Разработка урока по теме "Архитектура родного края. Мой любимый Крым"
Разработка урока по теме "Архитектура родного края. Мой любимый Крым"
Вопросы, задания, архитектурные памятники могут быть любыми. Можно посвятить урок отдельно только православной или мусульманской архитектуре, замкам и крепостям; сделать макеты похожими на какой-то определенный архитектурный памятник. Этот пример можно по-разному использовать, в зависимости от фантазии преподавателя и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Архитектура родного края. Мой любимый Крым" »
Из опыта работы
Российцева Надежда Михайловна, учитель изобразительного искусства Гвардейской общеобразовательной школы №1, специалист высшей категории, методист ЦДЮТ Симферопольского района.
Разработка урока по теме «Архитектура».
Вопросы, задания, архитектурные памятники могут быть любыми. Можно посвятить урок отдельно только православной или мусульманской архитектуре, замкам и крепостям; сделать макеты похожими на какой-то определенный архитектурный памятник. Этот пример можно по-разному использовать, в зависимости от фантазии преподавателя и учащихся.
Последовательность выполнения практической работы дана в приложении.
План-конспект урока
«Архитектура родного края. Мой любимый Крым».
Цели: познакомить с памятниками архитектуры родного края, повторить и закрепить полученные знания по теме «Архитектура», дать основы проектной деятельности, совершенствовать приемы работы с бумагой и ножницами;
-развивать образно-эмоциональное восприятие действительности, пространственное воображение и представление;
-воспитывать любовь к родному краю, гордость за свой народ, бережное отношение к памятникам архитектуры, аккуратность в работе с бумагой и ножницами.
Материалы и оборудование.
Для учителя: зрительный ряд: репродукции или видеоматериал с памятниками архитектуры: Чуфут-кале, Фуна, Алустон, храм Вознесения Христова на Форосе, мечети Джума-Джами, образцы работ, выполненных учителем и учениками, макеты храма, крепости, мечети, демонстрационный планшет для просмотра ученических работ; бумага, ножницы.
Музыкальный ряд: татарские мелодии, православное пение, колокольный звон.
Для учащихся: бумага, ножницы, клей, изобразительные материалы (акварель, фломастеры, цветные карандаши), шаблоны, папки с проектами работ.
Тип урока: комбинированный.
Оформление доски: запись темы урока, кроссворд.
Ход урока.
1.Организационный момент. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Класс делится на 3 группы. На партах лежат инструменты и принадлежности.
На доске эпиграф: «Ты ни с чем не сравним,
Мой единственный Крым!
Нет подобной земли в поднебесной!»
Евгений Веремеенко.
Сейчас мы разгадаем этот кроссворд. Та группа, которая лучше будет отвечать, первая выберет себе задание, которое будет выполнять на уроке.
Итак,
1.Одна из национальностей, проживающая в Крыму (украинцы)
2. Православное культовое сооружение (храм)
3. Самая многочисленная национальность Крыма (русские)
6.Фортификационное сооружение для защиты населения от врагов (крепость)
7. Город, в котором находится мечеть Джума-Джами (Евпатория) 8. Город, в котором находится Генуэзская крепость (Судак) 9. Где построена церковь Вознесения Христова (Форос)
Если ответы правильные, то в результате получится слово «Архитектура»
Ответы на вопросы сопровождаются кратким рассказом (учителя или учащихся) об одном из памятников архитектуры и демонстрацией его изображения.
Джума-Джами – (Хан-Джами) в г.Евпатория, памятник средневековой архитектуры 16 века.
Генуэзская крепость – единственная генуэзская цитадель, сохранившаяся в Крыму, расположена в Судаке. Площадь крепости – 29,5 га. Она расположена на конусообразной горе – древнем коралловом рифе. С востока и юга цитадель неприступна, с запада – труднодоступна, с северо-востока доступ преграждает глубокий ров. Крепость имеет два яруса обороны. Нижний представляет собой наружную массивную стену высотой 6-8 м и толщиной 1,5-2м. Стена укреплена четырнадцатью боевыми 15-метровыми башнями и комплексом Главных ворот. Верхний ярус состоит из Консульского замка и башен, соединенных стеной, а также комплекса Дозорной башни на самой вершине. Между этими ярусами располагались улицы и городские строения, которые видны и поныне на восходе и при закате солнца.
Храм Воскресения Христова – выше Фороса, в двух километрах от Байдарских ворот, на отвесной скале высотой 400м над уровнем моря возвышается церковь Воскресения Христова. Храм был открыт в 1892 г. Собор выстроен в византийском стиле особой техникой кладки, но с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца 18 века.
2. Изучение нового материала. На протяжении веков в Крыму жили различные народности и защищались от внешних и внутренних врагов. Для обороны они строили крепости.
Алустон -6 век н.э. В старинной части Алушты, на Крепостной горке, сохранилась часть крепостной башни Алустона. На территории Симферополя находятся руины Неаполя Скифского – древней столицы позднескифского государства, просуществовавшего более шести веков: с 3 в. до н.э. по 3 век н.э. Неаполь Скифский – памятник археологии мирового значения. Во время раскопок были обнаружены остатки оборонительных стен толщиною 8,5 м, мавзолей скифского царя, множество золотых предметов.
Ени-Кале в 1703 году замыкала проход через пролив. В районе Ени-Кале найдена свинцовая печать Ратибора, наместника Великого князя Киевского Всеволода в Тмутаракани, а при раскопках 1912 года обнаружили печать жены князя Олега Святославича.
Многие народы жили здесь. Один из коренных – крымские татары. У них главное культовое сооружение – мечеть. Мечеть Муфти - Джами на улице Ленина в Симферополе, возведена в первой половине 17 века в традициях османского зодчества. В Бахчисарае находится мечеть Тахталы-Джами со струящимся из ее стены фонтаном, 1707 года. Самая древняя мечеть в Крыму - Солхатская мечеть Бейбарса, построена в 1287-1288 году. Древний город Чуфут – Кале располжен на плато горного отрога, он играл важную роль в оборонительной системе. Там сохранился мавзолей 15 века, в котором захоронена дочь Тохтамыш-хана. Стены имеют толщину до 5 м, а высоту до 8м. Перед стенами был крепостной ров.
Культовые сооружения православных – храмы. Главное украшение Алушты составляет красивая православная церковь с колокольней готической архитектуры. Церковь св. Федора Стратилата была построена в первой половине 19 века. Храм очень красив. Красив и оригинален ялтинский собор, освященный в 1902 году в память об Александре II. Собор выполнен в древнерусском стиле. На юго-восточной наружной стороне храма завораживает взгляд мозаичный образ Святого князя Александра Невского.
Сегодня мы выполним практическую работу по изготовлению макетов храмов, мечетей и крепостей. Группам достанутся разные задания.
3. Творческая практическая деятельность.
1 группа получает задание, открыв дверцу в храме и вытащив листок, где указано, какое сооружение нужно сделать данной группе. Это может быть крепость, мечеть или православный храм.
Аналогично поступает 2 и 3 группы. Таким образом, группы получают папки с проектами, где указаны задания, даны образцы выполнения работ, шаблоны (храмов, мечетей, крепостей), теоретический материал. Группы выполняют макеты и рассказывают о них.
ТБ при работе с ножницами.
4.Итог. Рефлексия. Таким образом, мы посвятили наш урок архитектуре Крыма. Что нового вы узнали на этом уроке? Что произвело особое впечатление?
Для просмотра работы можно разместить в виде города или архитектурного ансамбля на плоскости или специальном уголке с фоном. ( См. приложение).
Кроссворд
Мечеть Кебир-Джами, Симферополь, Старый Город
Солхатская мечеть Бейбарса, Старый Крым
Мечеть Тахта-Джами, с. Пионерское
Церковь Федора Стратилата, Алушта
Собор Александра Невского, Ялта
Крепость Ени-Кале, Керчь
Генуэзская крепость, Судак
Приложение
Изобразительное искусство Изготовление из бумаги макетов архитектурных сооружений
Предлагаю на уроках изобразительного искусства и МХК по теме «Архитектура» выполнить практическую работу по изготовлению макетов храмов, мечетей, крепостей.
Работа над объемными макетами занимает много времени, они трудоемки в исполнении, их неудобно хранить и переносить.
Для изготовления «раскладушки» нужны острые резаки или ножи, что опасно использовать на уроке по правилам техники безопасности. Еще необходимо иметь подкладные дощечки, чтобы не порезать столы. Это создает определенные неудобства в работе.
Поэтому предлагаю выполнять полуобъемные макеты, которые просты и удобны в изготовлении и использовании. Учащиеся успевают выполнить их за один урок.
Такие макеты удобны тем, что их можно переносить и хранить в тетради, в книге, они не мнутся и хорошо складываются. Их изготовление не требуют никаких особенных материалов, кроме ножниц и бумаги. Они могут использоваться как открытка, сувенир, из них составляются архитектурные ансамбли или города.
Этапы изготовления:
1 . Берем бумагу (белую из альбома или цветную) формата А4. Складываем ее гармошкой в несколько раз. Чем больше будет «вершин» в гармошке, тем больше будет корпусов здания.
Если вы хотите, чтобы все корпуса были одинаковыми по силуэту, то рисуете на сложенной «гармошке» одно изображение со стороны вершины и вырезаете сразу два корпуса вместе, но только до точки, обозначенной стрелочкой, иначе два корпуса распадутся на две части.
Если хотите, чтобы корпуса отличались по силуэту, то на «вершинах» рисуете разные изображения и вырезаете каждый из корпусов отдельно, но тоже до точки, обозначенной стрелочкой.
4. Разворачиваем «гармошку» и видим силуэты корпусов.
5. Теперь самое интересное: прорезаем окна и двери. Чтобы получилась дверь, нужно сделать надрез один раз сверху: прямо, наискосок или полукругом. Если хотим сделать дверь с «порогом», то прорезаем два раза (сверху и снизу). Для окон делаем всегда два надреза: сверху и снизу.
6. Прорезанные элементы продавливаем внутрь и аккуратно складываем, приглаживаем.
С обратной стороны также можно делать прорези и продавливать уже наружу. За счет этого получается игра света и тени. Чередование элементов, светлого и темного придает объемность и живость макетам.
7. Готовые корпуса можно украсить, дорисовать какие-то элементы, приклеить на соответствующий фон. Чтобы макет складывался, нужно приклеить его на сложенный вдвое (как открытка) фон.
8. Можно пофантазировать и готовые макеты скомпоновать между собой, склеить. Получатся другие варианты.
Таким образом изготавливаются православные храмы, мусульманские мечети, замки и крепости.
На уроках изобразительного искусства и художественной культуры можно выполнять подобные макеты нескольких видов, разделив класс на группы.