Тема | Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка. |
Педагогическая цель: Задачи: | Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и её истории Обобщить знания, полученные в результате изучения раздела «Древние корни народного искусства» Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками (репродукции картин Б.М.Кустодиева), их символическим значением и местом в жизни наших предков. Создать работу в технике коллажа. Воспитывать любовь к родному краю, его истории. Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в коллективе. Развивать образное и пространственное мышление, эстетический вкус. Совершенствовать навыки работы с различными материалами. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к русской культуре; - понимать роль народной культуры в жизни человека; - учиться наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - учиться сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - учиться обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Сформировать образные представления у учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. Совершенствовать навыки работы с различными материалами. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - развитие умений творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - развитие умений вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - умение организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Календарные народные праздники. Коллаж, композиция, перспектива. |
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Действия педагога | Действия обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности, мотивация. (3 мин.) | Эмоциональный настрой. Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Создать положительный настрой на урок. Развитие умений оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Психологический прием (приветствие-поклон друг другу) Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний. (5 мин.) | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Тестирование учащихся | Отвечают на вопросы теста. |
3. Постановка учебной задачи. (7 мин) | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Развитие умений определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -Что из перечисленного мы еще не рассматривали на уроках? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. Самостоятельная работа учащихся. (22 мин.) | Умение применять новые и ранее полученные знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, закреплению знаний и способов действий. | Знакомство с основными обычаями и праздниками русского народа (Презентация. Рассматривание репродукций картин Б.М.Кустодиева .) | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения. Рассуждают о значении праздников в жизни человека. |
- Используя ранее выполненные работы и различные материалы создать коллаж на тему «Ярмарка» Работа по группам: 1.Пейзаж 2.Деревня 3. Народ 4. Прилавки для торговли 5. Товары Постарайтесь соблюдать правила построения композиции и перспективы. (Работа под музыку) Учитель оказывает помощь учащимся. | Выполнение творческой коллективной работы. Работа по группам, согласование действий между группами. |
6. Оценка. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин.) | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Развитие ценностных ориентиров к самооценке знаний и способов действий. | - Учитель оценивает результат деятельности учащихся: -соблюдение правил построения композиции и перспективы; -обоснованность выбора материала; - готовность творческой работы. | Просмотр и обсуждение выполненной работы, коррекция. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. (3 мин.) | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения | Беседа по вопросам к изученному материалу. - Что узнали нового? - Достигли мы поставленной цели? - С каким настроением ты уходишь с урока? -Солнце закатилось - наша ярмарка закрылась. Приходите в гости к нам! Рады мы всегда гостям! | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающего мира.
10. Место ежегодной сезонной торговли и веселья