
ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ»
с учащимися 2 класса (12-13 лет)
отделения «Изобразительное искусство»
Составитель:
преподаватель А.А.Ведерников
г. Ялуторовск, Ялуторовский район, Тюменская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов). В эту систему входит:
1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
3. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И арт-терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья. Может ли преподаватель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
Одна из основных задач уроков живописи: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами работы с детьми на уроках используют метод покачивания, сканирования и гимнастику для глаз.
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ
ЗАНЯТИЯ ЖИВОПИСЬЮ»
ЦЕЛЬ УРОКА:
. воспитание эмоционально-психологической культуры учащегося средствами изобразительного искусства
. формирование эмоционально-эстетической отзывчивости
. развитие способности к самореализации творческого потенциала учащегося
. формирования художественной эмоциональности и выразительности
ЗАДАЧИ УРОКА:
. дать учащемуся общее представление о здоровьесберегающих технологиях занятия живописью, применяющихся на уроке.
ХОД УРОКА:
I ВВЕДЕНИЕ (2 минуты)
Назвать и объяснить основную тему урока.
II РАЗМИНКА (МЕТОД ПОКАЧИВАНИЯ) (8 минут)
Прежде чем начинать занятия живописью, ученику необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого используем метод покачивания. По словам многих ученых, добиться полного расслабления мышц в том случае, если вы лежите или стоите неподвижно, весьма тяжело. Наилучший способ это сделать – немного покачиваться, так как незначительная активность мускулов позволяет существенно успокоить нервы. Давайте посмотрим, как можно достичь действительно динамической расслабленности, используя метод покачивания. В этом нам поможет совет из книги “Искусство видеть”. Важно вспомнить о природе и о том, что движение в ней является постоянным. Беговая лошадь не просто намертво замирает в стойле, она постоянно переминается с ноги на ногу. В зоопарке животные также непрерывно ходят по клетке, и вовсе не потому, что очень нетерпеливы, а потому что непрерывное движение помогает успокоиться. В дикой природе слоны, когда собираются вместе, также постоянно раскачиваются, как будто танцуют. Скованность и неподвижность – гнилые плоды нашей цивилизации, которые приводят к тому, что мышцы и нервы постоянно напряжены. Начинайте ритмично двигаться, ведь чем больше мышц начнут участвовать в движении, тем более эффективной станет нервная и психическая деятельность организма.
Чтобы приступить к покачиванию просто встаньте, поставив ноги на ширину плеч, после чего неспешна и плавно поворачивайте торс, плечи и голову из стороны в стороны. Одновременно с этим переминайтесь с ноги на ногу, так чтобы вес тела переходил на правую ногу, затем на левую и снова на правую. Плавно качайте руками. Следите за тем, чтобы плечи и голова перемещались одновременно, кроме того, глаза должны поворачиваться вместе с головой. Прежде чем начать творить, расслабьтесь и успокойтесь. Не нужно останавливаться и делать перерывы. Движение должно продолжаться и быть ритмичным. Кроме того, не следует задерживать взгляд на каком-либо из предметов вокруг. Во время процесса покачивания избавьтесь от лишних мыслей, не сосредотачивайтесь на том, что находится прямо перед вами. Просто покачивайтесь и мельком смотрите на окружающий мир. Предметы вокруг вас будут постоянно двигаться, как если бы они проплывали перед окном поезда, в котором вы находитесь. Пусть динамическое движение станет для вас тем же, что танец для танцора, который полностью ему отдается. Почувствуйте ритм движения. Ученику, перед тем как приступить к работе, можно сделать 40-60 таких ритмичных покачиваний, которые позволят расслабить не только мышцы, но и глаза.
III МЕТОД СКАНИРОВАНИЯ (7 минут)
Сканирование для художника – это не использование сканера, отнюдь. В действительности это метод постоянного переноса взгляда по определенным объектам. Когда человек занимается сканированием предметов вокруг него, то его глаза постоянно двигаются, не фиксируясь на определенной зоне пространства. Голова во время сканирования не спеша поворачивается из одной стороны в другую, а наравне с ней поворачиваются и глаза. Благодаря движению головы (будь-то активное или медленное движение) можно избавиться от мышечного напряжения, которое всегда присутствует, если человек сидит неподвижно, напрягая мышцы. Сканирование противопоставлено обычному разглядыванию. Во время сканирования не нужно задерживать взгляд на определенных объектах, а взгляд должен все время плавно скользить в пространстве. (изображение 1)
Пятнистый цвет, масло. При создании данного этюда художник непрерывно сканировал объекты, которые стояли перед ним. При этом глаза постоянно двигались. Это позволило осознать наличие синих и пурпурных тонов в тенях на стене. Эти тона тесно переплетаются с желтыми и слегка розовыми тонами пятен от солнечных лучей.
Нередко художники во время работы сильно устают и чувствуют, как болезненно напряглось их тело. Подобное напряжение свойственно многим, достаточно посмотреть на учеников какой-либо художественной школы. Они нередко работают над картинами, плотно сжав зубы, их челюсти напряжены, а немигающий взгляд, кажется, прожигает картину насквозь. На самом же деле когда тело при работе сильно напряжено, то и картины могут выглядеть такими же. Если же работать над картиной в расслабленном состоянии, то можно получить куда более живой и расслабленный результат.
