kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: "Хохломская роспись".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с историей возникновения и особенностями Хохломской росписи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Хохломская роспись".»

Урок ИЗО 5 класс

тема: «Хохломская роспись».

Цель урока: 1. Рассказать учащимся об истории возникновения и об особенностях Хохломской росписи; о современном предмета народного промысла, народном промысле.

2. Способствовать развитию творчества художественных навыков.

3. Подготовить учащихся к выполнению изображения элементов хохломской росписи.

4. Воспитать чувства прекрасного.

Оборудование и материалы: 1. Хохломская посуда;

2. Таблица « Элементы хохломской росписи»

3. Изделия, выполненные в стиле Хохломы.

4. Гуашь, альбом.

5.Раздаточные карточки с элементами хохломской росписи.

Литература : 1. Буклет «Золотая Хохлома»

2. Х. Махмудова « Народная роспись по дереву»

3. Б. Носик « Народное искусство»



Ход урока

1. Организация класса:

На доске написан эпиграф к уроку, развешены таблицы

« Элементы хохломской росписи»;

Оформлена выставка хохломской посуды и детских работ в хохломском стиле

Эпиграф

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Учитель ИЗО:

Сегодня у нас не обыкновенный урок. Потому что на одном уроке вы будите и художниками и писателями.

Запишите в альбомах число, классная работа, тема. Эпиграфом нашего урока я взяла слова В. Бокова : (зачитывается эпиграф к уроку)

2. Повторения пройденного материала

Учитель ИЗО:

На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в русскую деревню Гжель и село Жостово. С какими народными промыслами мы познакомились? Какой вид росписи используют мастера? Какую цветовую гамму используют художники при росписи фаянса? Какую цветовую гамму используют художники при росписи жостовских подносов?

3. Сообщение темы урока. Беседа.

Учитель ИЗО проводит беседу, учитель русского языка вывешивает опорные слова на доску: Золотая хохлома, травка, ягодка, цветы сказочные, стебельки , кудрины , мастера.

На этом уроке мы посетим русскую деревню, в которой есть известный на весь мир народный промысел.

Удивляя, прорастая,

Как-то празднично жива,

Молодая, непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея

В мир волшебной Хохломы.

Мы совершим путешествие в село Хохлома, где живут мастера, где живут мастера росписи по дереву «Золотая хохлома» называют ее в народе, изучим роспись, историю возникновения промысла и используя эти знания, вы распишите посуду, а затем напишите сочинение, где главной будет мысль о красоте данной росписи.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет существует этот промысел. Прежде он был семейным. Мужчины точили посуду из липы и она получалась белая, звонкая. Женщины грунтовали ее глиной - валили, потом покрывали серебристым порошком -лудили. Вот по этой блестящей поверхности и делалась роспись.

(Демонстрируется иллюстрация из книги « Народное искусство»)

Любимые цвета: красный, черный и совсем немного зеленого и желтого для прорисовки - приписок. А чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закаливают лак до желтого цвета.

Любят мастера растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные.

( Демонстрируется таблица « Элементы Хохломской росписи», расписная посуда.)

Теперь подробно познакомимся с росписью

Вот по золотому фону рассыпались ягодки смородины, малины, изящно легли тонкие стебли и листочки. Эту роспись так и называют под листок или травка. Травка-главный мотив хохломской росписи. Обратим внимание на основные элементы травного орнамента, на ритмичное чередование черных и красных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий. Все травинки, кудрявятся и собираются к одному корешку. Эта роспись травка создается на золотом фоне.

Есть у мастеров и другой прием-под фон. Сначала мастер делает рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами-жилочками украшают их. Добавляют ягодки да ажурные завитки приписки зеленой и желтой красками.



Есть еще один удивительный прием. По золотому фону вьется затейливый узор черный - Кудрина, бежит, кружится по поверхности посуды свободными завитками. Такой узор сразу пером или кистью рисуют.

Я обращаюсь к вам со словами замечательного искусствоведа С. Жегаловой:

«Травка - исполненный гибкими подвижными мазками, орнамент из волнистых тонких стебельков, напоминающих колеблемые ветром травы, объединенных в ритмичный узор Травки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стебельком, образует древко-древо жизни, древнейший элемент народного орнамента. Стебельки закручиваются в спиральки, бегу по его окружности, чередуясь по цвету: красный, черный; черный - красный. Веточки, травки , листочки то тянутся вверх, то закручиваются в Кудрину. Кудрина - завитки причудливые, отдаленно напоминающие золотые кудри доброго молодца»

Травка - тонкие стебельки, гибкие, закручиваются. Бежит растет кустиками, золотая, необыкновенная , кудрится, завиваются в Кудрину.

Кудрина - причудливые завитки, бежит, кружится по поверхности.

Ягодки смородины, рябины, клубники. Рассыпаются, манят, висят на кисточках, алеют, краснеют, пунцовые, гранатовые.

Какой мотив хохломской росписи главный?

Травка-главный мотив хохломской росписи . (запись в тетрадь)

Какие цвета использовали мастера? (запись в тетрадь)

Красный - символ огня, любви, преданности

Черный - торжественность

Золотой - цвет солнца

Мастер- создатель, волшебник, художник, творит, расписывает, создает

В каком значении мы использовали многие слова?

Как называется прием основанный на переносном значении слов (переносное значение, метафора)

Как вы думаете, какова главная мысль нашего сочинения? ( показать красоту предмета)

В каком стиле будет написано ваше сочинение?

Работая над сочинением, не стоит забывать:

Ни строительство дома, ни путь капитана,

Не получится, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан-

Готовиться к делу - обдумывай план!

У вас на столе лежит план, который вам поможет. Он состоит из трех пунктов. В двух- трех предложениях выразите свое отношение к народному промыслу Хохломе.

( Учитель проверяет 3-4 работы)

4. Домашнее задание: Написать сочинение- описание «Ложка» по плану

5. Практическая часть

Учитель ИЗО:

Теперь мы выполним практическую работу. Распишем посуду хохломской росписью.

1. Предварительно прогрунтовать в желтый цвет

2. Компоновка рисунка (для слабых учащихся разрешить работу карандашом)

3. Расписываются основные крупные пятна узора.

4. Пишется фон, т.е. Мелкие элементы узора.

5. Обводится рамка

6. Подведение итогов урока

( просмотр и отбор работ на выставку)

Главная особенность хохломской росписи: художник никогда не вычерчивает заранее четких контуров в узорах. Даже прорисовка мелких деталей, где нужна очень тонкая линия - штрих, делается сразу мягкой кистью. Поэтому все линии в росписях, выполненные без предварительного рисунка, это красочные мазки, они легки и подвижны.

Эта роспись непосредственно от руки кистью и родила кудреватость хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев. Нужно очень большое мастерство, точность руки и глаза для того, чтобы тонкой кисточкой провести эти изящные линии и прожилки, написать иногда очень сложные по рисунку узоры.

Но хохломские мастера работают не только кистью. Для таких орнаментов на «дождевик»- частые звездочки ромашки, расположенные по кругу. Он нанесен на изделие трафаретом. Трафаретом или штампиком называют особое техническое приспособление, помогающее оттиснуть всегда один и тот же узор. Этот узор вырезан на печатающей поверхности штампика, сделанного из дерева и фетра. «Тычком», или «лягушкой» называют хохломские художники кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб- дождевик. Обмакнув « тычок» в краску, наносят горошины - ягоды, основу цветка, прозрачные спиральки.

В старинных изделиях трафаретом оттискивали квадратики, ромбики и другие геометрические фигурки. Штампик был незаменим тогда, когда за короткое время надо было расписать очень много изделий.

Наиболее распространенный трафаретный рисунок- орнамент «дождевик» помещают обычно на внутренней поверхности ложек, которых в старину делали особенно много.

Вот это основные приемы хохломской росписи - рисунок от руки кистью и трафаретный рисунок. Выполняются они масляной краской.

Очень много умелых мастеров приложили свое старание, смекалку, художественное чутье к сознанию простых и необычных хохломских деревянных изделий. Здесь и токари, и грунтовщики и лудильщики и лачины и печники. И каждая работа важна и ответственна, потому что от каждого этапа зависит качество сделанного предмета.

А создатели хохломских предметов - крестьяне завалжских деревень Нижегородской губернии (ныне Горьковской области), селившиеся среди густых лесов по берегам Керженца, Ветлуги и других небольших притоков Волги.

Волжские крестьяне - и те, что жили на « горах»- на высоком правом берегу, и те что жили в «лесах»- издавна занимались разными ремеслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны.

На многолюдные и богатые волжские ярмарки привозили товары по реке купцы со всех концов. Русской земли, приезжали иноземные гости. И поэтому волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а с утра да вечера в мастерских- токарнях, красильнях, ложкарях работали.

Поначалу крестьяне сами продавали изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, «белые» изделия они продавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем- на продажу в торговые села и городки.

Хохлома- большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии. В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетенных из луба коробах- плетюхах «хохломской товар»- нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины- шаровидные сосуды в широко раскрытым венчиком- горлышком.

Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России- Макарьевской.

Вниз и вверх по Волге развозилась хохлома по деревням, селам и городам в России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу.

Хохломские предметы, нарядные и дешевые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки и в нехитром скарбе солдат и бурлаков.

Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.

В специально устроенных магазинах продавали для горожан детские миски, хлебные чашки, кружки, бокалы, солоцицы, сахарницы, совки для муки, вазы а также табуретки, кресла, шкафы и целые наборы мебели. Эти изделия показывали на всероссийских и всемирных художественно-промышленных выставках, мастеров награждали почетными дипломами, медалями и подарками.

Современные хохломские мастера работают на двух предприятиях: художественном объединении «Хохломская роспись» в Семенове и в фабрике художественных изделий « Хохломской художник» в селе Семино Горьковской области.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме: "Хохломская роспись".

Автор: Суворова Ирина Викторовна

Дата: 09.06.2017

Номер свидетельства: 421223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Разработка урока изобразительного искусства на тему "Хохломская роспись""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_na_temu_khokhlomskaia_rospis"
    ["file_id"] => string(6) "579849"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1620212820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Разработка урока по изобразительному искусству в 5-м классе Тема: "Хохломская роспись""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_v_5_m_klassie_tiema_khokhlomskai"
    ["file_id"] => string(6) "457653"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518707633"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Волшебное кружево узоров"
    ["seo_title"] => string(29) "volshiebnoie-kruzhievo-uzorov"
    ["file_id"] => string(6) "285274"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства