- инструмент (синтезатор).
- фонограмма к упражнению «Дождик» (авт. Е.Поплянова);
- ноты песни-эхо «Осень золотая» (авт. П.И Ермолаев);
- фонограмма песни «Мухоморы» (из реп. группы «Домисолька»)
Этапы занятия | Педагогические задачи | Содержание деятельности | Методические рекомендации по выполнению упражнений, заданий и пр. | Оборудование, музыкальный материал |
Организационный этап | Подготовка детей к работе на занятии, создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность и активизация внимания детей Мотивация детей к предстоящей деятельности | Вход в зал. Фон слова на музыку Лисьим огненным хвостом Расписалась осень в том, Что пришла её пора, Гонит лето со двора. (Г Сычёва) Давайте поздороваемся и выполним приветственный ритуал – поклон. Ритуал-приветствия. Упражнение «Поклон» Приветствие педагога. Сообщение темы: «Осенние мелодии» Итак, сегодня мы с вами знакомимся с осенними мелодиями и ритмами. | Вход детей в зал осуществляется под музыку Выстроить детей в шахматном порядке Девочки выполняют поклон по I позиции через «плие». | Музыкальный центр Музыкальный фон Демонстрационный материал (Слайд) |
Основной этап | Эмоциональное раскрепощение группы | Скажите, пожалуйста, какие приметы осени вы знаете? (ответы) | Следить за грамотностью речи, полнотой ответов. | |
Активизация дыхания, развитие мелкой и общей моторики, речедвигательной координации. | Конечно, осенью всё чаще небо затягивают серые тучи, и идёт дождь. Давайте выполним упражнение «Дождь». Для этого нам нужно перестроится в круг. Текст упражнения Посмотрите, дождь полил, Воробьишку намочил (2 раза) Он летит к себе домой, Весь до ниточки сырой, Весь сырой. Посмотрите, дождь полил, Лягушонка намочил (2 раза) Прыгает к себе домой, Весь до ниточки сырой, Весь сырой. Посмотрите, дождь полил, Лягушонка намочил (2 раза) Прыгает к себе домой, Весь до ниточки сырой, Весь сырой. Посмотрите, дождь полил, Жеребёнка намочил (2 раза) Скачет он к себе домой, Весь до ниточки сырой, Весь сырой. Посмотрите, дождь полил, И утёнка намочил (2 раза) Он идёт к себе домой, Весь до ниточки сырой, Весь сырой. Посмотрите, дождь полил, Медвежонка намочил (2 раза) Мишка топает домой, Весь до ниточки сырой, Весь сырой. | Для правильного выполнения упражнения необходимо построить детей лицом в круг. Чётко определить задачу, выполнить движения по фонограмму (+) После этого можно выполнить упражнение под фогограмму (-) | Музыкальный центр Демонстрационный материал (Слайд) |
Формирование комплекса вокально-исполнительских навыков (регулировка силы звука голоса, развитие певческого дыхания, артикуляции) | А теперь давайте вспомним ещё одну примету осени. Загадка про ветер Он на улице живёт, Листья осенью несёт, А зимой несёт снежинки Иногда весной - дождинки, Летом, если он подует - С головы панамку сдует. Дыхательно – артикуляционный тренинг «Ветер» Дует легкий ветерок – ф- ф- ф… И качает так листок – ф – ф – ф … Дует сильный ветерок – ф – ф – ф … И качает так листок – ф – ф – ф… Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки. Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки всем нам говорят: Осиновый – а – а – а… Рябиновый – и – и – и … Березовый – о – о – о … Дубовый – у – у – у … И все вместе зашуршали – ш – ш – ш | При выполнении упражнения обратить внимание на правильную осанку, работу диафрагмы, правильную артикуляцию. Упражнение выполняется без музыкального сопровождения. | Демонстрационный материал (Слайд) |
Формирование комплекса вокально-исполнительских навыков (формирование интонационного чувства, навыка пения в унисон, динамического слуха) | Как называют явление природы, если с деревьев опадает листва? (листопад) Я приготовила для вас ещё одно задание. Мы разучим с вами осеннюю песню – эхо. Что такое эхо? Сейчас вы будете моим эхо. Ваша задача – чётко повторить музыкальную фразу, но немного тише. | Следить за правильной певческой установкой, одновременным началом и окончанием музыкальной фразы, выразительностью и эмоциональностью исполнения. | Синтезатор, ноты песни-эхо «Осень золотая» |
Знакомство с понятиями «ритм», «ритмо-схема», развитие чувства ритма, формирование навыка совместной деятельности | Ребята, как вы думаете, почему у нас получается петь? Почему некоторые звуки тянутся, а некоторые нет? В музыке есть понятие – ЗВУК «ДОЛГИЙ» И «КОРОТКИЙ». А чередование долгих и коротких звуков создаёт определённый ритм. Сегодня я расскажу вам сказку про веселую семью барабанов. Чтобы увидеть ритмический рисунок музыки мы используем ритмо-схемы, где звуки обозначены схематично – разными по размеру фигурами. А теперь попробуем воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью ритмо – схемы. | При выполнении упражнения следить за ритмичностью, правильным воспроизведением ритмического рисунка в хлопках. | Демонстрационный материал (Слайды) Демонстрационный материал (Магнитная доска) |
Работа над постановкой сценического номера Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование навыка коллективной деятельности | Ребята, я приготовила для вас ещё одну загадку. Какой же он хороший! И шапочка в горошек! Растёт повсюду он в лесу. Домой его не принесу! Ведь на расправу очень скор, Гриб ядовитый ... (Мухомор) Предлагаю вам вспомнить песню «Мухоморы». Сегодня мы выучим новые танцевальные движения и комбинации к этой песне. | При работе над сценическим номером можно «проучить» отдельные танцевальные движения и комбинации сначала в медленном темпе, затем в характере музыки | Демонстрационный материал (Слайд) |
Заключительный этап | Подведение итогов занятия | Наше занятие подошло к концу. Сегодня вы хорошо занимались, пели и танцевали, а также узнали способ записи ритмического рисунка музыки. Обратите внимание на экран. Я приготовила для вас домашнее задание. Выполнив первое задание, вы повторите то, что узнали сегодня на занятии. А 2 задание – творческое. Проявите фантазию, и ваши работы станут достойным украшением выставки «Рисуем музыку» До свидания! | Содержание домашнего задания направлено на закрепление пройденного материала, развитие творческого потенциала. Выход детей из зала под музыку. | Демонстрационный материал (Слайд) Музыкальный центр |