Так что если вы хотите научиться живому цвету и композиции, старайтесь больше расслабиться и медленно сканируйте ту сцену, что предстает перед вами.
IV ДАТЬ ГЛАЗАМ ОТДОХНУТЬ (Гимнастика для глаз) (8 минут)
Когда глаза устают, острота зрения неизбежно теряется. Глазам можно и нужно дать передышку, для этого желательно прекратить работу и пойти в темную комнату, либо в комнату со слабым освещением.
Что ж, не всегда такая комната есть в наличии, поэтому есть и более простой вариант – достаточно оторваться от мольберта и выйти на свежий воздух.
Но и это еще не все. Пожалуй, самый универсальный и доступный способ – просто прикрыть глаза ладонями или одной ладонью. Опишем этот метод подробнее. Глаза человека непрерывно функционируют в течение всего рабочего дня, при этом не важно, чем конкретно мы занимается – рисуем, читаем или втыкаем в потолок. Чтобы дать глазам долгожданный отдых, только одного лишь сна будет совершенно недостаточно. Вот почему на помощь придет очень простое упражнение, о котором знают многие окулисты. Такое упражнение выполняется быстро и просто, достаточно делать его до и после работы, а также во время небольших перерывов.
Отдых глаз по методу доктора Бейтса.Итак, закройте глаза и положите сверху на них раскрытые ладошки таким образом, чтобы нижняя область ладони опиралась непосредственно на скулу (можно и выше), а четыре заранее раскрытых пальца размещались на лбу. Ладошку нужно изогнуть так, чтобы вы могли, как открывать глаз, так и мигать им. При этом важно, чтобы ладонь не касалась самих глаз. Прежде чем наложить ладони желательно их согреть. Можно на них посидеть, либо же несколько раз резко встряхните ими в воздухе, этого будет достаточно.
Основная задача упражнения заключается в том, чтобы глаза ощутили тепло и провели некоторое время в темноте. Всего нескольких минут достаточно, чтобы глаза отдохнули, а острота зрения восстановилось. Глаза работают в тандеме с мозгом, поэтому закрывая глаза ладошками, вы одновременно даете отдохнуть и мозгу. Также желательно во время упражнения не размышлять о любых проблемах, постарайтесь устранить любые мысли. Дайте мозгу отдохнуть, ведь он нуждается в этом не меньше, чем ваши глаза.
Упражнения для тренировки двигательных глазных мышц.
Эти упражнения, в отличие от пальминга, можно делать лишь 3 разы в день - перед завтраком, обедом и ужином, повторяя каждую из них малое количество раз, чтобы не переутомить глаза. Очки во время выполнения гимнастики для глаз нужно снять. Лицо должно быть неподвижным, работают лишь глаза. Упражнения выполняют плавно, без резких движений.
Сначала нужно расслабить глаза быстрым морганием ввек (как крыла бабочку). Кстати, в народе недаром говорят: плохо видишь, поморгай.
1 упражнение. Несколько раз подряд поднять глаза кверху, опустить вниз (3-4 разы). После этого несколько секунд поморгать.
2 упражнение. Скосить глаза влево, потом вправо (3-4 разы). Потом несколько секунд поморгать.
3 упражнение. Поднять глаза в правый верхний угол, опустить по диагонали в левый нижний угол (3-4 разы). По окончанию несколько секунд поморгать.
4 упражнение. Поднять глаза в левый верхний угол и опустить по диагонали в правый угол книзу (3-4 разы). По окончанию несколько секунд поморгать.
5 упражнение. Нарисовать глазами прямоугольник: провести глазами справа налево, опустить по левой стороне сверху к низу, провести понизу слева направо и поднять по правой стороне снизу к верху. Поморгать несколько минут.
6 упражнение. Нарисовать глазами прямоугольник в обратном направлении. Поморгать.
7 упражнение. Провести глазами по кругу, вроде бы осматривая циферблат по часовой стрелке: поднять глаза на отметку 12-го часа, скосить на 3 часа, опустить на 6 часа, скосить на 9 часа, поднять на 12 часа (дважды). Поморгать.
8 упражнение. «Осмотреть циферблат» в обратном направлении - против часовой стрелки (дважды). Поморгать.
V ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО НРАТЮРМОРТА (20 минут)
Основные этапы:
Анализируем форму предметов, из которых состоит натюрморт. На эскизе прорабатываем компоновку предметов. Затем правильно компонуем предметы на бумаге, чтобы сохранить равновесие композиции. Намечаем легкими линиями изображаемые предметы, а затем прорисовываем подробнее форму каждого. Намечаем основые цвета, место света, полутени и тени. Обращаем внимание на светлые пятна (блики), и темные пятна. (Преподаватель работает вместе с учениками). На этом этапе работа завершена. На следующем уроке продолжим работать красками.
VI ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дома перед рисованием обязательно делать разминку по методу покачивания и основной комплекс
гимнастики для глаз.
VII ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Урок длился 45 минут. Прошел в хорошем темпе.
Цели и задачи урока выполнены.
VIII ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
2. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в
сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.