Орг. момент | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. И сегодня я буду у вас вести урок изобразительного искусства, надеюсь, он пройдет очень плодотворно, интересно. Присаживайтесь. Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всем хотят узнать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать, А работать, рисовать! - Перед тем как мы с вами начнем изучение новой темы урока, давайте проверим все ли вы подготовили к сегодняшнему уроку, я буду загадывать вам загадки, а вы проверяйте все ли у вас находится на парте: (ответы на загадки в презентации) Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет И большущий пароход! Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота, Там, глядишь, — красота! Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. Вы цветным карандашом Все рисуночки раскрасьте. Чтоб подправить их потом, Очень пригодится… Чтобы нам порисовать, Его надо открывать, И на первой на странице, Нарисуем чудо-птицу, А потом леса, озёра — Мы такие фантазёры! - Правильно, давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на хорошую и добрую волну. | -проверка готовности к уроку -слушают внимательно учителя. -простой карандаш -цветные карандаши -кисточка и краски -ластик -альбом для рисования |
Повторение пройденного материала. Постановка цели урока. | -Ребята, что вы изучали, рисовали на прошлом уроке? -Что вы узнали новое для себя, чему научились? -Правильно! Мама-это самый родной и прекрасный человек на свете, именно поэтому вы и рисовали ее портрет, и с помощью этого портрета пытались донести ее красоту. Скажите, а как может быть красив человек? -Что вы понимаете под духовной красотой? -Правильно, на прошлом уроке вы пытались изобразить не только внешнюю, но и показать духовную красоту в портрете. -Тема сегодняшнего урока: «Все народы воспевают мудрость старости» И сегодня мы с вами поговорим о мудрости и старости, посетим виртуальную картинную галерею и попытаемся изобразить еще одного из самых значимых и любимых людей из своей жизни. А кого именно, мы с вами сейчас и узнаем. | -мы рисовали нашу маму -Мы научились правильно рисовать портреты людей, а также поняли, что мама-это самый дорогой, близкий и самый красивый человек, который у нас есть. - физически и духовно -доброта, вежливость, отзывчивость и другие нравственные качества, что отличают одного человека от другого. |
Изучение и закрепление первичных знаний | -Скажите пожалуйста, исходя из названия тему сегодняшнего урока, про кого мы с вами будем говорить, кого изображать? -Ответьте пожалуйста на вопросы: кто всегда снисходителен к вашим шалостям? У кого вы можете провести летние каникулы? Кто может дать вам мудрый совет? Кто будет всегда на вашей стороне? -Правильно. Бабушка и дедушка много творят чудесного: они постоянно что-то мастерят, они всегда с вами заодно, они вас любят и балуют. -Скажите, а как вы проявляете любовь к ним, говорите ли вы им приятные слова, или, может, помогаете по хозяйству? -Помогают ли вам ваши дедушки и бабушки советами? -Хорошо, на самом деле недаром говорят, что пожилые люди являются очень мудрыми, к советам которым нужно прислушиваться. Чем старее, тем правее. Старость опытом богата. -Как вы считаем, почему все так считают? - Знали ли вы, что в праздничном календаре России есть одна красная дата, когда чествуют всех бабушек и дедушек нашей страны? -Как вы думаете, что это за день? – Правильно, это День пожилого человека. А когда он отмечается? -А почему чествуют пожилых людей? – Правильно, наши бабушки и дедушки всю свою жизнь отдали труду, воспитанию детей и теперь своей теплотой, лаской учат вас, своих внучат, быть добрыми людьми, за это мы должны быть им благодарны. – Какими качествами обладает человек в старости? А еще? -Молодцы! Наверное, вам известно, что многие художники любили рисовать пожилых людей. -Сейчас мы с вами отправимся в картинную галерею, где рассмотрим некоторые произведения художников, изобразивших портреты пожилых людей, на то, как изображаются возрастные особенности лица. -Рембрандт «Портрет старика в красном» — один из лучших среди портретов 1650-х годов. Человек прошел долгий и нелегкий жизненный путь. На лице — следы забот и тягостных раздумий, лоб изрыт глубокими морщинами, в задумчивом взгляде видна усталость, тяжело покоятся на коленях большие, узловатые руки. