План- конспект урока «Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями»
План- конспект урока «Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями»
Развитие у детей умения видеть и передавать цветовые отношения в условиях простанственно-воздушной среды. Дальнейшее знакомство с художественными и эстетическими свойствами цвета. Создание цветовой гармонии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока «Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями»»
Урок живописи в 3 классе:
«Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями»
Костровой Татьяны Дмитриевны
преподавателяМуниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Железногорск-Илимский
(структурное подразделение в п. Новая Игирма)
Тема урока: «Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями»
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Работа с натуры.
Цель: Закрепление понятия «локальный цвет», изучение богатства и разнообразия оттенков желтого и коричневого цвета (разных по тону, теплохолодности и насыщенности).
2. Развивать умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
3. Развивать умение изображать объекты предметного мира, пространство.
Обучающие:
1. Дальнейшее знакомство со свойствами акварельных красок, их возможностями и эстетическими качествами;
2. Дальнейшее изучение техники живописи акварельными красками по сухому листу;
3. Дальнейшее знакомство с художественными и эстетическими свойствами цвета (холодные и теплые, контрастные цвета), основными закономерностями создания цветовой гармонии;
4. Формировать навыки последовательного ведения живописной работы.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к выполнению натюрморта;
2. Воспитывать эстетический вкус.
Практическое задание: выполнить натюрморт из 2-3 предметов в зеленой, желто-коричневой гамме, находя множество различных оттенков.
Оборудование и материалы: лист бумаги А3, карандаш, акварель, кисти, палитра.
Зрительный ряд: репродукции работ художников, работы учеников ДШИ, композиционные и тоновые схемы), колористическая шкала желтого, зеленого и коричневого цветов, разных по тону, теплохолодности и насыщенности, цветовой круг.
Оборудование:
а) для учителя: Натюрморт. Ветка рябины, керамическая бутылка, апельсин и тыква, ученические работы в жанре натюрморта, , кисти, акварельные краски.
б) для учащихся: акварельная бумага формата А-3 акварельные краски, кисти, баночка для воды.
План урока.
Орг. момент – 2 мин.
Сообщение задания– 12 мин.
Практическая работа – 26 мин.
Итог урока – 5 мин.
Ход урока:
Орг. момент:
- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Проверьте готовность к уроку.
Тема нашего сегодняшнего урока «Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями».
- И сегодня на уроке мы вспомним поэтапность построения натюрморта, и выполним работу в цвете. Рисующий должен очень точно передавать все детали постановки. Этому, прежде всего, способствует знание последовательности построения натюрморта. Обучаясь в третьем классе отделения «Живопись» вы должны очень хорошо знать все этапы построения и строго соблюдать их.
Но построение линейного рисунка вы делали на прошлом занятии, а сейчас подробно остановимся на выполнении натюрморта в цвете. Веду беседу о цветовой гармонии, о многообразии цветовых оттенков, холодных и теплых, дополнительных и сближенных цветах, повторяю, что такое тон в живописи, локальный цвет.
Подчеркиваю необходимость композиционного решения листа, а также призываю стараться видеть большими цветовыми отношениями, анализировать влияние одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещения.
Описываю технические возможности акварельных красок, рассказываю, что в окружающей среде один и тот же предмет под влиянием этой среды, не меняя своего локального цвета, приобретает различные оттенки. Писать красками — это значит видеть всю сложность цветовых взаимоотношений, это значит учиться видеть и передавать соотношения цвета: теплого и холодного, темного и светлого и учиться брать эти цветовые соотношения в гармонии. В работе необходимо найти разницу между коричневыми, желтыми предметами. Для создания объема в предметах необходимо учесть, что при искусственном освещении свет на предметы падает теплый, а тени холодные; при дневном освещении наоборот, свет холодный, теплые тени. Таким образом, сочетание теплого и холодного на свету или в тени, а также при переходе из одной формы в другую, помогает передать объем изображаемого предмета. Для наилучшего понимания разницы теплых и холодных оттенков цвета учащимся предлагается такое наглядное пособие как шкала теплохолодности [«Основы живописи» Н.М. Сокольникова, стр.23,24]. Также цвет может менять светлоту, насыщенность. Шкала изменения насыщенности представлена в приложении [«Основы живописи» Н.М. Сокольникова, стр.29].
Также призываю пользоваться методом сравнения. Беседы сопровождаются показом репродукций, работ учеников ДШИ.
Практическая работа учащихся.
В ходе практической работы, подхожу к каждому учащемуся, наблюдаю за ходом работы. Если есть необходимость, показываю приемы выполнения натюрморта, указываю на ошибки, отмечаю удачные места на работах учащихся.
Подведение итогов.
Индивидуально отмечаю положительные моменты и ошибки в работах, уточняю, на что следует обратить особое внимание, наиболее удачные работы показываю остальным учащимся как некий образец.
В результате проведения серии уроков по тематическому натюрморту были выявлены особенности, подтверждающие наблюдение. Учащиеся, присутствовавшие на первом занятии при объяснении нового материала с применением дополнительных методических средств, выполнили учебное задание более успешно учеников, отсутствовавших на первом занятии. Для анализа успешности работ был выявлен ряд критериев.
Критерии успешности выполнения практической работы:
1. Выразительная композиция.
2. Тоновой разбор.
3. Нахождение множества оттенков.
4. Выполнение работы живописными пятнами.
5. Нахождение разницы между коричневыми, желтыми предметами.
6. Передача объема и пространства.
Исходя из представленных критериев, практическая работа была выполнена учащимися с разной степенью успешности в зависимости от усвоения обозначенных правил и законов, изученных в процессе обучения.