Раздел: Композиция в декоративно-прикладное искусстве.
Тема занятия: Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».
Занятие по изобразительному искусству рассчитано на группу детей в количестве 10 - 12 человек в возрасте 8 - 10 лет. Занятие рассчитано на 2 часа.
Цель занятия: Научить детей составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо», расписывать тарелочку росписью гжель.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка методического занятия "Гжель"»
Открытый урок
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦВР» г.Находка
Деркач А.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Раздел: Композиция в декоративно-прикладное искусстве.
Тема занятия: Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо» .
Занятие по изобразительному искусству рассчитано на группу детей в количестве 10 - 12 человек в возрасте 8 - 10 лет. Занятие рассчитано на 2 часа.
Цель занятия: Научить детей составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо», расписывать тарелочку росписью гжель.
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
Задачи:
Образовательная – Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Развивающая – Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
Воспитательная – Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Формируем умения (УУД):
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. Физкультминутка.
УУД
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ детей. Регулятивные:
применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные:
проявлять активность для решения познавательных задач
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать узор на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
Оборудование и материалы:
Для педагога:
предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, аппликационный материал для объяснения чередования ритмов, плакат «Гжель», презентации «Гжель»
Для учащихся:
модель для раскрашивания " Тарелочка"
гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
зрительный ряд:
- презентация, выполненная педагогом;
- иллюстрации из книги
музыкальный ряд:
- песня Надежды Филатовой «Незабудковая гжель», Музыка В. Темнова стихи О. Левицкого. Вокально-хореографическая композиция «Сказочная гжель».
ТСО: компьютер, проектор для демонстрации презентации к занятию.
Формы и методы обучения:
Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
План работы:
Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Планированные образовательные результаты: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные приемы гжельской росписи. Научиться составлять эскиз узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо», расписывать тарелочку росписью гжель.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Планированные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Организационный момент
Организация местоположения каждого учащегося.
Занимают свои места и приветствуют присутствующих.
восприятие
Мотивация и актуализация опорных знаний и умений
Сообщение темы и цели занятия. Проверяем готовность к занятию, Наличие необходимых материалов и инструментов. Инструктаж по технике безопасности при работе с рабочим материалом.
Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели» Мы будем составлять эскиз из декоративных цветов, листьев и расписывать тарелочки «Синее чудо». Но сначала расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
(Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи).
Вспоминают ТБ при работе с рабочим материалом, формируют содержание темы занятия.
Учащиеся смотрят презентацию «Гжель»
Самооценка, оценочная деятельность педагога
Осмысление возможного начала работы
Изучение нового материала
- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Этапы и приёмы росписи.
Особая выразительность мазка и красота – в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя краска набирается на одну сторону кисти неравномерно: к раю ее больше, к середине краска совсем истаивает.
Кисть плоско кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от темного к светлому
Мазок – пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчеркивает форму цвета и создает самостоятельный узор.
Освоение новых знаний
Первичное закрепление
Педагог предлагает посмотреть презентацию.
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?
Посмотрев презентацию, учащиеся отвечают на вопросы.
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Осознанное усвоение нового учебного материала
Динамическая пауза
Физкультурная минутка
Это легкая забава-
Повороты в лево- право.
Нам известно всем давно-
Там стена ,а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Видна уже сноровка.
Чтобы мышци развивать,
Надо много присидать. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
Выполнение движений под музыку.
Осмысление выполненной работы
Творческая практическая деятельность
Педагог организовывает деятельность по применению новых знаний, показывает презентацию.
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Составим эскиз узора и распишем тарелочки.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
Дети выполняют работу. По необходимости задают вопросы.
Осознанное усвоение нового материала
Итоги занятия. Рефлексия деятельности
Вопросы по занятию.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?
В конце урока устраивается выставка.
Педагог не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в работе то, что лучше всего удалось.
Заключительное слово педагога.
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с педагогом выбирают лучшие работы.
Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Самоутверждение детей в успешности
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях