kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебные цветы Жостова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит план - конспект урока, технологическую карту, приложение с дидактическими материалами.

Просмотр содержимого документа
«Волшебные цветы Жостова»

Тема: «Волшебные цветы Жостова».

5 класс

Тип урока: урок «открытия» новых умений и знаний.

Цели урока как планируемые результаты деятельности:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – изображение букетов цветов на различных формах, цель – создание эскизов росписи жостовских подносов,).

Метапредметные: познавательные – умение осознанно строить речевые высказывания, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её; регулятивные - умение самостоятельно определять цели и задачи, планировать совместную работу с одноклассниками, действовать по плану, контролировать процесс создания эскиза, вносить необходимые коррективы, оценивать свои достижения; коммуникативные - умение организовать совместную деятельность с одноклассниками, с учителем, формулировать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: развитие индивидуальных творческих способностей. Познакомятся с историей жостовских подносов, с особенностями этого промысла. Научаться приёмам выполнения жостовской росписи. Приобретение опыта работы художественными материалами.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; совместно-последовательная форма.

Основные понятия и термины: жостовский поднос, замалёвок, тенёжка, бликовка, уборка.

Оборудование:

Для учителя – мультимедийная презентация, конспект урока, рисунки, образцы жостовских подносов, загадки.

Для учеников – гуашь, акварель, простой карандаш, листы цветной бумаги или картон, баночка для воды, палитра.

Аудиоряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».















Технологическая карта урока



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Проверить готовность к уроку, настроить на встречу с прекрасным. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

Личностные: отношение к учебе.

2.

Актуализация знаний, воспроизведение знаний учащихся.


Организовать ситуацию, включающую обучающихся вести диалог о декоративно-прикладном искусстве.

Слушают загадки, отвечают, анализируют. Вступают в диалог. Пытаются формулировать цели, задачи, тему урока. Осознают поставленную задачу.

Коммуникативные: формирование умения слушать, понимать, формировать умение строить речевые высказывания.

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: совместное планирование целей и задач.

3.

«Открытие» обучающимися нового знания.

Предлагает ответить на вопросы, определить композиционные особенности, этапы выполнения росписи.

Рассуждают, анализируют, делают выводы. Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, извлечение необходимой информации из фотографий, умение проводить сравнительный анализ. Коммуникативные: умение слушать других.

4.

Первичное закрепление.

Игра «узнай роспись»

Предлагает выбрать среди фрагментов росписей жостовскую и объяснить свой выбор.

Рассуждают, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Познавательные: строить речевые высказывания, осуществлять анализ и сравнение, делать выводы. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в группе. Регулятивные: принимают учебную задачу, организовывают свою деятельность.

5.

Творческое применение в новой ситуации. Выполнение работы.

Предлагает создать эскиз росписи жостовского подноса. В форме диалога формирует представление о последовательности выполнения работы. Проводит фронтальную и индивидуальную работу с обучающимися. Контролирует процесс выполнения эскиза.

Самостоятельно выбирают форму подноса, работают в группах. Определяются с композиционным решением. Выполняют творческую работу.

Познавательные: формируем умение решать учебную задачу, делать выводы, анализировать, выражать свои мысли. Коммуникативные: умение работать в группе, умение договариваться. Личностные: умение использовать язык изобразительного искусства. Регулятивные: способность организовать свою деятельность, соблюдая этапы, правила рисования.

6.

Рефлексия. Организованное завершение урока.

Организует рефлексию. Подводит итоги урока, ставит оценку, предлагает составить памятку выполнения эскиза жостовской росписи.

Участвуют в подведении итогов, обсуждении творческих работ, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Анализируют.

Коммуникативные: формирование умения слушать, понимать других, проявлять толерантность. Личностные: отношение к творческим работам. Познавательные: формирование умения сравнивать и анализировать. Регулятивные: адекватно оценивать результаты своей деятельности.

План урока:

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний, воспроизведение знаний учащихся.

3. «Открытие» обучающимися нового знания.
4. Первичное закрепление.

5. Творческое применение в новой ситуации. Выполнение работы.

6. Рефлексия. Организованное завершение урока.





Содержание урока.



