Разработка урока по ИЗО по теме Ювелирные украшения Древнего Египта
Разработка урока по ИЗО по теме Ювелирные украшения Древнего Египта
Конспект урока по предмету ИЗО. Тема: " Декор и положение человека в обществе. Ювелирные украшения Древнего Египта." Аудитория: для обучающихся 5 класса.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
Создать у учащихся целостное представление о своеобразии ювелирного искусства Древнего Египта, символике изображений.
Cформировать первичные навыки графического изображения украшений.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение творческой работы.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
Зрительный ряд: презентация к теме урока, образцы египетских орнаментов.
Задание: Выполнить изображение браслета в технике аппликация (самоклеющаяся бумага).
ХОД УРОКА
1. Организационная часть. Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, что вы очень нарядные, красивые, жизнерадостные.
- Я хочу задать вам вопрос, чтобы проверить, догадаетесь ли вы, куда поведёт нас сегодня воображение.
На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…
Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
- О какой стране идёт речь, ребята? (О Др. Египте)
2.Актуализация мотиваций опорных знаний
Учитель: Перед вами три опорных слова: «Египет», «фараон» и «украшения». Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема урока?
Учащиеся: Украшения Египта или украшение фараонов.
Учитель: Почти угадали. Тема сегодняшнего урока: «Ювелирные украшения Древнего Египта».
– На первом уроке в этой четверти мы уже выяснили, зачем же нужны людям украшения. Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.
Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.
Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.
3. Постановка проблемы урока
Учитель: Царица Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?
Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.
4. Введение нового материала
Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?
Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.
Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела. Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?
Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.
Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы, из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей
Ребята, чтобы узнать, какие символы чаще всего встречаются в египетских украшениях ,я подготовила для вас загадки-легенды. Для каждого ряда – свою. Внимательно послушайте их и дайте ответ на вопрос.
Легенда для первого ряда.
Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась Нун. Первый бог Атум (совершенный) создал холм Бен- Бен. На этом холме из цветка лотоса появился бог Ра. Младенец Ра заплакал от радости и из его слез упавших на землю появились люди.
Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде. (Цветок лотоса)
Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Этот образ пронизывает всё египетское искусство.
Легенда для второго ряда.
В Египетской мифологии существует очень много природных явлений, которым поклонялись древние египтяне. Солнце они представляли огромным золотым шаром, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук- скарабей (Хепри). Весь день он катил его по небу.
Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде.(Жук-скарабей)
Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея . Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце
Легенда для третьего ряда.
У бога солнца- Ра были маленькие дети- Шу и Тефнут. Однажды они потерялись в первозданном океане, так как свет еще не был создан. Ра послал на их поиски свое око, а пока оно бродило по первозданной тьме, создал себе новое. Когда, закончив поиски, первое око вернулось к своему хозяину, бог Ра поместил его себе на лоб.
Вопрос: Какой символ вы можете назвать? (Око Гора)
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора . Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть
Были и ювелирные изделия, предназначенные только для погребальных церемоний: на мумий надевали различные медальоны, которые, как считалось, защищали их во время путешествия в Аменти (земля Амона)
Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону
Наверняка, многим из вас знакомы и эти изображения – это серьги древних египтян.
Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам. Как вы думаете, почему?
Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.
Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия
Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона XVIII династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад
В искусстве Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность».
Синий цвет. Что он символизирует? Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения.
Желтый цвет.Символом чего является? Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.
Красный цвет. С чем ассоциируется этот цвет? Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.
Зеленый цвет. Как вы думаете, что он символизирует? Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро.
Черный цвет.С чем он связан?Он символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.
Белый цвет.Как вы думаете, какое значение он имеет? Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты.
-Ребята, вы наверняка немного устали. Проведем физминутку, чтобы размяться и набраться сил для творческой работы.
Физминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Задание для закрепления знаний.
- Определите, кому из населения Египта принадлежат украшения?
– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой 5. Самостоятельная работа учащихся
Работу можно выполнять в группах или индивидуально. Учащимся выполнить браслет в технике аппликация (самоклеющаяся бумага или оракал). На классной доске демонстрируются примеры изображения ювелирных украшений и символика изображений древнего Египта.
6. Подведение итогов урока. Самооценка работ. Рефлексия.