kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по изобразительному искусству "Русская народная вышивка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском методическом объединении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по изобразительному искусству "Русская народная вышивка"»

Тема: Русская народная вышивка

Цели:

  1. Познакомить учащихся с условным языком орнамента, его символическим значением с символикой цвета в крестьянской вышивке; сформировать понятие “орнамент”.

  2. Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.

  3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.

  4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.

Оборудование и материалы:

  1. Электронное приложение к уроку, которое состоит из слайдов. Слайды сменяются по щелчку и начинают воспроизведение материала по щелчку. В течении самого слайда элементы сменяются после предыдущего элемента. Скорость смены слайдов средняя, что позволяет учителю излагать теоретический материал.

  2. Музыкальный ряд: русские народные песни или мелодии.

План урока.

  1. Беседа о вышивке как виде народного творчества.

  2. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.

  3. Культовое значение элементов орнамента.

  4. Прослушивание русских народных песен.

  5. Постановка цели и задачи по изготовлению конфеты с орнаментом, составление плана и приемы работы.

  6. Работа над изготовлением конфеты с орнаментом

  7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.






ОРНАМЕНТ



Растительный



Геометрический



Зооморфный



Антропоморфный

Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился (лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …


Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …


Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …


Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …



Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …






Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.



Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.



Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.



Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия.

Организационный этап

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей

Мотивация и актуализация  знаний

Учитель организует работу для определения темы урока:

 - Ребята, я ведь не просто так пришла к вам нарядная, что необычного в этом наряде? Холст мы не носим. Какой элемент этого платья для современного человека необычен? Молодцы! Вышивка, а какого народа? Молодцы Русского народа. Попробуйте сформулировать тему урока.

- А как вы думаете, какие вещи еще украшали вышивкой? Молодцы! Рушники, полотенце. Какую закономерность вы заметили в узоре?. Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов). Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до появления письменности. Орнамент старше всех произведений искусств. Орнамент делят на несколько видов, попробуйте их сформултровать посмотрев слайды: растительный, — зооморфные мотивы (зоо — животные, морф- ный — форма). Знаки Солнца, Земли в виде геометрических знаков — геометрические мотивы. Богиня Макошь в виде женщины — антропо- морфные мотивы (антропос — человек).

Почему же вышивали те или иные фигуры.

Конь, почему его вышивали, как вы думаете?

Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца

В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.

Почему вышивали женщину?

  • Великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

А вышитые цветы, что символизировали?

  • Символ растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Древнерусское название класса солярных символов, более известных по своему индоевропейскому названию Suastika, свастика (где Су, «связанное с благом» – древнеиндийское  имя солнечной птицы, Астика – двуликое божество теплой и холодной половин года).  Символ вечного солнцевращения  (др. русск. КОЛО – солнце) имел широчайшее распространение в народном искусстве Новгорода и особенно Русского Севера, сохранившись в нем вплоть до первой половины ХХ века.

Птицы на вышитых узорах, что символизируют?

В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

Работа с учебником: Вопрос: Почему именно белый и красный цвет найдите ответ!

А как вы думаете какие цвета еще могли присутствовать в ышивке? Историческая справка (оберег, современные исследования..)

Чтение стихотворения.

На вид орнамент не приметен

Но он столетия живет

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря

Вступают в диалог с учителем.

Ответ учащихся – это русский народный костюм; Вышитый узор, вышивка;

Русского народа; Формулируют тему урока «Русская народная вышивка»




Полотенце;

-Рушникики;

Салфетки
Скатерть;

Узор повторяется;




Повторяющийся узор;












Растительный;


Животный;

Геометрический;














Конь необходим для выращивания урожая;







Всадник это сам человек;







Это символ вечно возраждающейся жизни
















Красоту, вечно возраждающуюся

























.




Для красоты, птицы на крыльях приносят тепло.






Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял

женское начало.

цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало.

Желтый, черный.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание

Цель и планирование

Какая будет цель нашей практической части

Составляем вместе план работы:

1.Изготовить форму конфеты

 2. Вырезать орнамент

3. Приклеить орнамент на конфету

-придать форму конфеты

Оформить орнаментом конфету;

1.Изготовить форму конфеты

 2. Вырезать орнамент

3. Приклеить орнамент на конфету


Регулятивные:

целеполагание Коммуникативные:

постановка вопросов  Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели

Творческая практическая деятельность

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

Работать будем в паре, у каждого получиться по два орнамента, которые вы приклеете на одну конфету.


  1. Изготовление формы конфеты

  • белый лист согнуть пополам

2 раза

  • наметить форму конфеты

  • вырезать по контуру, соблюдая технику безопасности

2. Изготовление орнамента

  • выбрать форму для орнамента

  • выбрать цвет орнамента

  • согнуть бумагу и наметить линии контура орнамента

  • вырезать орнамент по намеченной линии

- приклеить

-изготовить форму конфеты

-выбрать цвет для орнамента

-вырезать орнамент по намеченной линии(2 шт.)

-приклеить


Во время практической работы

осуществляет контроль за выполнение учащимися учитель делает целевые обходы,

Звучит русская народная музыка

Воспринимают  новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению.

Регулятивные: целеполагание,              умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.        Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, солярные знаки, цвет и форму.                             Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии

Волеологическая пауза

Учитель предлагает отгадать загадку и    

показать как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить.

Изображают движения - имитация ручного труда

Личностные

Творческая практичес кая деятель ность

Представляет  слайды с поэтапным изготовлением конфеты с орнаментом

Во время практической работы

осуществляет контроль за выполнение учащимися учитель делает целевые обходы,

Звучит русская народная музыка

Готовые поделки я вам предлагаю привязать на дерево.(цветок)


Учащиеся под музыку выполняют творческое задание. Конструируют выразительную форму полотенца и украшают её в соответствии с традициями народного искусства

Сначала необходимо вырезать узор по краю листа, а затем заполнить его орнаментальными узорами.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

- Сегодня на уроке я узнал..

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими     руками – это…

- Мне понравилось …


Домашнее задание: Спросить у своих бабушек какие старинные вещи сохранились с вышивкой.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности, работы в паре и всего класса. Делают вывод, что создавать орнамент предмета не простая, но творческая и радостная работа,

что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Привязывают конфету к дереву.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли                         Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по изобразительному искусству "Русская народная вышивка"

Автор: Архипова Светлана Васильевна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333803

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект открытого урока по изобразительному искусству "Русская народная вышивка""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_izobrazitiel_nomu_iskusstvu_russkaia_narodnaia_vys"
    ["file_id"] => string(6) "432783"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508192794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства