kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Изба - модель мироздания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - узнать из каких частей состоит русская изба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Изба - модель мироздания"»

26 февраля 2016. Открытый урок.


Здравствуйте, ребята


-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ль в порядке:
Альбомы, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним древние обычаи,

Вспомним нашу старину!


Учитель:


- Ребята что вы видели сейчас на экране?

- Поднимите руку, кому захотелось узнать побольше о том, что вы сейчас видите?


Стучал топор, летели щепки,
Со стоном падали стволы,
Ломалися сучки и ветки,
И капли падали смолы.

Затем бревно к бревну ложилось,
Крыльцо, наличники, окно.
Наверно, так она рубилась,
Но это было так давно.


Учитель:

- Как назывался русский традиционный дом?

Дети:

- ИЗБА

Учитель:

- Вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Дети:

- О русском доме, избе.

- Как можно сформулировать тему урока?

Изба – модель мироздания


ЦЕЛЬ

- Какую цель мы можем поставить на уроке?

- Чего мы должны достичь к концу урока? Чему научиться?


Дети:

- Узнать из каких частей состоит русская изба.

- Украсить избу декоративными элементами


Давайте сформулируем задачи урока.

Познакомиться с…

Учиться работать с…

Научиться делать…

Учиться работать в…


Учитель:

- Где мы можем применить полученные знания?

- Откуда можем узнать информацию о русской избе?



Учитель:

- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?

Дети:

- ДЕРЕВО

СЛАЙД__________________________________

Хвойные. Древесина прочнее. Дольше будут стоять.


Учитель:

- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

И теперь, когда вот новым светом Сергей Есенин

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.



СЛАЙД____________________________________


Учитель:

- А как на Руси строили дома? Какими они были?

Дети:

- Дома строили прочными, крепкими.


Учитель:

- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Сегодня мы вспомним и узнаем кое что новое об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декоративного оформления.



Пятистенка пред тобой

Словно терем расписной,

Ты в ворота постучи

И в калиточку войди.

Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.

- Как называется четыре бревна связанные по периметру? ВЕНЕЦ

- Из скольких венцов состоял сруб? Нечетное количество

-Как называется данный вид связи бревен? (стр. 116-117)



СЛАЙД со словами

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом. В. Федотов

Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.

Учитель показывает нарисованную избу.

- Чем она отличается от избы на слайде?

Дети:

- Она не украшена. Нет декоративного оформления.


СЛАЙД_________________________________________________

Учитель:

На Руси всегда почитали женщину. Она была хранительницей очага, продолжателем рода (она рожала Детей).

Давайте рассмотрим красоту русской избы в ассоциации лика женщины.

- Когда мы рисуем портрет, то про эту часть лица говорим: «Зеркало души».

Дети: Глаза

- А как в старину называли глаза?

Очи, око.

- Глазами избы были?

Окна.

Учитель:

- Лицо в старину называли лик. Отсюда облик

- Как назывались резные доски, которые украшали окна?

Дети:

-НАЛИЧНИКИ


Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Учитель:

- А какие резные доски расположились на фронтоне избы? Назовите их?


Причелины


А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.



Учитель:

-Еще одна доска украшала и оберегала дом. Находилась она между срубом и франтоном?

Дети:

- ЛОБОВАЯ ДОСКА


Учитель:

- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?

Дети:

- ПОЛОТЕНЦЕ


Учитель:

Для декора избы служит и ДЫМНИК (мы говорили о них на предыдущих уроках, Стр. 89, 90)


Учитель:

- Взгляните на крышу. Ее венчает деревянная скульптура в форме головы коня. Как она называется?

Дети:

- ОХЛУПЕНЬ. КОНЕК КРЫШИ



Учитель:

- Хорошо украшен дом

И от зла обережен.


-Какую роль играет декор в деревянном зодчестве?


Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.

Солярные знаки (карточка) СВЯЩЕННЫЕ

-Помимо солярных знаков на узорных досках мы видим?- Диковенные животные Мифические существа оберегали избу

Самостоятельная работа.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний. В очередной раз обращает внимание на цель и задачи урока (целеполагание)

-Ваша задача: выполнение орнамента для декоративных элементов избы:

1 ряд – наличники окна

2 ряд – лобовая доска

3 ряд - причелины

Таблицы-карточки у каждого на столе.

Физкультурная пауза 1 минута

Выставка всех работ.

Лучшие работы на рисунок избы (магнитами)

Анализ рисунков:

-Общее впечатление

-Аккуратность

-Правильность выбора элементов и их размещения

-В чём проявилось творчество автора?

- Какую оценку поставите и почему? (оценочная деятельность)

- (к автору) – Согласен ли ты с оценкой ?

(если нет) - Как бы сам оценил свою работу?

Предлагает вернуться к цели и задачам урока.

-Справились ли мы с поставленными целями и задачами? (полностью или частично)


Закончи фразу:

-Я узнал …

-Я понял…

-У меня получилось…

-Мне было трудно…

-Для меня было открытием…

-Мне понравилось…

Заключительное слово учителя

- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, нарисовали наличники для окон, лобовую доску и причелины. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

Да, Русь могуча и едина,
И это не пришло извне.
Большая роль, неоспоримо,
Принадлежит простой ИЗБЕ.



Даёт инструкцию по выполнению домашнего задания.

Стр. 118-122

Завершить свою работу. Графические зарисовки русской избы.

Подобрать иллюстративный материал об экспонатах музеев под открытым небом.

- узнать больше о декоре русской избы

Благодарим за работу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Изба - модель мироздания"

Автор: Николаева Светлана Станиславовна

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация к уроку "Изба как модель мироздания" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-uroku-izba-kak-modiel-mirozdaniia"
    ["file_id"] => string(6) "211275"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431596313"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства