Мотивация и актуализация знаний | Учитель организует работу для определения темы урока: - Ребята, я ведь не просто так пришла к вам нарядная, что необычного в этом наряде? Холст мы не носим. Какой элемент этого платья для современного человека необычен? Молодцы! Вышивка, а какого народа? Молодцы Русского народа. Попробуйте сформулировать тему урока. - А как вы думаете, какие вещи еще украшали вышивкой? Молодцы! Рушники, полотенце. Какую закономерность вы заметили в узоре?. Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты. - Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов). Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств. Орнамент делят на несколько видов, попробуйте их сформултровать посмотрев слайды: растительный, — зооморфные мотивы (зоо — животные, морф- ный — форма). Знаки Солнца, Земли в виде геометрических знаков — геометрические мотивы. Богиня Макошь в виде женщины — антропо- морфные мотивы (антропос — человек). Почему же вышивали те или иные фигуры. Конь, почему его вышивали, как вы думаете? Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Почему вышивали женщину? Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека А вышитые цветы, что символизировали? Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года). Символ вечного солнцевращения (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века. Птицы на вышитых узорах, что символизируют? В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Работа с учебником: Вопрос: Почему именно белый и красный цвет найдите ответ! А как вы думаете какие цвета еще могли присутствовать в ышивке? Историческая справка (оберег, современные исследования..) Чтение стихотворения. На вид орнамент не приметен Но он столетия живет Не зря его на белом свете Народ издревле бережет. Быть может, нитками зигзаги В узоры вытканы не зря И мы с тобою видим знаки Славянского календаря | Вступают в диалог с учителем. Ответ учащихся – это русский народный костюм; Вышитый узор, вышивка; Русского народа; Формулируют тему урока «Русская народная вышивка» Полотенце; -Рушникики; Салфетки Скатерть; Узор повторяется; Повторяющийся узор; Растительный; Животный; Геометрический; Конь необходим для выращивания урожая; Всадник это сам человек; Это символ вечно возраждающейся жизни Красоту, вечно возраждающуюся . Для красоты, птицы на крыльях приносят тепло. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Желтый, черный. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание |
Творческая практическая деятельность | Учитель организует деятельность по применению новых знаний. Работать будем в паре, у каждого получиться по два орнамента, которые вы приклеете на одну конфету. Изготовление формы конфеты 2 раза 2. Изготовление орнамента выбрать форму для орнамента выбрать цвет орнамента согнуть бумагу и наметить линии контура орнамента вырезать орнамент по намеченной линии - приклеить -изготовить форму конфеты -выбрать цвет для орнамента -вырезать орнамент по намеченной линии(2 шт.) -приклеить Во время практической работы осуществляет контроль за выполнение учащимися учитель делает целевые обходы, Звучит русская народная музыка | Воспринимают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению. | Регулятивные: целеполагание, умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму. Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии |
Творческая практичес кая деятель ность | Представляет слайды с поэтапным изготовлением конфеты с орнаментом Во время практической работы осуществляет контроль за выполнение учащимися учитель делает целевые обходы, Звучит русская народная музыка Готовые поделки я вам предлагаю привязать на дерево.(цветок) | Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Конструируют выразительную форму полотенца и украшают её в соответствии с традициями народного искусства Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организует рефлексию. Закончите фразу: - Сегодня на уроке я узнал.. - Сегодня я выступил (а) в роли… - Я на уроке научился(лась)… - У меня получилось… - Делать своими руками – это… - Мне понравилось … Домашнее задание: Спросить у своих бабушек какие старинные вещи сохранились с вышивкой. | Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности, работы в паре и всего класса. Делают вывод, что создавать орнамент предмета не простая, но творческая и радостная работа, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Привязывают конфету к дереву. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |