И.Т. Кузин «Изобразительное искусство. Рабочий альбом».
Психологические условия проведения урока:
Доброжелательное отношение педагога к детям;
Демократический стиль общения педагога с детьми;
Положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
Творческое рабочее самочувствие на уроке и перед уроком.
Формы обучения:
Эвристическая форма (путешествие);
Игровое проектирование;
Учебная деловая игра.
Формы работы:
Коллективная.
Дидактическая структура урока:
Организационный этап.
Актуализация прежних (опорных) знаний.
Применение – формирование умений и навыков.
Материалы интернет-сайтов:
http://videouroki.net.
http://urok-izo.narod.ru/
https://sites.google.com/a/labore.ru/
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/
Литература:
«Учитель изобразительного искусства и его работа». Орловский Г.И. Москва «Просвящение» 1987г.
«Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Г.Ф. Суворова Москва «Просвещение» 1990г.
«Материалы в изобразительном искусстве». Н.В. Одноралов. Москва «Просвещение» 1983г.
«Демократизация содержания образования в сфере художественно-эстетического развития учащихся». К. М. Азимбаева, Л.А. Арсабиева, И. А. Бутакова. Усть-Каменогорск «Медиа-Альянс»
2007г.
«Изобразительная деятельность». Н.Ф. Штейнле. Волгоград 2008г.
«Изобразительное искусство». В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Москва «Дрофа» 2005г.
«Педагогический сундук». Нусупбекова М.И. Алматы «Кытап» 2001г.
Предполагаемые результаты:
Выполнение творческого задания учащимися и создание коллективной композиции;
Развитие умения пользоваться ранее приобретенными знаниями на уроке;
Развитие образного творческого мышления в игровом моменте.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
-Учитель: Здравствуйте, ребята! - Все проснулись? К уроку все готовы? Давайте посмотрим все ли готовы к уроку. На парте должны лежать художественные принадлежности – это кисточка, краски, стакан с водой, простой карандаш и ластик. У всех всё есть?
- Хорошо, тогда начнём урок. Ребята, сегодня мы с вами… (стук в дверь, приносят телеграмму) Кто же это может быть? Вы ребята, не знаете?
- Давайте посмотрим. (Учитель открывает дверь. За дверью отвечают: «Вам телеграмма».) Ребята, нам телеграмма. Сейчас прочитаем и узнаем кто её написал.
«Здравствуйте, ребята!». Пишут вам сказочные жители леса. У нас к вам одна просьба. Помогите нам разобраться. Мы не понимаем, что происходит в нашем лесу. У нас в лесу стали происходить необычные явления. Повсюду висят незнакомые слова, висят на ёлочке шишки с непонятными вопросами. А ещё там загадки, которые мы не можем отгадать, и стоят изделия неизвестных мастеров. Помогите нам, пожалуйста. Мы вас ждём». Сказочные жители леса.
Учитель: Ну, что ребята, поможем?
Ребята, давайте закроем глаза и представим этот сказочный лес. (Звучит музыка.) Открываем глаза и вот мы и в сказочном лесу.
Организация выставки.
( На доске слова: пейзаж, искусство, портрет, натюрморт.). -Ребята, обратите внимание на слова, разбросанные по поляне. (Поляна-школьная доска.) Первое слово – пейзаж. Что же такое пейзаж?
Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется – пейзаж.
Решение кроссворда.
Учитель: Давайте посмотрим, что ещё нам приготовили сказочные жители. На елке шишки с вопросами. Кто пойдёт и снимет первую шишку? (Ученик выходит к доске и снимает 1-ую шишку. На обороте вопрос для кроссворда. Ребёнок читает вопрос и говорит ответ, а затем ответ записывает в первую колонку.)
Дети: 1) Хитрое животное. (лиса).
Учитель: Правильно. Молодец! Запиши слово в первую колонку. Посмотрите у нас на выставке есть лиса. Она очень хитрая.
А теперь давайте снимем вторую шишку.
Дети: 2) Он висит на дереве, а ещё на нём рисуют. (лист).
Учитель: Запиши ответ во вторую колонку. Лист бывает тетрадный, альбомный и лист с дерева.( Показывает на выставку, где изображён лист с дерева.) Дети: 3) Радужная принадлежность для рисования. (краска).
Учитель: Хорошо. Молодец! Записывай отгадку. Ребята, а какие вы знаете краски?
Учитель: Молодец! Записывай ответ. Скажите мне, из чего же делают бумагу?
Дети: Из древесины.
Учитель: Правильно. А теперь снимаем 5-ую шишку.
Дети: 5) Его боится карандаш. (ластик). Учитель: На ваших рисунках есть и ластик. Он всем школьникам нужен, а ещё инженерам, бухгалтерам и. т. д…
Дети: 6) Ею пишут картины. (кисть).
Учитель: Молодец! Записывай в колонку №6. Ребята, а какие кисти бывают?
Дети: Кисти рук, кисть винограда, кисть художественная и кисть малярная.
Учитель: ( Показывает кисти, которые называют дети.) Давайте сорвём следующую шишку.
Дети: 7) Жанр искусства – «мёртвая природа». (натюрморт).
Учитель: Ребята, посмотрите среди слов, разбросанных по поляне, есть слово – натюрморт. К этому слову мы ещё вернёмся. Срываем 8- ую шишку.
Дети: 8) Главное средство выразительности в живописи. (цвет).
Учитель: Какие три основных цвета вы знаете?
Дети: Красный, синий и жёлтый.
Учитель: А, если мы добавим в них чёрной и белой краски, что получится?
Дети: Они перейдут от просветлённо – нежных, до сумрачно – тревожных.
Учитель: Хорошо. Молодцы! И осталась последняя шишка.
Дети: 9) Он бывает тёплым и холодным. (тон).
Учитель: Почему его так называют?
Дети: Потому, что одни греют, как огонь, а другие вызывают ощущение холода.
Учитель: Правильно. Одни живут в царстве Снежной королевы, среди льдов, айсбергов и снега, а другие живут в царстве Солнечного света, в сиянии солнца, золота и огня. Ребята, а теперь внимательно посмотрите на кроссворд. Какое слово получилось по вертикали
А что такое натюрморт?
( в стихотворной форме). Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт.
Мы с вами рассмотрели жанры искусства, но остался ещё один. Посмотрите и скажите, что это за жанр?
-А что такое портрет?
( В стихотворной форме.) Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или вроде верхолаз, Лётчик или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется портрет.
Игротека (самостоятельная работа)
-А вот, посмотрите, сколько цветов, а какие они красивые! А кто это на них?
Правильно, но это бабочки с загадками. А отгадки надо нарисовать на альбомных листах, которые вам приготовили сказочные жители. А вот что из этого получится, мы потом узнаем. ( Учитель берёт первую бабочку и читает загадку.) 1. Он в лесу без сумки ходит Яблоки, грибы находит На спине иголки. Кто это у елки? ( Ежик )
Физ. Минутка
А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево. Принялись опять за дело.
Правильно. Ну, а теперь рисуем ежика.
Берём следующую бабочку. 2. Всех боится он в лесу: Волка, филина, лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами… (заяц).
Теперь рядом рисуем зайца. 3. Рыжий маленький зверёк По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, А на дереве в дупле.
(Белка.)
Рисуем белку. Вырезаем получившихся зверят и прикрепляем при помощи иголок вокруг елочки.
А теперь нам пора возвращаться в класс. Сели все ровно, закрыли глазки. (звучит музыка). Открываем глаза. Вот мы и в классе. А теперь подведём итоги нашего урока. Чем мы с вами занимались на уроке?
Заключительная часть. Рефлексия.
Учитель: Давайте оценим свои работы.
Самооценка работ учащимися по следующим вопросам.
Чем вам нравятся ваши работы?
Что вам удалось в работе?
С какими трудностями столкнулись?
Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы умелые ребята! Спасибо вам за урок!