Урок-викторина по ИЗО в 5 кл
Учитель: Дмитриева Любовь Александровна
Тип урока: обобщающий урок-викторина
Тема урока: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
Цель:
- Развитие интереса детей к народному искусству.
- Вывести учащихся на более высокий уровень осознания тему через повторение и обобщение.
Задачи:
Образовательные:
- Повторение и обобщение ранее изученного материала.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей и навыков групповой работы, умений выступления перед аудиторией.
Воспитательные:
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному и чувства личной ответственности за общее дело.
Оборудование и материалы:
1. Набор игровых материалов.
2. Загадки по темам года.
3. Карточки-задания.
4. Кроссворды.
5. Художественные материалы
Общая характеристика урока-викторины
Урок-викторина представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра предназначена для учащихся 5-го класса и разработана с учетом их возрастных особенностей. В игре участвуют три команды 5-го класса, имеющие капитана, название и девиз. Вопросы чередуются с творческими конкурсами.
Форма проведения: командная игра- викторина
Участники: команды учащихся 5-х классов по 6 человек, их болельщики – одноклассники
Оформление класса: выставка детских работ по теме «декоративное искусство», 3 стола для команд.
Оборудование для конкурса:
- Конкурс-разминка – текст с загадками.
- Конкурс «Эмблема команды» - лист формата А4, маркеры, фломастеры, карандаши.
- Конкурс «Анаграммы» - карточки-задания для капитанов команд с анаграммами (3 шт).
- Кроссворд на тему «Народный костюм» - карточки-задания для команд (3 шт).
- Конкурс «Дорисуй рисунок» - лист формата А4, маркеры (3 шт.).
План урока-викторины
- Организационный момент.
Класс делится на 3 команда. Каждый выбирает себе название, связанное с темой года: «Хохлома», «Городец», «Гжель». - Вводное слово учителя о роли декоративного прикладного искусства в жизни человека и общества.
- Выполнение конкурсных заданий на повторение и закрепление пройденных тем. (работа по командам)
- Физминутка на развитие пространственного воображения
- Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
I. Добрый день друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отдохнуть и проверить полученные знания по теме «Декоративное искусство в жизни человека и общества» и поиграть вместе с командами на уроке-викторине по изобразительному искусству .
Смелей, ребята! Выше нос! Места свои займите,
К победе поспешите и всех нас удивите!
И так, ребята, что такое декоративно-прикладное искусство?
Ответы учащихся: (это предметы быта, украшенные декором)
Перечислите эти предметы.
Ответы учащихся: (это посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки т.д.)
II. Мы знаем, что декоративно-прикладное искусство играет очень большую роль в жизни человека. Еще с древних времен человек стремился окружить себя не только удобными и практичными предметами, но и красивыми, а красота создается благодаря творческому воображению художника.
Наш сегодняшний урок будет необычным, он пройдет в форме викторины, цель которой состоит в том, чтобы повторить и закрепить полученные знания по теме «Декоративное искусство»
И так, приглашаем 3 команды занять свои места.
Та команда, которая заработает больше баллов и будет победителем.
1 Начнем игру с конкурса – разминки. Баллы заработает та команда, которая ответит быстрее.
Игра наша продолжается, разминка начинается.
Ответить нужно на вопросы и загадки,
Быстро, правильно назвав разгадки.
За каждый правильный ответ — ждет балл.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой. (Рубашка)
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком. (Дымковская барыня)
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Порты)
На улице рогато,
А в избе гладко. (Углы избы)
И так, ребята, отгадывая эти загадки, какие пройденные темы мы с вами повторили?
Ответ учащихся:(народные промыслы, русский народный костюм, крестьянская изба)
Молодцы, ребята!
2 Мы переходим к следующему заданию конкурса. Каждая команда должна выполнить эмблему своей команды. На это задание отводится 7-8 минут.
После выполнения эмблемы, капитаны команды объяснят почему они выбрали такой рисунок и цветовое сочетание, характерное тому или иному народному промыслу.
3 Конкурс капитанов «АНАГРАММЫ»
Всем известно, что художники очень хорошо ориентируются как в пространстве, так и на плоскости. Капитаны тоже прекрасно справляются с этой задачей. Поэтому, наш следующий конкурс для вас, капитаны. Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства. Помните, что исходное и новое слово состоят из одних и тех же букв. Для разминки, кто из капитанов быстрее отгадает, какое слово зашифровано на этом слайде?
- МЮТНРАТРО (Натюрморт)
Капитаны получают задание (Приложение 1)
КАРКАС – К… (краска)
МОЛЬБА – А… (альбом)
ЗАМОК – М… (мазок)
НАТИРКА – К… (картина)
КАВАЛЕРИСТ – А… (аквалерист)
Время на выполнение задания – 3 минуты. Итак, капитаны, вперёд, время не ждёт! (звучит мелодия капитанов)
Раз капитаны на ответственном задании, команды играют неполным составом.
Выиграет та команда, которая быстрее справится с этим заданием.
4 Физминутка на развитие пространственного воображения (дети обеими руками в воздухе очерчивают симметричные предметы). Эта физминутка задействует оба полушария головного мозга.
5 Следующий конкурс под названием найди пару.
Задание. Составьте слова и слогов, находящихся в разных столбиках. Начальные слоги могут быть как в первом, так и во втором столбике.
берт рель
пас тра
бум лас
сть аль
тик каран
аква тель
ска ага
даш кра
бом моль
пали ки
Ответы: мольберт, карандаш, краска, альбом, бумага, ластик, акварель, пастель, палитра, кисть.
Ребята, чему посвящены задания этого конкурса?
Ответ учащихся: (знанию художественных материалов, которые использует художник в своей работе)
6 Мы переходим к следующему конкурсу «Народный костюм» Учащиеся работают командами. Кто быстрее решит кроссворд, тот заработает балл.
7 Конкурс «Дорисуй рисунок».
Один художник решил нарисовать картину. Он провел маркером на листе несколько линий... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу.
- Ваши волшебные маркеры должны превратить овал в ёжика, черепаху или свинку.
Дорисуйте рисунок, выбрав себе карточку-задание. В задании написано, что именно должна нарисовать команда. (Капитаны подходят, выбирают карточки, возвращаются к рабочим столам команд и приступают к работе). (Приложение 2).
Зарабатывает балл та команда, которая выполняет задание первой.
8 Подведение итогов. Рефлексия.
Я благодарю за активную работу все команды.
И так, подведем итоги нашего урока-викторины. Какие темы декоративного искусства мы в вами повторили и закрепили?
Ответ учащихся: (русский народный костюм, народные промыслы, художественные материалы и т.д.)
Подсчитываются баллы и определяются победители.