kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект предназначен для учащихся 9-х класса и соответствует теме программы (по программе Б.М. Неменского)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах»»



Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение «Шуховский лицей» г. Белгорода













Конспект урока

по теме: «Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах»

(для учащихся 9-х классов)








учитель изобразительного искусства

Енина Елена Ивановна












Белгород 2016 г.

Конспект урока по изобразительному искусству в 9-м классе на тему "Изобразительный язык и содержание синтетических искусств" Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • дать представление о культуре современного мира визуальных синтетических искусств;

  • формировать знания учащихся о специфике синтетических искусств;

  • развивать зрительскую компетентность учащихся на основе произведений кино и театра;

  • воспитывать интерес к современным видам искусства.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

  • иллюстрированные книги,

  • журналы,

  • репродукции интерьеров зданий, архитектурных сооружений,

  • видеофрагменты фильма, спектакля,

  • учебная таблица “Виды искусства”.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка целей, задач урока.

Сегодня на уроке вы узнаете о содержании таких синтетических видов искусства как театр и кино. Для этого необходимо знать их художественный язык. Будем учиться анализировать фрагменты кино и театрального спектакля с целью выявления роли изображения в данных видах искусства.

III. Формирование новых знаний.

1. Беседа.

Жизнь людей, природа, мир вещей, окружающая действительность отображается художниками в разных видах искусства.

- Какие виды искусства вам знакомы?

- Что входит в понятие “Вид искусства”? (демонстрация учебной таблицы) (1)

- На какие группы можно разделить все виды искусства?

- Какие виды искусства входят в состав синтетических видов искусств?

(театр, кино, танец, цирковое искусство)

- Почему театр, кино получили название “синтетические виды искусств”?

Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ материального воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д. Но самое главное в знакомстве с различными видами искусства – это стремление узнать что-то новое, интересное.

2. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между различными видами искусства или они существуют отдельно друг от друга?

Органическое соединение различных искусств в художественное целое образует синтез искусств. Соотношение между ними бывает разное. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные. Примером может служить архитектура: здание дополняют произведения скульптуры, живописи, декоративного искусства. Синтез достигается, благодаря единому замыслу и стилю.

- Можно ли книжную графику назвать синтезом искусства? Почему?

(литературное произведение, иллюстрированное художником, дополненное конструкцией самой книги – пример синтеза искусств)

- Что вы можете сказать о полиграфических изданиях?

Причины объединения различных видов искусств в единое целое различны.

В средневековье синтез искусств был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения. В эпоху классицизма главной целью становиться создание жилой среды.

Синтез искусств, происходящий в культуре XIX-XX вв., был вызван тем, что изобразительные приемы начинали использовать не только в живописи, скульптуре, но и в литературе, музыке. В наши дни широко применяют в киноискусстве связь между музыкой и цветом при создании постановок, разнообразных представлений (эстрадное шоу).

Подлинный синтез достигается тогда, когда элементы различных искусств гармонично согласованы идейным замыслом.

- Какие особенности присущи синтетическим видам искусств: театру, кино?

Спектакль, кинофильм – это продукты художественного творчества коллективов. Лидерская роль в них принадлежит режиссеру. От его организационных и художнических функций зависит успех постановки.

VI. Практическая работа.

Постановка художественной – логической задачи.

Определить роль и место изображения в театральном спектакле и кино.

2. Изучение содержания памяток анализа фрагментов произведений визуальных искусств.

Анализ видеозаписи фрагментов спектакля и кино.

Просмотр фрагмента спектакля.

- Какие виды искусства сочетаются в театральном искусстве?

- Какую роль играет изображение в постановке спектакля?

Изображение в спектакле играет незначительную роль, так как выразительным средством театрального искусства является игра актеров.

- Что дополняет игру актеров в этом виде искусства?

Просмотр фрагмента кинофильма.

- Какую роль играет изображение в кино по сравнению со спектаклем?

- В чем проявляются изобразительные средства кино в данном виде искусства?

Фильм по своей природе – визуальный вид искусства. Главное художественное средство кино – это изображение, т.е. снятые на пленку люди, события, предметы. Построение композиции, цвет, освещение заняли своё определенное место в этом фрагменте.


V. Итог урока.

Разнообразие синтетических форм современных искусств представлено в кино и театре. Оно объединило в себе слово и пластику, изображение и музыку.


VI. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Закончите фразу: “Киноискусство и театр близки между собой ……”

….по своей художественной природе.

… по содержанию различных синтетических форм.

… потому, что носят пространственно-временной характер произведений.

… потому, что результатом деятельности является коллективное творчество актеров.

… так как ведущая роль в создании спектакля, кинофильма принадлежит режиссеру.


















Лекционный материал к теме урока.

1. Понятие термина «Искусства».

Искусство – 1) это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах и др.;

2) духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Таким образом, искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художественного воздействия искусства на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.


2. Синтетические искусства и изображение.

Синтетические искусства - это такие виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный), актерское мастерство, музыка, балет, использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру; эстрадное искусство, цирк, где отчетливо преобладает спортивный и смеховой элемент, а главное, в зрелищный ряд вовлекаются представители животного мира. Синтетические искусства не следует путать с близким понятием синтеза искусств, когда речь идет, например, об архитектурном сооружении, которое украшено скульптурами, живописью, окружено садово-парковым ансамблем и т.п. Таким образом - Синтетические виды искусства – это виды искусства, полученные слиянием прежде автономных видов искусства.

Синтез искусств Синтез искусств - органичное соединение разных (видов) искусств в художественное целое. Синтез искусств подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов.

3. Типы синтетических искусств

КНИГА— это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература — искусство «временное» и книжная графика — искусство «пространственное».

Книга – это не только вещь, но и особым образом организованное пространство, в которое мы «погружаемся», читая ее. 

Структура книги

В зависимости от типа книги (энциклопедия, словарь, учебник, монография и др.), её структура может меняться, но обычно в ней присутствуют следующие части:

  1. Суперобложка — бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и загрязнений переплёт. На ней может размещаться аннотация к изданию, информация об авторе, реклама.

  2. Переплёт — твёрдое, прочное покрытие книги, содержащее ряд её выходных сведений и предназначенное для соединения листов книги вместе и защиты книжного блока. Переплёт был изобретён около 400 года.

  3. Обложка — бумажное покрытие печатного издания (книги, брошюры, тетради), обычно содержащее сведения об издании (чаще всего имя автора и название), а также являющееся элементом внешнего оформления. Различают лицевую и тыльную стороны обложки.

  4. Форзац - двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой.

  5. Корешоктыльная сторона книги, соединяющая обложку и нахзайц.

  6. Титульная страница (содержит заглавие книги, её автора и пиктограмму)

  1. Выходные сведения - содержат справочную информацию о печатном издании, идентифицируют и классифицируют его. В зависимости от характера издания они расположены на обложке, переплете, титульном листе, совмещенном титульном листе, первой странице, последней странице, концевой полосе издания.

  2. Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.

  3. Вступлениевводная статья, рассказывающая о назначении той или иной книги.

  4. Текст самой книги — книжный блок

  5. Предметный указатель (Глоссарий)

  6. Содержание (литература) или Оглавление (иногда находятся в начале)

  7. На́хзац (нем. Nachsatz) — задний форзац, элемент конструкции переплёта книги в виде односгибного листа плотной бумаги или конструкции из двух листов, соединённых полоской ткани, скрепляющий книжный блок с задней стороной переплётной крышки. На нахзаце часто располагают служебные пометки: штампы магазинов, цены и т. п. Оборот нахзаца практически всегда пустой.

ТЕАТР (от греч. - место для зрелищ; зрелище), род искусства.

Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей,

мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического

действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других.

Театральное искусство - род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.


ОПЕРА — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Разновидности оперы
  • большая опера

  • полукомическая

  • комическая опера

  • романтическая опера, на романтический сюжет.

БАЛЕТ (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

КИНЕМАТОГРАФИЯ область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии КИНОИСКУССТВО- род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий. В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства и музыки на основе собственно лишь ему присущих, выразительных средств, из которых главными являются фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж.

За время развития киноискусства сформировались 4 основных его вида:

- художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами

исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные

произведения прозы, драматургии, поэзии;

- документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности;

- мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;

- научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.
Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества.

Игровое кино — вид киноискусства, построенный на игре актёров. К игровому кино относятся практически все произведения кинематографа за исключением части документального кино. Произведения этого вида носят название художественных фильмов.

Классификацию продуктов игрового кинематографа, как современной формы драматургии принято классифицировать по ее ключевым жанрам:

  • Трагедия или драма

  • Комедия

  • Трагикомедия.

Короткометра́жное кино́— раздел киноискусства, изучающий искусство короткометражного фильма. Типичная длина короткометражного фильма 10-20 минут, обычно не более 40-50 минут. Изначально весь игровой кинематограф был короткометражным. Практически все кинорежиссёры начинали с короткого метра, так как затраты на производство короткометражного фильма значительно ниже, чем у полнометражного. Многие

Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение) — технические приёмы получения движущихся изображений, иллюзий движения и/или изменения формы (морфинг) разнообразных объектов живой и не живой природы. В частности персонажей или сцен кино- или телефильмов. Благодаря технике мультипликации появилось мультипликационное анимационное искусство кинематографа и художественного телевидения.

Телевизионная программа, телепрограмма, телепередача — видеоряд, обладающий единым назначением и некоторой целостностью, показываемый по телевидению.

Виды

Телепередачи бывают нескольких видов:

  • Новостные (обыкновенный выпуск новостей)

  • Приключенческие

  • Спортивные

  • Научные

  • Детские и многие другие.

Репорта́ж — материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.

Оформительское искусство - декоративное искусство, связанное с художественным оформлением празднеств, городских витрин экспозиций на выставках и в музеях и т.д. Оформительское искусство позволяет создать образцы массового синтеза скульптуры, живописи, графики, театра, музыки, киноискусства и светотехники. Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
















ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ


Учебная таблица «Виды искусства»





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Енина Елена Ивановна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Роль театра, как синтеза искусств,   в художественно –эстетическом воспитании дошкольников "
    ["seo_title"] => string(94) "rol-tieatra-kak-sintieza-iskusstv-v-khudozhiestvienno-estietichieskom-vospitanii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "241660"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445279370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Значение уроков изобразительного искусства в коррекционных школах"
    ["seo_title"] => string(75) "znachieniie-urokov-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-korriektsionnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "278470"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453098426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства