Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России
Конспект урока изобразительного искусства для 5 класса с приложениями, направленный на выявление национальных особенностей русского и татарского орнаментов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4.Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на красоту и своеобразие народных узоров.
Предметные:
научиться составлять варианты орнаментального построения с опорой на народную традицию;
овладеть основами языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования
Метапредметные:
Познавательные: работать с технологической картой; сравнивать народные орнаменты и делать выводы на основе сравнения
Регулятивные: планировать свою деятельность, организовать выполнение заданий по предложенному алгоритму, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы
Коммуникативные: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками
Личностные:
формирование познавательного интереса к выполнению орнамента;
развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России
Оборудование для учителя: головные уборы татарского костюма, выставка фотографий народного костюма
Оборудование для учащихся: готовые формы для украшения, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, карандаш, образцы орнаментов, информационные карты
Медиаматериалы: презентация «Татарский орнамент», народная татарская музыка.
Структура урока
1.Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеют эти предметы? (демонстрация татарских головных уборов)
2.Постановка целей и задач урока.
Сегодня вы мастера. В нашей мастерской вы придумаете и украсите орнаментом татарский головной убор. Я думаю, что вы получите большое удовольствие, создавая народный орнамент. А еще сделаете важное дело: ведь эти головные уборы наденут девушки для исполнения татарского танца в концерте «Я, ты, она – вместе дружная семья». Поэтому ваши работы должны быть выполнены красиво и аккуратно.
3.Актуализация знаний учащихся
1.Как вы думаете, какие национальности проживают в Курганской области?
( 103 национальности). По численности: русские (91,4%), татары (2,05), башкиры (1,5), казахи (1,45), украинцы (1,1), белорусы (0,41)
2.А у вас в классе есть ребята разных национальностей?
Вас не интересует национальность. Вы общаетесь, дружите, играете.
Но у каждого народа есть свои традиции, народные костюмы, праздники. Мы, живя вместе, должны знать традиции народов, чтобы обогащать себя культурно, чтобы жить всем в мире в нашей самой лучшей стране – России.
4.Первичное усвоение новых знаний
4.1Формирование художественных знаний.
Совсем недавно вы знакомились с русскими орнаментами: создавали эскизы узоров полотенец, придумывали украшения народных праздничных костюмов.
Скажите, пожалуйста, какие виды орнаментов вы использовали для своих работ? (Геометрический орнамент. Изобразительный – орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира – растения (растительный орнамент), животных, человека. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются).
Какие символы и древние образы вы включали в орнамент? (Символы: солнце, земля, вода. Древние образы: макошь, конь, птица, древо жизни)
А вы можете «прочитать» татарский орнамент?
Посмотрите, пожалуйста.
Перед уроком вы посмотрели выставку фотографий, на которых изображены артисты в татарских народных костюмах. Посмотрите, еще, пожалуйста.
А теперь давайте поближе рассмотрим татарский орнамент. Обратите внимание на элементы орнамента, которые вы будете использовать в своей работе; на цветовое решение. И еще, в орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации.
Итак, смотрим презентацию «Татарский орнамент».
4.2.Формирование практических умений.
Вы познакомились с татарским орнаментом, увидели отличие от русского орнамента. Но есть и сходство. Какое? ( Использование изобразительного вида орнамента).
Посмотрите на мужской татарский головной убор – тюбетейку. Еще есть тюрбан. Женский головной убор называется калфак. Головной убор состоит из верхней части – в виде круга и боковой части – в виде полосы, концы которой соединены. Вы будете украшать орнаментами круг и полосу традиционными узорами.
5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление
Вопросы:
1.Что такое орнамент?
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.
2.Что такое мотив?
Это один или два элемента, повторяющиеся в орнаменте.
3.Что такое ритм?
Ритм – это чередование элементов узора в определенной последовательности.
4.Что такое стилизация?
Стилизация – упрощение природных форм.
5.К какому виду орнаментов относится татарский орнамент?
Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения за учителем.
Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
6.Выполнение творческого задания в группах.
6.1. Инструктаж учителя.
Вы работаете в мастерской по группам. На столе имеется: белая и цветная бумага, образцы узоров, шаблоны, гуашь или краски, кисти, вода, ножницы, клей ПВА.
Задание: два ученика выполняют нижнюю часть головного убора; два других – верхнюю часть. Затем собирается весь головной убор.
Ознакомление с информационной картой
Информационная карта.
1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.
2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.
3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.
4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.
5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.
6.2.Самостоятельная работа учащихся.
6.3.Текущий инструктаж учителя.
6.Рефлексивная деятельность обучающихся.
Ваша работа в мастерской закончилась. Давайте посмотрим результаты вашей работы. Выходите ребята. Давайте на вас полюбуемся. Молодцы!
Ребята, вам понравился сегодняшний урок? А о чем вы узнали, чему научились на сегодняшнем уроке?
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Больше всего мне понравилось…
- Для меня стало открытием, что…
- Я хотел бы узнать больше о…
А сейчас вопрос - загадка: какой национальности принадлежит этот головной убор? (узбекская тюбетейка). Ваши предположения? Правильный ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Найти информацию о белорусском, украинском и других орнаментах.