  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Вводное слово учителя для создания определённого эмоционального настроя. Проверка готовности детей к уроку.

Вот кисти на столе, а вот альбом.

Не хочется играть сегодня в прятки

И мы плывём в волшебную страну.

Страну народных промыслов прекрасных.

  1. Актуализация знаний, воспроизведение знаний учащихся.


Что вы уже знаете об этой стране? Почему эта страна называется волшебной? (ответы детей).

Народные промыслы – это исторически сложившиеся центры прикладного искусства, отличающиеся своими приёмами изготовления вещей. Искусство это создаётся творческими коллективами, применяющими ручной труд, свои приёмы и формы, идущие из глубины столетий. Народные промыслы – это гончарные изделия, резьба по дереву, роспись по дереву, по металлу, кружево и т.д.

Мы уже познакомились с вами с некоторыми народными промыслами, узнали много интересного. Куда приведёт нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда вам предстоит кроссворд отгадать. (Слайд №2)

Вопрос №1

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье 

(Гжель) Л. Куликова

Вопрос №2

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо -………. Городца!

(Роспись) Л. Куликова


Вопрос №3

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь –

Добела их всех обжечь.

(Свистулька) Н. Агошкова

Вопрос №4

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Иностранцу нет желанней

Куклы в красном сарафане.

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало

Символом России стала.

(Матрёшка) И. Приходько

Вопрос №5

Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

(Городец) П. Синявский

Вопрос №6

Все эти знаки не простые

Кружочки, крестики и волны

Они несут особый смысл

И их всех …… зовут

(Символ)

Вопрос №7

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая, непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют, не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной

(Хохломы) Б. Дубровский


ГЖЕЛЬ

РОСПИСЬ

СВИСТУЛЬКА

МАТРЁШКА

ГОРОДЕЦ

СИМВОЛ

ХОХЛОМА

В нашем кроссворде получилось ключевое слово ЖОСТОВО.

Жостово – это следующая станция, которую мы сегодня посетим. Подумайте, как может звучать тема нашего урока. Что сегодня мы будем рисовать? (Ответы учеников). Тема нашего урока звучит следующим образом: «Волшебные цветы Жостова». (Слайд №3) Мы с вами выполнить эскизы жостовских подносов. Но с начало немного истории.

  1. «Открытие» обучающимися нового знания.


Сообщение ученика.

В деревне Жостово появился очень красивый народный промысел. Деревня Жостово находится недалеко от Москвы. В начале, изготавливалась там различная продукция, которую расписывали и покрывали лаком. Обычно, это были шкатулки. А вот с появлением чая, самоваров, стали появляться и подносы. Жостовские мастера первые подносы выполняли в технике папье-маше, но такой поднос быстро выходил из строя. Производство этих изделий началось в 1825 году. Братья Вишняковы открыли в деревне собственную мастерскую. Побывав на выставке в Нижнем Тагиле и увидев металлические подносы, они решили расписывать металлические подносы, которыми пользовались в трактире, подавая на них к столам тарелки с закусками, чашки с горячим чаем, бублики.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. До настоящего времени мастера используют технологию ручной ковки, придавая самые необычные и оригинальные формы подносам.

Какие по форме могут быть подносы? (Ответы учеников). Прямоугольные, круглые, овальные, фигурные. (Слайд №4)

Форма подносов во многом определяет композицию росписи. Какие композиционные особенности вы заметили? (Ответы учеников). В центре можно расположить несколько крупных цветков, которые окружены более мелкими цветочками, бутончиками, тонкими травинками и листочками. По краю подноса располагаются мелкие цветочки как золотое кружево. Такое расположение называется «Букет». Цветы располагаются плотно друг к другу. Более свободно и легко цветы располагаются в композиции «Букет в раскидку». «Венок» - цветы и листья располагаются по краю подноса. «Полувенок» элементы росписи располагаются с напротив друг друга, а середина остаётся пустой. «Роспись углов» - цветы с листьями написаны по направлению от одного угла к центру. (Слайд №5)

Фантазии мастера-художника дают множество вариаций. Наблюдая окружающую природу, художник выбирает из неё сюжеты для живописи. В лучших жостовских работах цветы действительно имеют живую душу. Поэтому они и волшебные. Мастера не пишут с натуры. Свободная манера письма даёт возможность фантазировать и импровизировать. В результате творческой переработки живого цветка мастера создают букетные композиции. Классический жостовский поднос прямоугольной формы и черного цвета. (Слайд №6) Появляются интересные разработки в различной цветовой гамме (зеленой, красной, желтой, синей).

Как же появляется жостовский поднос? Какие он проходит этапы?

Сообщение ученика.

Сначала мастер при помощи шаблона обводит форму подноса. Затем из листа железа вырезает форму подноса, выравнивает форму будущего изделия. (Слайд №7) Прозрачной маслянной краской мастер намечает основные пятна композиции – где будут большие цветы, где поменьше, где расположаться крупные листья. Это этап называют замалёвок. Дальше мастер выполняет тенёжку, затемняет с одной стороны пятна цвета.

Самые освещённые места выделяют белилами, уточняют все объёмы. Это этап называется бликовкой. Слой за слоем на цветах и листьях создается объём. Каждый этап росписи прерывается сушкой в печи, в связи с чем роспись каждого подноса растягивается на несколько дней, а порой и недель.

Тонкие веточки-чёрточки ложатся по контуру лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. Мелкие травки и завитушки свяжут всю композицию в одно целое. Борта подносов украшают золотой полоской, лапками и кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера. (Слайд №8)

Поднос готов. Его хорошо просушивают и ещё несколько раз покрывают бесцветным лаком. А чтобы поднос блестел, полируют, как зеркало.

  1. Первичное закрепление.


Игра «Узнай жостовскую роспись». В каждой группе на столах лежат фрагменты росписей. Предлагается выбрать жостовскую роспись и объяснить свой выбор. Приложение №1

V. Творческое применение в новой ситуации. Выполнение творческой работы.


Перед тем как приступить к выполнению работы, напомним этапы выполнения работы. Приложение №2

Каждая группа из цветной бумаги или картона вырезает форму подноса, прямоугольную, круглую или овальную. Затем намечаем основные пятна композиции – где будут большие цветы, где поменьше, где будут располагаться листья. Работаем сразу кистью. Выполняем первый этап – замалёвок. Второй этап – тенёжка. Прокладываем тени на цветах, листьях и бутонах. Третий этап – бликовка. Тонкой кистью, белилами выделяем освещенные места. Прорисовываем мелкие травинки, листочки, цветочки. Стараемся связать все в единое целое. Четвёртый этап – уборка. Украшаем борта подноса золотистыми полосочками, цветочками, листиками.

Перед выполнением творческой работы провести физ. минутку

А теперь давайте глубоко вздохнем, расправим спинки и сделаем медленный выдох. И еще раз вдох и выдох. Представьте, что ваши руки – это цветы. Давайте покажем, как распускается и закрывается цветок (согнуть руки в локтях, кисти поднять вверх ладонями друг к другу. Прогнуть ладонь, на счёт раз, на два сжать пальцы в кулак).

Приступают к выполнению задания. Звучит музыка.

VII. Рефлексия. Организованное завершение урока.


Первые законченные работы закрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые, оригинальные и выразительные эскизы. Обучающиеся участвуют в обсуждении творческих работ, дают оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

И в заключение нашего урока, давайте составим «Памятку», для будущих пятиклассников к теме «Волшебные цветы Жостова», где укажем, на что обратить внимание при изучении темы, чтобы не возникли трудности во время работы.



Список используемой литературы


  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2013.

  • Изобразительное искусство.4 – 8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт. сост. Е. С. Туманова, Л. Ю. Романова, Т. В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.






















Приложение №1





































Приложение №2 Дидактический материал к уроку (авторская разработка)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Волшебные цветы Жостова

Автор: Чайкина Елена Владимировна

Дата: 29.11.2019

Номер свидетельства: 529426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Волшебное кружево узоров"
    ["seo_title"] => string(29) "volshiebnoie-kruzhievo-uzorov"
    ["file_id"] => string(6) "285274"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135317"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Роспись тарелочки"
    ["seo_title"] => string(17) "rospistarielochki"
    ["file_id"] => string(6) "258485"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448513567"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства