Организация на урок Проверка ранее изученного. Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности .Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии. Цели: - Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. - Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения Цели: выявить место затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цели: Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний Цели: - организовать усвоение учащимися нового способа действия с прогова Вкючение в систему знаний и повторений. Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - Зафиксировать новое содержание урока; - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку. -Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились. 1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите. - Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н). - Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново) - Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров) - Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник). 2) Из предложенных вариантов ответов выберите 2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для: А) для забавы В) для продажи Б) в качестве оберегов Г) для проведения обрядов Д) для украшения интерьера дома . Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения. И сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование. Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». - как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей). - Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла. А раз у нас урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (таблица), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные. Вступительное слово учителя: вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился? Ребята, вы откройте свои таблицы , внимательно слушайте и заполняйте их. (Сообщение - выступление ученицы) Проверка гипотезы Подготовка к творческой работе. Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном. -Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу. Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним. Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют). -- Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ) 2) Четкие мазки с разным нажимом кисти 3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики) Практическая часть. (Напомнить о правильной работе с художественными материалами. Дети выбирают шаблон по желанию) А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы. Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается? Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да, мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд). Оценивание работ. Анализ работ. Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы) - С каким промыслом познакомились? - Каково его назначение? - Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи? Что нового сегодня на уроке вы узнали? Понравилось ли быть вам исследователями на уроке? Чему вы научились? (доказывать, исследовать) Домашнее задание: подготовить сообщение о новом промысле (Городецком) найдите загадки, поговорки о народных промыслах. Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые. Рефлексия. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока. | Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Отвечают на вопросы Отвечают на вопрос Выходят к доске, повторяют холодные цвета, выбирают необходимые карточки, сотавляют слово «Гжель» Осознанно слушают
Слушают и выполняют задания; Формулируют задачи, которые предстоит решить на уроке Осознанно слушают Под руководством учителя выявляют место затруднения Участие в беседе Ученики выбирают или придумывают мотив рисунка, который будет выполен в стиле гжельской росписи
Отвечают на вопросы | ЛУУД: действие смыслообразования. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания, Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста. Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КУУД) Уметь слушать и слышать (КУУД) Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта (РУУД) Умение владеть монологической формой речи (КУУД) Познавательные УУД (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств) Поиск и выделение необходимой информации (ПУУД) Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей (ПУУД, общеучебные ууд) Смысловое чтение (ПУУД. Общеучебные ууд) Логические УУД уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |