Просмотр содержимого документа
«Урок "Изба - модель мироздания"»
26 февраля 2016. Открытый урок.
Здравствуйте, ребята
-Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ль в порядке: Альбомы, кисти, краски! Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним древние обычаи,
Вспомним нашу старину!
Учитель:
- Ребята что вы видели сейчас на экране?
- Поднимите руку, кому захотелось узнать побольше о том, что вы сейчас видите?
Стучал топор, летели щепки, Со стоном падали стволы, Ломалися сучки и ветки, И капли падали смолы.
Затем бревно к бревну ложилось, Крыльцо, наличники, окно. Наверно, так она рубилась, Но это было так давно.
Учитель:
- Как назывался русский традиционный дом?
Дети:
- ИЗБА
Учитель:
- Вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
- О русском доме, избе.
- Как можно сформулировать тему урока?
Изба – модель мироздания
ЦЕЛЬ
- Какую цель мы можем поставить на уроке?
- Чего мы должны достичь к концу урока? Чему научиться?
Дети:
- Узнать из каких частей состоит русская изба.
- Украсить избу декоративными элементами
Давайте сформулируем задачи урока.
Познакомиться с…
Учиться работать с…
Научиться делать…
Учиться работать в…
Учитель:
- Где мы можем применить полученные знания?
- Откуда можем узнать информацию о русской избе?
Учитель:
- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
- ДЕРЕВО
СЛАЙД__________________________________
Хвойные. Древесина прочнее. Дольше будут стоять.
Учитель:
- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
И теперь, когда вот новым светом Сергей Есенин
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равноосталсяяпоэтом
Золотойбревёнчатой избы.
СЛАЙД____________________________________
Учитель:
- А как на Руси строили дома? Какими они были?
Дети:
- Дома строили прочными, крепкими.
Учитель:
- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Сегодня мы вспомним и узнаем кое что новое об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декоративного оформления.
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.
- Как называется четыре бревна связанные по периметру? ВЕНЕЦ
- Из скольких венцов состоял сруб? Нечетное количество
-Как называется данный вид связи бревен? (стр. 116-117)
СЛАЙД со словами
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом. В. Федотов
Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
На Руси всегда почитали женщину. Она была хранительницей очага, продолжателем рода (она рожала Детей).
Давайте рассмотрим красоту русской избы в ассоциации лика женщины.
- Когда мы рисуем портрет, то про эту часть лица говорим: «Зеркало души».
Дети: Глаза
- А как в старину называли глаза?
Очи, око.
- Глазами избы были?
Окна.
Учитель:
- Лицо в старину называли лик. Отсюда облик
- Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель:
- А какие резные доски расположились на фронтоне избы? Назовите их?
Причелины
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
Учитель:
-Еще одна доска украшала и оберегала дом. Находилась она между срубом и франтоном?
Дети:
- ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
- ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
Для декора избы служит и ДЫМНИК (мы говорили о них на предыдущих уроках, Стр. 89, 90)
Учитель:
- Взгляните на крышу. Ее венчает деревянная скульптура в форме головы коня. Как она называется?
Дети:
- ОХЛУПЕНЬ. КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
- Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
-Какую роль играет декор в деревянном зодчестве?
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
Солярные знаки (карточка) СВЯЩЕННЫЕ
-Помимо солярных знаков на узорных досках мы видим?- Диковенные животные Мифические существа оберегали избу
Самостоятельная работа.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. В очередной раз обращает внимание на цель и задачи урока (целеполагание)
-Ваша задача: выполнение орнамента для декоративных элементов избы:
1 ряд – наличники окна
2 ряд – лобовая доска
3 ряд - причелины
Таблицы-карточки у каждого на столе.
Физкультурная пауза 1 минута
Выставка всех работ.
Лучшие работы на рисунок избы (магнитами)
Анализ рисунков:
-Общее впечатление
-Аккуратность
-Правильность выбора элементов и их размещения
-В чём проявилось творчество автора?
- Какую оценку поставите и почему? (оценочная деятельность)
- (к автору) – Согласен ли ты с оценкой ?
(если нет) - Как бы сам оценил свою работу?
Предлагает вернуться к цели и задачам урока.
-Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)
Закончи фразу:
-Я узнал …
-Я понял…
-У меня получилось…
-Мне было трудно…
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
Заключительное слово учителя
- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, нарисовали наличники для окон, лобовую доску и причелины. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Да, Русь могуча и едина, И это не пришло извне. Большая роль, неоспоримо, Принадлежит простой ИЗБЕ.
Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания.
Стр. 118-122
Завершить свою работу. Графические зарисовки русской избы.
Подобрать иллюстративный материал об экспонатах музеев под открытым небом.