kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства для 5 класса с приложениями, направленный на выявление национальных особенностей русского  и татарского орнаментов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Введенская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Огненного выпуска 1941 года»














Конспект урока

изобразительного искусства в 5 классе


по теме: «Различие национальных особенностей русского орнамента

и орнаментов народов России»






Автор: учитель высшей категории

Аверкеева Тамара Васильевна
















2019 год

Тема урока: «Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России»

Класс – 5кл.

Тип урока: открытия «нового» знания

Вид урока: урок – мастерская

Цель урока: выявление национальных особенностей русского и татарского орнамента.

Задачи:

1.Дать понятие о выразительности татарской народной одежды, ее колорите и декоре.

2.Научить обучающихся создавать варианты орнаментального построения в круге и полосе с опорой на народную традицию.

3.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческое воображение

4.Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на красоту и своеобразие народных узоров.

Предметные:

научиться составлять варианты орнаментального построения с опорой на народную традицию;

овладеть основами языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования

Метапредметные:

Познавательные: работать с технологической картой; сравнивать народные орнаменты и делать выводы на основе сравнения

Регулятивные: планировать свою деятельность, организовать выполнение заданий по предложенному алгоритму, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы

Коммуникативные: работать в составе творческих групп, эффективно взаимодействовать со сверстниками

Личностные:

  • формирование познавательного интереса к выполнению орнамента;

  • развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса;

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое и настоящее многонационального народа России

Технологии: коллективного способа обучения, проблемного обучения, здоровьесбережения.

Форма работы: групповая

Оборудование для учителя: головные уборы татарского костюма, выставка фотографий народного костюма

Оборудование для учащихся: готовые формы для украшения, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, карандаш, образцы орнаментов, информационные карты

Медиаматериалы: презентация «Татарский орнамент», народная татарская музыка.


Структура урока

1.Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеют эти предметы? (демонстрация татарских головных уборов)

2.Постановка целей и задач урока.

Сегодня вы мастера. В нашей мастерской вы придумаете и украсите орнаментом татарский головной убор. Я думаю, что вы получите большое удовольствие, создавая народный орнамент. А еще сделаете важное дело: ведь эти головные уборы наденут девушки для исполнения татарского танца в концерте «Я, ты, она – вместе дружная семья». Поэтому ваши работы должны быть выполнены красиво и аккуратно.

3.Актуализация знаний учащихся

1.Как вы думаете, какие национальности проживают в Курганской области?

( 103 национальности). По численности: русские (91,4%), татары (2,05), башкиры (1,5), казахи (1,45), украинцы (1,1), белорусы (0,41)

2.А у вас в классе есть ребята разных национальностей?

Вас не интересует национальность. Вы общаетесь, дружите, играете.

Но у каждого народа есть свои традиции, народные костюмы, праздники. Мы, живя вместе, должны знать традиции народов, чтобы обогащать себя культурно, чтобы жить всем в мире в нашей самой лучшей стране – России.

4.Первичное усвоение новых знаний

4.1Формирование художественных знаний.

Совсем недавно вы знакомились с русскими орнаментами: создавали эскизы узоров полотенец, придумывали украшения народных праздничных костюмов.

Скажите, пожалуйста, какие виды орнаментов вы использовали для своих работ? (Геометрический орнамент. Изобразительный – орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира – растения (растительный орнамент), животных, человека. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются).

Какие символы и древние образы вы включали в орнамент? (Символы: солнце, земля, вода. Древние образы: макошь, конь, птица, древо жизни)

А вы можете «прочитать» татарский орнамент?

Посмотрите, пожалуйста.

Перед уроком вы посмотрели выставку фотографий, на которых изображены артисты в татарских народных костюмах. Посмотрите, еще, пожалуйста.

А теперь давайте поближе рассмотрим татарский орнамент. Обратите внимание на элементы орнамента, которые вы будете использовать в своей работе; на цветовое решение. И еще, в орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации.

Итак, смотрим презентацию «Татарский орнамент».

4.2.Формирование практических умений.

Вы познакомились с татарским орнаментом, увидели отличие от русского орнамента. Но есть и сходство. Какое? ( Использование изобразительного вида орнамента).

Посмотрите на мужской татарский головной убор – тюбетейку. Еще есть тюрбан. Женский головной убор называется калфак. Головной убор состоит из верхней части – в виде круга и боковой части – в виде полосы, концы которой соединены. Вы будете украшать орнаментами круг и полосу традиционными узорами.

5.Первичная проверка понимания и первичное закрепление

Вопросы:

1.Что такое орнамент?

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов.

2.Что такое мотив?

Это один или два элемента, повторяющиеся в орнаменте.

3.Что такое ритм?

Ритм – это чередование элементов узора в определенной последовательности.

4.Что такое стилизация?

Стилизация – упрощение природных форм.

5.К какому виду орнаментов относится татарский орнамент?

Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем.

Ты нарисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует колосья хлеба.

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, друзей, ручей беспокойный.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

6.Выполнение творческого задания в группах.

6.1. Инструктаж учителя.

Вы работаете в мастерской по группам. На столе имеется: белая и цветная бумага, образцы узоров, шаблоны, гуашь или краски, кисти, вода, ножницы, клей ПВА.

Задание: два ученика выполняют нижнюю часть головного убора; два других – верхнюю часть. Затем собирается весь головной убор.

Ознакомление с информационной картой

Информационная карта.

1.Выберите элементы узоров, которые вы будете использовать в орнаменте.

2.Используя шаблоны, нарисуйте на белой бумаге элементы и раскрасьте их.

3.Определите точки в круге и полосе, в которых будут находиться элементы орнамента.

4.Разложите все элементы орнамента, согласно вашей композиции.

5.Приклейте все элементы. Выполненные орнаменты в круге и в полосе приклейте на жесткую основу головного убора.

6.2.Самостоятельная работа учащихся.

6.3.Текущий инструктаж учителя.

6.Рефлексивная деятельность обучающихся.

Ваша работа в мастерской закончилась. Давайте посмотрим результаты вашей работы. Выходите ребята. Давайте на вас полюбуемся. Молодцы!

Ребята, вам понравился сегодняшний урок? А о чем вы узнали, чему научились на сегодняшнем уроке?

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Больше всего мне понравилось…

- Для меня стало открытием, что…

- Я хотел бы узнать больше о…

А сейчас вопрос - загадка: какой национальности принадлежит этот головной убор? (узбекская тюбетейка). Ваши предположения? Правильный ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Найти информацию о белорусском, украинском и других орнаментах.

Возможны презентации.

Спасибо за сотрудничество. До свидания.






















Приложение 1

Орнаменты



Приложение 2

Восточные мотивы




















































Приложение 3

Тюбетейки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов России

Автор: Аверкеева Тамара Васильевна

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект первого урока для Дня Знаний "Семья, семейные ценности и Я". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-piervogho-uroka-dlia-dnia-znanii-siem-ia-siemieinyie-tsiennosti-i-ia"
    ["file_id"] => string(6) "149021"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419924261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства