Занятие "Обвинская роза" является продолжением изучения "Обвинской росписи". Дети уже знакомы с этим видом ДПИ и умеют выполнять простые мотивы "травка", "капля". В беседе педагог рассказывает об истории росписи, мотивах, демонстрирует изделия с обвинской росписью. Занятие соответствует возрасту детей 11-13 лет. Дети закрепляют навыки росписи и выполняют основной мотив "обвинская роза".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся
Индивидуальная, фронтальная, групповая, игра.
Оборудование:
для учителя:- мультимедийная презентация «Обвинская роза»
- изделия с росписью
- стихотворение А.С.Пушкина
- лист бумаги А4
- краски гуашь
- кисти синтетика круглые №1-2 и №4-5
- палитра
- баночка с водой
- влажные салфетки
- шаблоны для росписи ( квадратные заготовки)
- пазлы с изображением обвинской розы
Книга «Народная роспись по дереву»
Для обучающихся: - лист бумаги А4
- краски гуашь
- кисти синтетика круглые №1-2 и №4-5
- палитра
- баночка с водой
- влажные салфетки
Источники информации: пособие «Художественное наследие Ильинских мастеров, работы учащихся.
Книга «Народная роспись по дереву»
images.yandex.ru›городецкаяросписькартинки
mages.yandex.ru›народныепромыслыроссии
Прогнозируемый результат: обучающиеся должны знать: историю развития обвинской росписи, приёмы выполнения простых элементов.
Должны уметь: выполнять элементы «капля», «травка», «листик», «спираль»
«роза».
Список использованной литературы:
- Истоки. Сборник материалов по истории Ильинского района // п. Ильинский – 1994
- Кутьев О.Л. И крест и гладь // Знамя. – 1993. - 9 февраля. – с.10
Ход занятия
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию (правильность и аккуратность расположения предметов на столе).
Детям предлагается по группам собрать пазлы , чтобы узнать тему занятия.
Сообщение цели и задач занятия. (2 мин.)
2. Словесно – иллюстративный рассказ об Обвинской росписи с элементами беседы.(10 мин.)
Просмотр презентации
Слайд 1. Посмотрите на изображения и скажите, как называются представленные росписи?
(дети называют: хохлома, гжель, городец, жостово)
Слайд 2.А сегодня мы познакомимся ещё с одной росписью - обвинской
В нашей местности крестьяне расписывали цветами, листьями прялки, лагуны, игрушки, эту роспись называли "Обвинской" по названию нашей речки Обвы.
А.С. Пушкин писал:
«Три девицы под окном
пряли поздно вечерком…»
Ребята, кто из вас знает, что такое прялка, для чего она нужна?
(дети: прялка-это предмет, с помощью которого пряли пряжу)
Слайд3.Правильно. Верхний элемент называется «лопасть». Вот её и украшали с обеих сторон росписью. Мотивы росписи - травы, цветы, ягоды, птицы. Роспись кистевая, поэтому изображение выполняется без подготовительного рисунка.
Ещё новое слово «лагун», кто знает его назначение?
(Дети: сосуд для жидкости. Если дети не знают – объясняет педагог)
Слайд 4.Здесь представлены прялки из коллекции Ильинского краеведческого музея. Они очень старые (первая прялка датирована 1870 годом), рисунок и краски потускли. Сначала роспись была сдержана по цвету, затем претерпела изменения. Это произошло благодаря массовому изготовлению вещей на рынок, что требовало упрощения приёмов росписи, а также благодаря изменению вкусов крестьянства, которому стали нравиться вещи более яркие, чем раньше.
Слайд5. Посмотрите, как сегодня выглядит роспись. Здесь представлены современные изделия.
Слайд 6.Обязательным элементом обвинской росписи является 8-лепестковый цветок.
Его лепестки расположены «крест- накрест». В центре – серединка украшена спиралью. Лепестки могут иметь различную форму и цвет (в паре)
Слайд 7. Рассмотрим порядок выполнения обвинской розы
Сначала выполнен подмалёвок: серединка – кружочек, затем лепестки. Завершающий этап – оживки. Для оживки использованы элементы «капля», «травка», «спираль»
Слайд 8. Для успешного выполнения обвинской розы необходимо научиться выполнять эти элементы: «лепесток», «травка», «капля», «спираль».
3.Практическая деятельность (10 мин.)
Для работы возьмем мягкую кисть и гуашевые краски.
(Объяснение по таблице и демонстрация на листе бумаги, как выполняются элементы Обвинской росписи. Обращаю внимание на положение кисточки. Выполнение упражнений, рисование этих элементов. Показать учащимся индивидуально выполнение элемента.)
В ходе работы даю советы, что при выполнении задания гуашью кисть не надо опускать глубоко в баночку с краской, но и не следует брать краски чуть-чуть на кисть. Также и воды не должно быть на кисти много или мало. Краску наносить на лист плавно, плотным слоем, а мазок должен быть приблизительно густоты сметаны.
4. Самостоятельная работа.(5 мин.)
Дети выполняют элемент обвинскую розу. Степень сложности изображения каждый определяет сам, в зависимости от качества выполненных упражнений. Наиболее успешным детям можно предложить придумать свой цветок, учитывая его характерные особенности.
5.Итоги, рефлексия.(3 мин.)
Выставка творческих работ. Беседа по вопросам.
-Как называется роспись, с которой мы сегодня познакомились?
-Назовите основной элемент росписи.
-Выберите из предложенных изображений изделия с обвинской росписью.