1. Организа- ционный момент Время: 2 мин Основные этапы: -активизация внимания; - проверка готовности. | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. – Сегодня у нас очень интересное и занимательное занятие и чтобы нам сегодня выполнить все, как подобает вести себя ученикам? - Они всегда должны быть готовы к уроку. (Проверка готовности присутствующих учащихся к уроку). - Сегодня мы попробуем с вами изобразить осенние деревья и осеннюю природу, но необычными способами, не так как мы привыкли рисовать с помощью кисточки деревья, а познакомимся с «Пальцеграфией», «Отпечатком» и попробуем нарисовать осень с помощью этих техник. | Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы. Готовят к работе краски. Проверка готовности к уроку. | Воспринимать речь учителя, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуника-тивные УУД) |
2.Постановка цели и задач урока. Время: 10 мин Основные этапы: - мотивация к учебной деятельности. а) Рассказ учителя | – Сегодняшний урок мне хочется начать музыкальной ноты. Вы внимательно слушаете музыку и подумайте, какое настроение она у вас вызывает, можете помечтать, закрыть глаза и представить какую-нибудь картинку. Звучит тихо фрагмент музыки П. И Чайковского «Времена года – Осень». - Какое настроение у вас вызвала эта музыкальная композиция? - Ребята, а кто какую картину вы себе смогли представить? Мы с вами ходили на экскурсию в школьный двор на прошлом занятии, какие изменения в природе мы заметили? Русская природа осенью всегда влияла на композиторов, художников и поэтом. Поэтому, они все старались передать красоту природы именно осенью. -Как вы думаете почему осень называют прекрасным временем года? Я просила вас дома подготовить стихотворения об осени. Кто готов нам прочитать стихотворение? послушайте стихотворение Ивана Бунина: «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…... - Кто внимательно слушал, кто же так терем-лес раскрасил? - А что это за цвета лиловый, золотой, богряный? А.с.Пушкин: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. - Ребята, а почему осень называют золотой, как вы думаете? - А подскажите, пожалуйста, какие краски больше преобладают осенью? Мы с вами прослушали музыку, прослушали стихотворение об осени, давайте обратимся теперь к картинам: 1. Перед нами картина Исаака Ильича Левитана. На переднем плане полотна изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца. Несколько алых осинок вносят дополнительную насыщенность в общую гамму картины. Самого солнца на полотне не видно, однако возникают ощущения, что его лучи как будто играют по поверхности всего холста. Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. - Ребята, а как бы вы назвали эту картину? Художник дал ей название «Золотая осень». Следующая картина Игоря Грабаря «Рябинка». На переднем плане художник изобразил главную героиню – рябинку. Стоит осень, дерево приготовилось сбросить листву. Наливаются соком красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход осени, подведения итогов и сбора урожая. На заднем плане изображена небольшая деревня, где кипит жизнь, люди готовятся к зиме. Художник делает противопоставление суетливой жизни людей и спокойствия леса и природы, ждущих морозов. Посмотрите, рядом с рябиной, изображены березки, которые не уступают ей в красоте осеннего наряда. | Рассуждают, находят ответ. Отвечают на вопросы, обсуждают тему; находят отличительные особенности картин | Поиск и выделение необходимой информации, проверка информации (познаватель-ные УУД) Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познаватель-ные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуника-тивные УУД) Уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно и при помощи учителя, прогнозировать свою деятельность на уроке (регулятивные УУД) |
3.Актуализация знаний Время:5 мин - проблемное объяснение нового знания - планирование трудовых операций | - Да, осень бывает разная: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение… Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Ребята, потрите свои ручки и передайте свое тепло и доброту своему соседу. - Сегодня мы будем рисовать природу осенью. Вначале надо определить композицию рисунка, т. е. как расположить предметы на рисунке. Вы должны решить будите вы рисовать одно большое осеннее дерево или целый лес, поэтому лист бумаги разверните в зависимости от вашей идеи рисунка. Необходимо заполнить формат листа красочным слоем, чтобы между небом и землей не было пустот. Технология выполнения Композиция рисунка: -определяем линию горизонта. -определяем месторасположение дерева, анализируя его строение (ствол, ветки и веточки) 2. Работа с цветом: -закрашиваем землю горизонтальными короткими мазками коричневой краской и охрой (смесь коричневой краски с желтой) -поднимаясь к верхнему краю листа разбеляем цвет, добавляя в краску (по мере перехода земли в небо) белого и голубого цвета - рисуем деревья, для начала нам нужно нарисовать крону осенних деревьев желтой, красной, бордовой, оранжевой краской и пользуемся техникой «Отпечаток» Перед вами лежат листочки, которые вы покрываете различными цветами и аккуратно прикладываете на свой осенний пейзаж. ( учитель показывает прием «отпечаток») - следующий способ рисования осеннего дерева это «Пальцеграфия», т.е., с помощью наших пальчиков. -Сначала вы рисуете дерево: ствол и веточки тонкой кисточкой, а потом окунаете свои пальчики в тот цвет, который решили использовать для листвы дерева и отпечатываем на свое дерево. ( учитель показывает прием «пальцеграфия») - Чтобы получить оранжевый и коричневый оттенок, какие краски будете смешивать? (Ответы учащихся) 3. Прорисовывание деталей Тонкой кисточкой прорисуем мелкие детали: отдельные травинки, птиц. | Вспоминают свойства стекла на основе личного жизненного опыта, рассматривают свои заготовленные образцы. Высказыва-ют личные предположения. Сверка предположе-ний с теоретичес-ким обосновани-ем в учебнике. | Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи (познавательные УУД) С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуника-тивные УУД) Оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятель-ность, причины неудач) (личностные УУД) Прогнозиро-вание, предвосхище-ние результата и уровня усвоения знаний (регулятивные УУД) |
Физминутка 1 мин | Упражнение «Мы листики осенние» - Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Представьте, что мы с вами в осеннем парке. Вдруг поднялся сильный ветер и закружил осеннюю листву. ( учитель демонстрирует действия детям) Мы, листики осенние, Дети поднимают На ветках мы сидим. руки вверх Дунул ветер - полетели. Движение руками Мы летели, мы летели из стороны сторону И на землю тихо сели. Дети приседают Ветер снова набежал И листочки все поднял. Дети поднялись Закружились, полетели Кружатся на месте И на землю снова сели. Дети садятся по местам | Подъём. Ходьба на месте. Потягивание вверх, назад. Приседание. Вращение руками. Наклоны туловища. | Воспроизво-дить по памяти информацию, необходимую для решения задачи, устанавливать связи (познаватель-ные УУД) |
4.Творческая практическая деятельность Время:20 мин Этапы: - проблемное объяснение нового знания (чеканка, чеканщик, чеканы, рельеф, рельефное изображение) Выставка работ учащихся | –Контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания. - Ребята, выполняя работу, сравнивайте свои изделия с образцом, ориентируйтесь на схемы, помогайте друг другу, при необходимости исправляйте ошибки. | Выполняют рисунок. Используют разные цели, для изображения различных элементов изображения. Воспроизводят информацию по памяти с опорой на личный опыт и межпредметные связи Выполняют индивиду-альную работу | Умеют работать красками и кистью (познавательные УУД) оцениваю конечный результат работы, вносят необходимые коррективы(регулятивные УУД) Организовы-вать совместную работу в паре: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество взаимопомощь (коммуникативные УУД) Корректиро-вать деятельность и устранять ошибки; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (регулятивные УУД) |
5. Итог урока. Рефлексия. Время: 3 мин Заключительное слово | - Какими способами вы рисовали деревья? - Вам понравилось рисовать осень? - как вы можете назвать свою выставку картин? Да, сегодня мы впервые нарисовали осень необычными способами. Мне очень приятно, что вы все работали дружно, активно. Старались передать красоту осенней природы, вложили в свои работы много труда, свое настроение. Пейзажи на нашей выставке все просто замечательные. Придумайте название выставки. | Оценивают свою работу, работы товарищей. Выделяют наиболее удачные работы, обосновывают свой выбор. Анализируют свою работу на уроке, отвечают на вопросы учителя. | Оценивать весомость действий (регулятивные УУД) Анализировать и прогнозировать свою работу (регулятивные УУД) |