УРОК ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В 4 КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.
ТЕМА: Панно «Снежинки».
Цели: Развивать эмоциональное и творческое восприятие мира путем изображения по представлению и воображению (1гр.), с использованием образца (2, 3 гр.)
Задачи: 1. Учить составлять на бумажном квадрате узор из снежинок с чередованием по размеру (большие и маленькие), выделять углы, середину, стороны (1 гр.), рисовать снежинку (2, 3 гр.)
2. Развивать концентрацию внимания. Развивать мелкую моторику пальцев и кисти.
3. Формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Учить эмоционально откликаться на явления зимней природы.
Оборудование для учителя.
- Графический план работы.
- Художественные принадлежности.
Литературный ряд: стихи И. Сурикова «Зима».
Музыкальный ряд: музыка Чайковского «Времена года».
Зрительный ряд: фотографии снежинок, образец панно, тарелка с растительным узором, салфетка с геометрическим узором
Оборудование для учащихся.
- Бумага голубого и синего цвета.
- Гуашь белая.
- Блокноты
- Стаканчики для воды.
- Кисточки.
- Ножницы.
Ход урока.
- Подготовительная часть.
а) Организационный этап.
Проверка готовности. Целесообразное размещение учебных принадлежностей.
б) Вводная беседа.
Чтение стихотворения «Зима» И. Сурикова.
Посмотрите из окна, как красиво укрывает снег дома, деревья. Красиво сейчас и в парке, и в лесу! Об этом времени года поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники рисовали картины. Как вы думаете, какими красками изображали зиму художники? (бледно-розовыми, белыми, бледно-голубыми).
Рассматривание фотографий снежинок (высказывание учащихся о неповторимости снежинок). Дети под руководством учителя вырезают свои снежинки. Рассматривание полученных работ.
Сейчас вы соберете панно из кусочков и узнаете тему урока (словарная работа – панно).
Игра «Собери панно». (Образец панно в виде пазлов прикрепляют к доске с помощью магнитов). Сегодня вы будите рисовать узор в квадрате. Какие еще геометрические фигуры можно использовать? (показ наглядностей – тарелки и салфетки). Какие виды узоров вы знаете? Из каких элементов состоят узоры на тарелке? На салфетке? Для чего нужны узоры в нашей жизни?
- Основная часть.
а) Анализ образца.
Назовите форму снежинки. Из каких элементов состоит снежинка? Как будут располагаться элементы узора на вашем квадрате? (углы, середина) Что вы можете сказать о величине элементов? (в середине снежинка большая, в углах – маленькие). Вы, конечно, понимаете, что снежинки по углам квадрата рисуются одинаковыми?
Какой цвет бумаги вы будите использовать? (бумага синего и голубого цвета). Какого цвета снежинки можно нарисовать?
б) Определение последовательности выполнения рисунка.
1. Для того, чтобы рисунок получился красивым, вы должны правильно расположить его на листе бумаги, выбрать размер элементов. То есть закомпонавать рисунок.
2. Затем нужно провести осевые и наклонные линии.
3. Отложить на лучах одинаковые отрезки и украсить лучи наклонными линиями.
Вызванный ученик повторяет последовательность выполнения рисунка. Одновременно учитель выполняет на доске педагогический рисунок.
- Указания к началу работы.
Расскажите, что нужно сделать, чтобы рисунок получился красивым. Во время работы следите за осанкой. Как нужно держать кисть, чтобы лучи снежинки были тонкими? Сегодня ребята… (имена учеников 1 группы) будут рисовать узор, состоящий из снежинок, а ребята…(имена учеников 2,3 группы) будут рисовать снежинки. Когда работы будут готовы, составим коллективное панно.
(2,3 группы – одновременное рисование учителя и учащихся).
Физкультминутка.
Свободная импровизация под музыку на тему «Снег кружится, летает, летает…»
Учитель читает: «Но вот как-то раз повалил снег. Сначала он падал большими, тяжелыми хлопьями, и казалось, он хочет как можно скорее прикрыть темную мокрую землю. Потом снежинки стали падать неторопливо, кружась и сверкая в лучах уличных фонарей». ( В.В. Курчевский.)
- Работа учащихся и руководство процессом изобразительной деятельности.
Приступаем к работе. (Дети 1 группы делают предварительный набросок в блокноте, затем рисуют в цвете на цветном листе бумаги в форме квадрата). Звучит музыка русского композитора Чайковского из альбома «Времена года». (Текущие объяснения, индивидуальная помощь).
- Заключительная часть.
а) Подведение итогов.
Работы размещаются на доске в виде большого панно. Обращается внимание на то, что это панно украсит класс.
Анализ работ детьми и учителем.
б) организованное окончание урока.
Какое изображение называется узором? Какие изображения используются в узорах? Какое изображение мы сегодня использовали? С чего нужно начинать рисование узора в квадрате? Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали.