Занятия спортом являются залогом здоровья человека. Здоровье детей – залог здоровья нации. В жизни всё взаимосвязано, добиться гармонии души и тела можно через занятия искусством и спортом.
Часто учащиеся, на подсознательном уровне рисуя человека, придают ему желаемые или свои характерные черты. Основная цель учителя на уроке средствами изобразительного искусства подвести учащихся к переоценке своего отношения к здоровью, красоте и занятиям физической культурой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ художественной культуры Древней Греции»
Занятия спортом являются залогом здоровья человека. Здоровье детей – залог здоровья нации. В жизни всё взаимосвязано , добиться гармонии души и тела можно через занятия искусством и спортом.
Часто учащиеся, на подсознательном уровне рисуя человека, придают ему желаемые или свои характерные черты . Основная цель учителя на уроке средствами изобразительного искусства подвести учащихся к переоценке своего отношения к здоровью, красоте и занятиям физической культурой.
УМК «Школа России». 1-4классы
4 класс.
Тема : «Образ художественной культуры Древней Греции»
Тема урока: : «На праздник в Олимпию»
Цель урока: через изобразительное творчество привлечь внимание к спорту, как к занятию, формирующему красивое тело и душу.
Задачи образовательные:
сформировать у учащихся представление о культуре Древних греков, в частности, Олимпийских играх;
научить рисовать фигуру атлета по пропорциям;
научить детей принимать самостоятельные решения в создании собственного и коллективного проекта;
Задачи развивающие:
развивать творчество и фантазию;
умения и навыки композиционной работы;
Задачи воспитательные:
воспитывать интерес к изобразительному искусству и архитектуре;
воспитывать интерес к мифам Древних греков;
создать на уроке творческую атмосферу совместной деятельности, способствующую интересу к предмету.
Планируемые результаты
Личностные – формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре древнегреческого народа; формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, при выполнении дифференцированной работы в группах.
Метапредметные – умение организовывать самостоятельную работу в группе; умение видеть поставленные задачи и делать осознанный выбор.
Предметные – приобретение индивидуального опыта над созданием образа архитектурного фриза; развитие устойчивого интереса к творческой деятельности; осознание значения искусства в жизни человечества.
Форма урока: урок- создание коллективного полотна.
Интеграция: изобразительное искусство и история.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд: презентация, пособия по Олимпийским играм (выполненные учителем).
Материалы: карандаш, ластик, ножницы, клей, белая и цветная бумага.
1.Организационный момент. Введение в тему. (2мин.)
2.Информация о проблеме.(2мин.)
3.Решение проблемы.( Разминка 2 мин.)
4.Актуализация знаний ( 2мин.)
5.Создание условий для реализации проекта.( Тренировка 5 мин.).
6.Физкультминутка. ( 2мин.)
7.Работа над созданием образа спортсмена. Дизайн коллективного полотна. (Практическая работа 25 мин.)
8.Итог урока. Представление проекта. (5 мин.)
Ход занятия
Эпиграф
…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий
Организационный момент.
Проверка готовности детей к работе на уроке.
Информация о проблеме.
Учитель. Скажите, ребята, можно ли объединить слова красота и занятия спортом? Поясните свой ответ. (Дети рассуждают)
Учитель. «Много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом услышать , но ни над чем в мире нет божьего покровительства, как над Олимпийскими состязаниями и Олимпией» Так считал историк Павсаний , который во 2 веке внимательно изучил памятники Древней Греции и оставил знаменитую книгу «Описание Эллады». Сегодня я приглашаю вас посетить древние Олимпийские игры. Мы мысленно перенесемся во времена зарождения Олимпийских игр, ощутим их праздничную атмосферу , на бумаге поделимся своими впечатлениями с одноклассниками. В конце занятия мы создадим панно « На Олимпийских играх в Древней Греции». По своему желанию вы можете изобразить одного атлета или композицию из нескольких. Вам придется изобразить его так, что бы среди соперников ему не было равных.
3. Решение проблемы.
Разминка. Обобщение имеющихся у детей знаний
Учитель.
Как настоящий тренер я предлагаю начать урок с разминки. Ведь на стадион древности вы должны взять с собой не форму, а багаж знаний.
- Как вы думает, почему игры называются Олимпийскими?
-Что вы знаете о современном олимпийском движении?
- Где в 2014 году будет прошла зимняя Олимпиада?
4.Актуализация знаний
Сообщение ученика.
- В 490 г. до н.э. на марафонской равнине Афиняне и их союзники отстаивали свободу Греции. Персидское войско своей численностью превосходило эллинское во много раз. Но греки, сражаясь за свою независимость – победили. Радостную весть о победе понёс в Афины быстроногий Филиппид - лучший бегун из войска Мильтиада. Окровавленный и обессиленный , но безмерно гордый и счастливый, он вбежал на городскую площадь, выдохнул: «Победа!» - и упал замертво. Сердце гонца не выдержало. В наше время марафонская дистанция введена в программу легкоатлетических состязаний в память о подвиге древнего воина.
5.Создание условий для реализации проекта. (Презентация. 10 мин).
Учитель.
Много веков прошло с того времени, давно отвергнуты языческие боги , но и сегодня человек , ступая на землю Олимпии испытывает чувство благоговения- как древние греки вблизи святилищ. В значительной мере это ощущение создается окружающей природой. Олимпия расположена на западе Пелопоннеса, в красивой долине раскинувшейся около горы Кронос. С 4 сторон долина окружена естественными преградами- реками, холмами. Это создает Чувство изолированности отрешенности от повседневной заботы. Олимпия была одним из самых прославленных святилищ Эллады, первым домом атлетов.
(1 слайд)
Сообщение ученика .
Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в 7-4 в. до н.э. В центре священной рощи Альтиса возвышались великолепные храмы, самым величественным был храм Зевса Олимпийского построенный архитекторами Либоном и Фидием в 5 веке до н.э. Сама постройка не сохранилась, уцелели только украшения фронтонов. В 426 году новой эры Олимпия была сожжена по приказу римского императора Феодосия 2.
(2 слайд)
Учитель
Хотя прошло время , мы и сегодня восхищаемся произведениями античных скульпторов и украшаем копиями музеи, дворцы и парки . Посмотрите на творение великого Мирона, «Дискобол» или метателя диска. Он запечатлен в то мгновение, когда, откинув назад руку с диском готов метнуть его вдаль. Тело изогнуто, мускулы напряжены, но на лице выражение душевного спокойствия. В этом контрасте благородство образа.
(3 слайд)Скульптура Поликлета « Дорифор» или юноша- копьеносец. Это не только статуя ,а канон пропорций человеческого тела. Именно этой целью задался скульптор Поликлет.
- Можно ли сравнить эти динамичные статуи со статичными статуями древнего Египта?
Произведения античных скульпторов - это безукоризненное изображение не менее безукоризненного, совершенного человеческого тела. Перед взором автора ежедневно проходили сотни людей, развитых гармонично и красиво. Подобное совершенство не было случайным, ведь самое популярное занятие греков был спорт, а постоянные и разнообразные физические упражнения делают организм стойким и выносливым , а тело – прекрасным и сильным.
Тренеровка.
Упражнение в рисовании фигуры человека в движении
Учитель.
Право участвовать в олимпийских играх необходимо - завоевать. Только упорные тренировки помогали спортсменам заслужить это право. Вас ждет тренировка в рисовании человека в движении. Рекомендую вам использовать для этого схему построения человека. Учащиеся под руководством учителя делают зарисовки человека в движении с использованием схемы. Процесс показа можно сопровождать сказкой о том, что жил на свете слабый и тощий человечек. Все звали его мальчик- огуречик. Ножки и ручки были у него похожи на палочки, а все суставы на узелки. Но мальчик- огуречик всегда мечтал стать красивым и сильным. Однажды он узнал, что на самой высокой горе живет волшебник, который знает заклинание, благодаря которому, человек становится сильным и здоровым. С большим трудом мальчик – огуречик поднялся на гору и нашел волшебника. Чародей пообещал сказать это заклинание, если мальчик- огуречик будет ежедневно делать зарядку, правильно питаться и подниматься в гору к волшебнику , чтобы читать ему книги. Как было не трудно мальчику- огуречику, но он ежедневно выполнял указания волшебника. А в скором времени увидел, что и без заклинания стал таким, каким хотел.
Теперь мы готовы принять приглашение священных послов - феор , которые раз в четыре года несли весть о предстоящем празднестве, приглашая участников и зрителей.
Наконец наступил долгожданный срок! Элладоники - «эллинские судьи», пройдя потайным ходом , появлялись на стадионе в сопровождении атлетов. Облаченные в пурпурные одежды , с венками на головах, они занимали свои места , четырежды звучала труба, что возвещало о начале состязаний.
Для непредвзятого мнения предлагаю выбрать в помощь мне еще одного элладоника , самого достойного ученика, который поможет мне оценить ваши рисунки и объединить их в целостную композицию.
- Как вы думаете, в каких соревнованиях могли принимать участие древне греческие атлеты?
Учитель (показ слайда ) В начале это был только бег «дромос» (короткий бег), «долихос» (длинный бег), затем появилось пятиборье в которое входило: простой бег, прыжок в длину, дискометание, метание копья и борьба. Позже стали состязаться в кулачных боях, панкратии (соединение кулачного боя с борьбой), скачках, гонках на (показ слайда )колесницах.
6.Физкультминутка О наши натруженные пальцы дадим вам время отдохнуть
И вы уставшие глазницы, расслабьтесь хоть на пять минут.
О боги дайте нам терпенья, закончить начатый наш труд.
7.Работа над созданием образа спортсмена. Дизайн коллективного полотна.
Учитель.
Сейчас вам необходимо изобразить древне греческого атлета, участвующего в состязаниях, на которых вам самим хотелось бы победить.
8. Итог урока. Представление проекта.
Учитель.
Прошу сдать работы. Феору необходимо подобрать для каждого изображенного атлета достойного соперника и прикрепить на фоновое полотно.
А мы давайте полюбуемся на наше изображение древне- греческих Олимпийских игр «и пусть победит сильнейший» как говорили древне греческие судьи.
Учитель.
(показ последнего слайда)
Если бы вы участвовали в соревнованиях с древне – греческими атлетами, кому бы достался лавровый венок победителя? Что необходимо делать, что бы быть такими как древне греческие олимпионики?
Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.
Давайте вернемся к эпиграфу урока. Поясните теперь свою точку зрения и аргументируйте ответы, используя знания, полученные на уроке.
Заключительное слово учителя
Учитель.
После возобновления Олимпийских игр в 1896 году к Олимпии мысленно возвращаются современные народы, видящие в спорте путь к дружбе и миру.
Хочется отметить , что не смотря на допинговые скандалы наши Российские атлеты достойно представили нашу страну на летних олимпийских играх 2016 года.
Наш урок мне бы хотелось закончить таким пожеланием. В музее Олимпии хранится большой камень неправильной формы, сглаженный временем, водой и человеческими руками– это гиря весом 143,5 килограмма с надписью «Бибон поднял меня над головой одной рукой». Древние греки в своё время, фиксировали достижения сильнейших на мраморных плитах или таких простых камнях. Желаю вам, чтобы и ваши победы когда ни будь, были вписаны в историю нашей страны.
Методический материал к уроку.
(Рассказ - сопровождается показом слайдов: «Долихос», панафинейская амфора. 4 век до н.э., «Кулачный бой» » панафинейская амфора 4 век до н.э. «Римские атлеты» мозаика 2 век до н.э., «Состязания на колесницах» мозаика 1-2 век н.э., «Возница с пальмовой ветвью победителя» скульптура 1 век н.э. «Кулачный боец» работа афинского скульптора Аполлония, 1 век н.э.)