Просмотр содержимого документа
«разработка занятия "Рисуем животных севера"»
Методическая разработка занятия: «Рисуем животных севера»
Цель: Создание условий для формирования творческой активности
Задачи:
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования с помощью пищевой плёнки.
Знакомство с техникой «тычка» жёсткой полусухой кистью.
Развитие фантазии, творческого мышления, художественного вкуса.
Воспитание любознательного отношения к окружающему миру.
Воспитание эстетического вкуса.
Оборудование и материалы:
для педагога:
слайды по теме «Природа и животные Арктики;
музыкальный ряд: звуки природы (метель, вьюга, хруст снега);
презентация «Рисование с помощью пищевой плёнки»;
образец рисунка.
для воспитанников:
простой карандаш, ластик, акварельная бумага А3;
акварельные краски, гуашь;
кисти беличьи и кисти из щетинки;
пищевая плёнка или целлофан.
План занятия:
Организационно-мотивационный момент;
Теоретическая часть;
Практическая часть;
Физкультминутка;
Подведение итогов, рефлексия.
Ход занятия:
Организационно-мотивационный момент – приветствие, подготовка воспитанников к занятию.
Теоретическая часть.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на северный полюс и познакомимся с природой и животными Арктики. А поможет нам в этом цветок из сказки «Цветик- семицветик»
-Давайте проверим, волшебный он или нет?
-Оторвать один лепесток и произнести:
« Лети, лети лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, Через Юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по- моему вели:
Вели, Чтобы мы оказались на Северном полюсе. ф(Звучит музыка метели).
-Давайте сейчас закроем глазки и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Какая погода на Северном полюсе? Правильно холодная, дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом. Посмотрите на снежные просторы ледяной пустыни, какая красота, всё белым-бело вокруг (просмотр слайдов «Природа Арктики»).
-А сейчас я хочу загадать вам загадку:
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
-Как вы думаете, про какого животного эта загадка? (ответы детей) Правильно, загадка про белого полярного медведя. Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете (просмотр слайдов «Животные Арктики»). Мир для этих животных ограничен ледяными полями островов в Северном Ледовитом океане и прибережий материков. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.
-Ребята, а каких животных обитающих на Северном полюсе вы ещё знаете? (ответы детей)
-Правильно, в суровом климате Арктики обитают также северные олени, песцы, полярные зайцы; здесь водятся необычные белые совы, куропатки. В холодных водах полярного океана вполне комфортно чувствуют себя моржи, белухи, тюлени. Все обитатели Северного полюса очень хорошо "утеплены" - они имеют густой прочный мех, пушистое оперение, а также толстый слой невосприимчивого к морозу жира.
-А сейчас, ребята, мы оторвём ещё один лепесток цветика-семицветика и произнесём:
« Лети, лети лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, Через Юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по- моему вели:
Вели, чтобы мы оказались в нашей уютной и тёплой студии.
-А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать увиденное. Наша работа будет называться «Удивительный мир Арктики».
Практическая часть
Сначала мы сделаем эскиз будущей композиции, на альбомном листе изображаем животных на фоне ледяной пустыни. Затем делаем рисунок простым карандашом на акварельной бумаге форматом А4.
-Ребята, следующий этап работы – работа в цвете. Для того, чтобы изобразить ледяной мир, мы обратимся к технике рисования с помощью пищевой пленки (показать презентацию «Рисование с помощью пищевой плёнки»).
Своеобразие этой техники заключается в сырой поверхности листа, когда на увлажнённую поверхность чистой кисточкой наносится акварельная краска. Цвета при этом смешиваются, образуя обобщённое яркое пятно. Затем, пока краска не высохла, на лист накладывается пищевая плёнка. Плёнку не натягивают и не разглаживают. Выразительность заключается в том, чтобы на плёнке было как можно больше складок. Тогда рисунок получится изящным и интересным по композиции. Как только краска подсохнет, плёнку можно снять. Складки, образованные её, создают удивительный рисунок, похожий на льдинки.
-Приступаем к работе: заливаем весь лист поверх карандашного рисунка обобщёнными цветовыми пятнами и накрываем поверх пищевой плёнкой. Оставляем работы высыхать.
Физкультминутка
Идём по снегу-
Ходьба с высоким подниманием коленей.
2. Посмотрим, где находимся-
И.п. ноги вместе, руки на поясе. Вращения головой вправо, влево (6 раз).
Посмотрим, где находимся-
И.п. ноги вместе, руки на поясе. Вращения головой вправо, влево (6 раз).
2 . Согреем руки.
И.п. ноги вместе, руки в стороны. Вращение кистями рук , локтевым суставом , плечевым суставом ( 6 раз ) .
3 . Поймай снежинку-
И.п. ноги врозь, руки на поясе. Повороты туловища вправо – хлопок, вернуться в и.п., тоже влево (6 раз ).
4 . Поклон пингвина –
И.п. узкая дорожка, руки за спину. Наклон вперед, не сгибая ног , руки отвести назад ( 6 раз ) .
5 . Белый мишка приседает
И.п. пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Присели, руки вперёд. Вернуться в и.п. (6 раз ).
Северный олень –
И.п. руки скрестно вверх, пальцы развести. Бег на месте с высоким подниманием колен в чередование с ходьбой.
Продолжаем нашу работу. Ребята, скажите, а какой цвет имеют животные Арктики?
- Белый
-Правильно, про обитателей Арктики даже есть такое стихотворение:
Белый мишка средь снегов
Ходит-бродит, ищет что-то. Пара чудных белых сов Полетела на охоту. Белой стайкой куропатки На снегу играют в прятки.
Вот подкрался к ним песец, Тоже белый, между прочим. Может, с птичками хитрец Поиграть немного хочет?
-Вот поэтому, ребята рисовать животных мы будем белой гуашью. А чтобы мех получился пушистым, мы воспользуемся техникой «тычка». Эта техника предусматривает, чтобы гуашь была густой, а кисточка жёсткой (щетинка). При нанесении тычка кисточка находится в вертикальном положении, ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка. В процессе закрашивания тычками, нарисованные предметы приобретают форму и объём, приближенных к реальным.
- Посмотрите, сейчас я возьму жёсткую кисточку и буду мишке (на образце) надевать белую шубку. Я обмакиваю кончик кисточки в белую краску и вот такими «тычками» закрашиваю всего мишку (аккуратно, не выхожу за контур).
-Теперь и вы нарисуйте своим животным шубку (воспитанники рисуют).
- Ребята, обратите внимание, что на фоне белой шубки тёмными пятнышками видны глазки и носик.
-И сейчас я возьму кисточку, обмакну ее в черную краску и нарисую мишке на голове глаза, а на кончике мордочки я рисую черный носик. Теперь и вы нарисуйте животным глаза и носик. А также, если нужно нарисуйте усы и коготки.
-Для того, чтобы животные хорошо выделялись на фоне, можно пройтись по контуру тонкими штришками оттенками синего цвета. Для того чтобы показать, как сверкает шубка под лучами солнца, добавим штрихи жёлтого цвета.
-Вы можете дополнить свои рисунки снежинками, нарисовать льдины, нарисовать рыб, которыми лакомятся животные (дети самостоятельно рисуют).
Подведение итогов, рефлексия.
-Ребята, давайте сделаем выставку наших рисунков. Красивые получились работы.
-Вам понравилось путешествие на северный полюс? (Ответы детей)
-Что нового вы узнали об Арктике? (Ответы детей)
-Скажите, с какими новыми техниками вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
-Наше занятие закончено. Складываем свои принадлежности и убираем рабочее место. До свидания.