Педагог. Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Поприветствуем и улыбнемся друг другу. Проверьте свои рабочие места, на ваших столах должны находиться: альбом, пенал с карандашами и ластик. Все готовы? Молодцы, тогда приступим!
2. Сообщение темы и целей занятия. (Слайды № 1, 2).
Педагог. Ребята, я буду загадывать загадки о частях тела, а вы должны отгадать о какой части тела идет речь. Итак загадка первая: горшочек умен, семь дырочек в нем.
Д.(Голова человека).
Педагог. Загадка вторая: пять братьев – годами равные, ростом разные.
Д.(Пальцы рук).
Педагог. Верно, загадка третья: стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес.
Д.(Человек).
Педагог. Как вы думаете, кого мы будем сегодня рисовать?
Д.(Человека).
Педагог. Верно. А какую часть туловища человека вы уже умеете рисовать?
Д.(Ответы детей).
Педагог. Молодцы. Сегодня мы с вами будем учиться рисовать фигуру человека. (Слайд 3).
3. Основная часть.
Гимнастика для глаз.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Раз-налево, два – направо,
Три - наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Рассказ о правилах рисования человека.
Педагог. Известно ли вам, что ещё древние художники, рисуя тело человека, установили основные правила соотношения между отдельными частями тела и всей фигурой в целом? Как называются основные правила соотношения между отдельными частями тела? Кто помнит?
Д.(Пропорцией.)
Педагог. Кто мне скажет что такое пропорция?
Д. (Пропорция - это соотношение высоты и ширины предмета.)
Правильно. Знание этих правил очень облегчает рисование человека, но при этом важно помнить, что каждый человек всё-таки имеет свои особенности.
При рисовании человека за единицу измерения принимается размер головы. У взрослого человека размер головы укладывается в высоте фигуры 8 раз. У подростка — 7 раз. У младенца размер головы укладывается в высоте фигуры 4 раза, у школьника — 5 раз. Руки доходят до середины бедра, а локти находятся на уровне талии, колени — посередине ноги.
У взрослого человека в длине руки голова укладывается 3 раза, а в плечах — 2 раза. Ширина таза мужчины — полторы головы. Длина ног — четыре высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры
Высота головы равняется длине кисти с запястьем. Пальцы опущенной вниз руки находятся на уровне середины бедра. Высота стопы равна высоте носа, а длина стопы — длине предплечья. Высота тела равна длине распростёртых в стороны рук. Высота головы у мужчин равна половине ширины плеч, а у женщин — расстоянию между выпуклыми точками груди. Ширина кисти руки примерно равна длине среднего пальца. Обхват талии равен двум обхватам шеи. (Слайд № 3)
Изображение человека считается самым сложным видом рисования. Художники годами учатся передавать чувства и настроения людей, используя мимику лица и выражения глаз. Но мы не ставим перед собой таких целей. Нам просто нужно узнать, как нарисовать человека, не нарушив пропорций тела и сделав его максимально похожим на оригинал. При рисовании фигуры человека важно соблюдать правильные пропорции. (Слайд № 4).
Последовательность выполнения рисунка человека.
И перед тем как мы начнем с вами рисовать, давайте разомнём наши руки.
Физ. минутка (пальчиковая гимнастика)
Сжимаем кисти рук в кулаки и резко разжимаем (10раз)
Раки в замок и выполняем вращение (5раз)
Педагог. Итак, приступим к работе. Совместно со мной работаем: я на доске, а вы в своих альбомах:
Проводим ось, соответствующую высоте фигуры. (Слайд № 5).
Делим ее на 8 частей. (1/8 – голова)
Определим длину ног, разделив высоту фигуры пополам.
Разделив длину ног пополам, находим колени.
Длина стопы равна высоте головы.
На высоте одного деления от середины фигуры проходит пояс.
На втором делении сверху - ширина плечевых суставов помните, что плечевой пояс шире тазового.
Длина рук условно равна длине ног.
Поделив, длину рук пополам находим локтевые суставы.
Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.
Локтевой сустав находится на уровне пояса.
Самостоятельная работа учащихся.
А теперь самостоятельно постарайтесь «одеть» скелет в мускулы и одежду. (Слайд № 6).
Проверка усвоения материала.
(Во время самостоятельной работы педагог делает целевые обходы для):
1) контроля организации рабочего места;
2) контроля правильности выполнения приемов;
3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроля объема и качества выполненной работы.
4. Подведение итогов занятия.
Выставка и анализ работ.
Готовые работы учащиеся вывешивают на доске.
Рефлексия.
Молодцы, ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, чему вы научились? О чем шла речь на занятии? Что такое пропорция? Что нового узнали? Было ли вам интересно? Какие испытывали трудности? Получилось ли справиться всем с поставленными задачами? Как будете использовать полученные знания?
Домашнее задание.
Чтобы закрепить и сохранить полученные знания, дома еще раз выполните самостоятельно карандашную зарисовку фигуры человека.
5. Организационное завершение занятия.
Все на занятии очень хорошо постарались. Молодцы! А сейчас попрошу вас убрать своё рабочее место.
До свидания!
Используемая литература:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. - М., 1977.
2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М., 1970.
3. А.М. Серова «Рисунок» - Москва «Просвещение»,1985г.
4. А.А. Унковский «Рисунки-наброски» - Москва «Просвещение»,1982г.