Обучение изобразительному искусству через интеграцию художественной и логической связей
Обучение изобразительному искусству через интеграцию художественной и логической связей
В статье говорится о том, как учитель при помощи методов ИХЛ (художественной и логической связей) сможет научить учащихся логически рассуждать и создавать новые объекты на уроках ИЗО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение изобразительному искусству через интеграцию художественной и логической связей»
Обучение изобразительному искусству через интеграцию художественной и логической связей.
Художественная составляющая ИЗО играет большую роль при формировании личности. Она включает знания и умения в эстетической и художественно – изобразительной деятельности учащихся.
Выполнение творческих заданий по ИЗО положительно связано с развитием интеллектуально – творческих способностей учеников. И эти способности можно проследить, используя интеграцию художественной и логической связей.
В понятие «Интеграция художественного и логического» (ИХЛ) входит следующее:
Интеграция – объединение знаний при сохранении их существенных особенностей.
Художественное – образность, эстетичность, оригинальность, эмоциональность – вид эмоций или переживаний ученика.
Логическое – абстрактность, воспроизводимость, объективность, рациональность – мыслительные операции.
Именно в ИХЛ можно применить оригинальные способы, приёмы и техники обучения.
ИХЛ основана на логико-информационном подходе в обучении. Его цель – развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся, которые в свою очередь заключаются:
- в умении описывать, объяснять и предсказывать явления, события и их последствия. У учащихся развивается память и умение чётко и ясно представлять фактуальное знание в языковое сообщение;
- в умении объяснять, доказывать, аргументировать утверждение;
- в умении делать самостоятельные выводы.
Другими словами, это можно сказать так: ученик, получив задание, логически рассуждает и изображает новые объекты.
Такие задания можно распределить по следующим знаниям ИХЛ по уровням:
Этап обучения
1
2
3
Уровень
Базовый
Проективный
Интегративный
Цель знания
Регистрация утверждения в изображении
Выделение причин, связей, зависимостей в изображении
Создание общего понятия («связного знания») о явлении или объекте с возможностью выведения логических следствий из него
Вид знания
Фактуальное
Концептуальное
Ведущая познаватель-ная функция
Описательная
Объяснительная
Объяснительно-предсказательная
Виды знаний и умений ИХЛ
1.Основы художественных знаний.
2.Способы сообщения образу или событию ясности, точности, однозначности.
3.Первичное увязывание понятий посредством изображения.
4.Чёткость в изображении объекта.
1.Самостоятельное создание образов, отражение характерных черт.
2.Изображение некоторых отношений между образами, создание композиции.
3.Художественное интерпретирование логических приёмов и операций с изображаемыми объектами и фактами.
1.Самостоятельное изображение художественно – логических высказываний.
2.Изображение операций (действий) над понимаемым объектом.
Занятия по использованию ИХЛ проводятся в оставшееся резервное время по календарно – тематическому плану или во внеурочное время.
Оценивание работ учащихся проводится по 5-бальной шкале.
Методы ИХЛ:
Уровень
Метод
Сущность метода
Тема урока
Базовый
1.Исследования назначения объекта путём создания его художественно – логической характеристики.
2.Информационного обогащения образа путём сужения области его значения.
3.Художественного уточнения образа посредством композиции.
Характеризуя назначение объекта с помощью изобразительных средств, опираясь на его существенные признаки, создать его определённый художественно – логический образ.
Последовательно производя насыщение с определённой целью, получаем приращение информации об объекте.
Формируя информационную среду (композицию) для объекта, уточняем смысл и значение получаемого образа.
Стул как предмет мебели и обихода человека.
Посылка для друга.
Весёлый мяч.
Проектив-
ный
4.Художественного пересечения.
5.Последовательного художественного превращения.
6.Пошагового художественного пересечения.
7.Художественного сравнения противоположностей.
В результате пересечения областей значения выбранных объектов получаем новый объект, который можно воплотить в художественном образе.
Последовательно сужая область значения родового объекта, получаем ряд новых видовых объектов.
Последовательно превращая один в другой объекты, не состоящие в родовидовых отношениях, получаем новый, содержащий существенные характеристики обоих объектов.
Создаём образы, выделяя в двух сравниваемых объектах существенные признаки одного, противоположные существенным признакам другого. Полученные художественно – логические образы также будут находиться в отношениях противоположности. Если из двух объектов информации одного отрицает информацию другого, то иллюстрирующие их образы будут находиться в отношениях противоречия.
Создаём новое, используя традиции.
Преображение в Жар – птицу.
Сосулька и башня.
Сказочные волшебницы.
Интегра-
тивный
8.Художественного структурирования информации.
9.Характерной направленности.
10.Изменения условий.
Имеем возможность структурировать информацию об объектах, используя соответствующие художественно – логические образы, если между объектами имеются родовидовые отношения.
Осуществляя выбор художественных средств, с логической последовательностью «от общего – к частному», достигаем характерной направленности, насыщенности и выразительности художественно – логического образа.
Примерное развитие изображённой в художественно – логическом произведении ситуации можно прогнозировать по представленным в нём отношениям между образами. Внесение изменений в эту ситуацию может повлечь выведение иного логического следствия.
Цель работы: достичь понимания роли средств гармонизации в образном представлении двух объектов, находящихся в отношениях противоположности или противоречия.
Реализация метода.
1.Учительпредлагает для сравнения два объекта: добрая Волшебница и злая Волшебница. Эти объекты подчинены по отношению к третьему – «сказочная волшебница» и находятся в отношениях противоположности. Информация объекта «добрая» содержит признаки, противопоставляющиеся признакам второго – «злая». Предлагается зрительный ряд: фотоизображения человеческих лиц и фигур, иллюстрации к волшебным сказкам.
2.Учитель ведёт беседу. В ходе беседы сначала выявляются существенные признаки родового объекта – «волшебница»: знает то, чего не знают обычные люди, использует магические приёмы, воздействуя на людей и природу. Особо отмечается, что речь идёт не о конкретной волшебнице, а о собирательном образе волшебницы из разных сказок.
3.Обсуждаются понятия «добро», «зло», «чудо». Выбираются те позиции, с которых они обычно рассматриваются в сказке. Затем определяются существенные признаки каждого из сравниваемых объектов. «Злая» волшебница – применяет свои магические приёмы во вред «добрым» сказочным героям и природе, «добрая» - применяет свои магические приёмы на пользу «добрым» сказочным героям и природе. Обсуждаются сказочные понятия «польза» и «вред». Анализируются, в каких внешних характеристиках объектов могут проявиться названные качества (внешность, одежда, вспомогательные предметы, жильё, помощники и т.д.). Подбирается соответствующий словесный ряд. Для того чтобы анализ проходил упорядоченно, каждую характеристику необходимо выявлять в обоих объектах одновременно. Так, если у доброй Волшебницы в композиции будет некий помощник, то у злой также должен быть свой помощник и т.д.
4.Учитель предлагает ученикам создать образы волшебниц. Образы должны быть включены в единую композицию, вероятно, даже взаимодействовать. Каждая характеристика, выявленная в одном образе, должна быть выявлена и в другом: например, выражение лица, цвет одежды, применение волшебных атрибутов и т.д.
5.Каждый из учеников сначала выбирает основание для сравнения, которое одновременно является и композиционной идеей. Например: «волшебница осуществляет магическое действие», «волшебница украшает своё жилище» или «волшебница даёт поручение своим помощникам» и т.д. Ученики строят композицию, используя художественные средства соответственно отношениям противоположности (линия: толстая – тонкая; цвета: противоположные; пропорциональные отношения в построении фигуры: гармоничные и дисгармоничные пропорции и т.д.). На листе у каждого ученика должна появиться композиция, объединяющая двух героинь, два образа, рассматриваемых и сравниваемых в одинаковых ситуациях. Кроме такого традиционного средства, как цвет, ученики могут применять графические средства, фактурные и тональные отношения и т.д.
Таким образом, учащиеся приходят к пониманию роли художественных средств в создании образов с учётом логических отношений противоречия или противоположности.
При оценивании учебной работыиспользуются следующие критерии:
- целевое использование средств гармонизации (установление равновесия);
- новизну идеи (оригинальность, свежесть выбранной идеи);
- качество воплощения идеи (истинность изобразительной аргументации);
- завершённость работы (использование приёмов, позволяющих довести учебную работу до завершённого состояния).
Например, на рисунке учащейся Н. представлен следующий сюжет: добрая и злая Волшебницы готовят угощение. Работа представляет собой цельную композицию: лист не делится на две части чертой, как сделала бы большая часть детей. Композиция выстроена таким образом, что Волшебниц отделяет друг от друга чудесное зеркало, позволяющее видеть одной другую. Окружение злой Волшебницы выполнено с использованием кричащих контрастных цветовых сочетаний, а доброй – в гармоничной гамме тщательно подобранных оттенков. Учащаяся использовала весь спектр доступных художественных средств для выполнения нарядов героинь, украшений, различных атрибутов.