Цель урока: ознакомление с произведениями изобразительного искусства; формирование образной памяти, умения компоновать сюжетный рисунок; воспитание любви к осенней природе.
Задачи:
Образовательные: - расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с жанром пейзажа.
Развивающие: - развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке, результатов рабочих групп; - формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие: - развивать коммуникативные умения обучающихся через организацию групповой, коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Осеннее настроение»»
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ВО 2 «Б» классе на тему: «Осеннее настроение».
Тема урока: «Осеннее настроение».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомление с произведениями изобразительного искусства; формирование образной памяти, умения компоновать сюжетный рисунок; воспитание любви к осенней природе.
Задачи:
Образовательные: - расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с жанром пейзажа.
Развивающие: - развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке, результатов рабочих групп; - формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие: - развивать коммуникативные умения обучающихся через организацию групповой, коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже, - самостоятельное создание алгоритма деятельности, - выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений, - самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД: - расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности, - развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества, - умение договариваться, находить общее решение, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: - самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работы, - выражение в словесной форме образного смысла творческой коллективной работы, - оценивание результата своего труда.
Личностные УУД: - умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов, - способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка), - совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Оборудование: презентация, карандаш, ластик, ручка, кисточки, краски, губки (для штамповки).
Музыкальный ряд :« Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I. Организационный момент
Мы в лес за наукой сегодня пойдём. Смекалку, фантазию нашу возьмём. Дорогой с пути никуда не свернём. Но чтобы лес нам скорее достичь, должны мы по тропке красиво пройтись!
Садятся на свои места.
II. Мотивация к учебной деятельности
Ребята, у вас на партах лежат листочки с кроссвордом. Вам нужно будет отгадать, что держит в руках Карандаш. А для этого вы должны решить этот кроссворд и в выделенных клетках вы прочтёте ответ на этот вопрос.
Отгадывают кроссворд самостоятельно
III. Вводная беседа
1. Анализ репродукций
2. Работа над музыкальным рядом.
- Каждый из нас воспринимает окружающий мир по–своему. В картинах художники по – разному выразили своё отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной предстаёт она перед нами в картине И.И. Левитана; грустной и задумчивой – в картине В.А. Серова. Слайд 2 и 3
- Картина И.И. Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени, она прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «справочником русской осени».
- Как вы считаете, что мы можем узнать из него?
- Художник неоднократно изображал осень и в своих более ранних этюдах и картинах. Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж.
- Посмотрите на картину Левитана и расскажите, что художник изобразил на ней? Слайд 2
- Какие цвета преобладают на этой картине?
- Давайте определим, эти цвета тёплые или холодные? А как их отличить?
- Как вы считаете, к какой группе цветов можно отнести краски золотой осени?
- Чем отличается работа В.А. Серова «Октябрь. Домотканово» от картины И.И. Левитана «Золотая осень»? Слайд 4
- Верно. В.А. Серов в картине «Октябрь. Домотканово» замечательно передал грустную поэзию поздней осени и задушевную ноту, которую художник почувствовал в скромном облике русской деревни.
- А что изобразил автор на этой картине? Слайд 3
Мы рассмотрели с вами картины художников об осени. Но не только художники стремятся передать своё восхищение замечательным временем года – осенью. У композитора с очень красивой и мелодичной фамилией Вивальди тоже есть произведение под названием «Осень».
- Прослушайте фрагменты музыкального произведения и попробуйте определить, с каким настроением композитор показывает нам осень.
- Какое настроение музыки?
- Ребята, запомните, в своих произведениях художники передают не только красоту, но и своё настроение.
- На основе беседы и наблюдения, кто может предложить тему сегодняшнего урока?
Смотрят на слайды и рассматривают картины.
Отвечают на вопрос учителя.
Дают описание картины.
Тёплые цвета напоминают солнечный свет, огонь (т.е. жёлтый, оранжевый и красный). А холодными кажутся цвета напоминающие цвет льда.
Называют отличия.
Описывают картину.
Слушают фрагменты музыки и определяют её настроение.
Озвучивают тему урока: «Осеннее настроение».
IV. Устное рисование
- А теперь вы придумаете картины, в которых покажете свою любовь к нашей Родине. Каждый из трёх рядов получает свой сюжет для устной картины.
1 ряд - «Осенние работы»
2 ряд - «Осенний лес»
3 ряд - «Осень в городе»
- Итак, какие картины вы придумали? Послушаем по очереди каждый ряд.
Придумывают картины и рассказывают их.
V. Физкультминутка
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
Выполняют упражнения.
VI. Изучение нового материала
- В устных зарисовках вы показали своё умение компоновать сюжетный рисунок. Пейзажи, которые сегодня мы выполняем, относятся к тематическим рисункам. Рисование на темы надо вести в определённой последовательности (алгоритм последовательности). Слайд 5
Читают алгоритм последовательности с экрана (презентации).
VII. Педагогический рисунок
- Я располагаю лист по горизонтали. Провожу линию горизонта. Намечаю место, где будут нарисованы дерево с кустарниками и их высоту.
- Затем начинаю работу в цвете.
1. Выполнение работы начинаем с заливки голубым цветом неба. Чем ближе к земле, тем оно будет светлее. Чтобы небо было равномерно закрашено, надо выполнять его горизонтальными мазками. Оставляйте незакрашенными стволы деревьев и самые толстые ветки. Помните, что нельзя оставлять белую полоску между небом и землёй.
2. Чтобы окрасить землю, я беру зелёный цвет. Для выполнения дальнего плана добавляю в зелёный цвет чуть синего цвета, получается холодный оттенок. Для окраски переднего плана добавляю в зелёную краску цвет охры, тогда за счёт этого оттенка земля кажется к нам ближе.
3. Теперь выполняю окраску ствола дерева и толстых веток. Деревья разных пород отличаются друг от друга не только строением ствола, но и цветом листьев.
Смотрят на доску и наблюдают.
VIII. Самостоятельная работа
- Работа у вас сегодня интересная.
- Вы уже поделены на 2 группы.
- Я раздаю каждой группе «секретные задания», не говорите о них никому.
- Перед каждой группой лежит ватман, на котором уже нарисован готовый фон.
- Вы должны будете ещё раз прочитать эти задания, обсудить выполнение, распределить обязанности. Но рисовать будете не только кисточкой, а ещё и выполнять штамповку губкой.
Выполняют в группах самостоятельно.
IX. Рефлексия
- Ребята, вы знаете, почему ваши задания были секретными?
- Сейчас группы отгадают задание друг друга.
- Скажите, ребята, получилось ли у вас выполнить поставленные задачи?
- Что вам помогло передать красоту осени, её настроение?
- С какими замечательными произведениями вы сегодня познакомились?
- У вас на партах лежат схемы эмоций.
- Я хочу, чтобы вы выбрали тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Группы становятся напротив друг друга и отгадывают какое задание эта команда получила.