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь судьбы многих людей, целых поколений. -Леонардо да Винчи Автопортрет. Возраст проявляется, обостряет в лице человека черты его характера и особенности судьбы. Леонардо да Винчи, великий итальянский художник, смотрит с автопортрета решительно и пытливо. Среди мягких спадающих волос мастер резко и жёстко подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из – под бровей. Это гордый человек большой силы духа. Работа выполнена в конце жизни. Художник стар, но как он привлекателен, сколько ума в его лице! -А также: Василий Тропинин «Старуха с курицей» «Крестьянин»; В.Г.Перов Портрет В.И.Даля -С возрастом в лице человека проступает красота иная – красота прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершённых дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души. | -будем говорить о пожилых людях, и рисовать наших бабушек или дедушек. -бабушки и дедушки -мы помогаем им по дому, готовить кушать, говорим им ласковые слова и т.п. -да, например… -потому что пожилые люди больше знают и больше видели за свою жизнь, чем современное поколения, поэтому у них больше опыта, знаний и мудрости во многих вещах. -да - День пожилого человека -отмечается 1 октября -потом что пожилые люди на протяжение всей своей жизни работают, воспитывают внуков вносят неизгладимый вклад в развитии общества. -доброта, внимательность, чуткость, любовь к своим родным, отзывчивость. -внимательно смотрят на слайды и слушают учителя -внимательно смотрят и слушают учителя |
Практическая работа | -Сегодня ваше задание: изобразить своих дедушку или бабушку, с детальным показом их характерных черт, а также показать их красоту не только физическую, но и постараться показать и духовную. (примерные работы на доске +поэтапная работа) Объяснение последовательности выполнения работы. 1. Вспомните образ своих бабушки или дедушки, их характерную позу, наклон головы. 2. Определите, как будет размещаться изображение на листе бумаги, каким будет портрет (поясной или плечевой -объяснить). 3. Едва заметными карандашными линиями намечайте наклон, общий размер головы, линии плеч. 4. Отметьте местоположение частей лица тонкими линиями и прорисуйте их. 5. Уточните форму деталей лица (глаза, брови). 6. Обратите внимание на возрастные особенности лица (морщинки вокруг глаз, носа, рта; дряблость кожи). 7. Нарисуйте волосы, прическу. Требования рисунка (при объяснении того, как рисовать) В пожилом возрасте острее обозначаются черты лица, резко выделяются кости черепа, кожа становится дряблой и обвисшей, испещрённой морщинами. Вокруг рта и носа, у глазничных впадин, складки. Рисуя волосы, надо помнить, что они лежат по форме головы. Вспомните образ бабушки или дедушки, характерный наклон головы или позу. Определитесь с размещением изображения на листе бумаге. (Лучше, если это будет поясной портрет или рисунок головы). Вспомогательными, еле заметными, линиями отметить на лице местоположение частей лица. Уточните формы крупных деталей лица. -Вы можете нарисовать изображение в виде портрета, по пояс, или человека в полный рост, в зависимости от ваших желаний. -Желаю вам удачи, если у кого-то возникнут вопросы, поднимите руку, и я к вам подойду. -Если вы приступите к раскрашиванию, помните, что красками нужно пользоваться аккуратно, не замарав при этом ни себя, ни своего соседа по парте, и, конечно же, у каждого на парте должна быть клеенка, чтобы все столы были чистыми. | -Слушают инструктаж учителя и приступают рисовать. -смотрят на доску, где учитель показывает, как надо рисовать. |
Рефлексия | -У вас на партах лежат нераскрашенные листочки. Если вы считаете, что хорошо усвоили материал, и вам понравился данный урок, то раскрасьте цветочки зеленым цветом, если вы считаете, что материал для вас не совсем понятен, у вас были недочеты в работе, то раскрасьте цветочки желтым цветом, если же вы считает, что совсем ничего не поняли, вам было скучно, то раскрасьте цветочки красным цветом. -Поднимите свои цветочки. - Как я вижу, никто из вас не раскрасил цветочки красным цветом, это значит, что все были довольны проделанной работой. И я этому очень рада. – Ребята, о чём мы сегодня разговаривали? - В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, мы достигли их? -Спасибо вам за сегодняшний урок, вы работали активно, отвечали на все мои вопросы и хорошо поработали над своими рисунками. -Надеюсь, что и следующее наше занятие пройдет очень плодотворно. | -дети слушают инструктаж учителя и выполняют задание. -дети поднимают листочки -о мудрости пожилых людей -да, мы достигли поставленной цели, нарисовав своего любимого пожилого человека. -дети довольны проделанной работой |