Составление сценария урока на материале разделов учебных программ и УМК по изобразительному искусству для 5-7 классов с описанием планируемых результатов и подбором художественно-творческих заданий различных видов, удовлетворяющих деятельность и проблемность образовательного процесса, имеющих направленность на творческое развитие обучающихся (с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей).
Класс | 5 |
Тема | Русская народная вышивка |
Раздел | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека |
Программа, автор | Программа по изобразительному искусству, созданная группой авторов под руководством академика РАО Б. М. Неменского. |
Цель | Научиться выполнять эскиз полотенца из символов древних славян |
Задачи | Познакомить учащихся с символами древних славян, с цветовой гаммой русской народной вышивки; способствовать развитию чувства патриотизма. |
Планируемые результаты обучающихся |
Предметные результаты | в познавательной сфере | освоение понятий о символах древних славян, анализ произведений народного творчества, составление целостной композиции из отдельных элементов, сравнение своего эскиза с образцом. |
в ценностно-ориентационной сфере | формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. |
в эстетической сфере | ориентация в художественном и нравственном пространстве культуры |
Метапредметные результаты | познавательные | самостоятельное выделение и формулирование цели; овладение навыками работы с информацией; ознакомление со смыслом символов древних славян. |
регулятивные | целеполагание, планирование этапов работы, ожидание результатов работы, саморегуляция. |
коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие. |
Личностные результаты | усвоение национальных и моральных ценностей |
Оборудование к уроку | для учащихся | -бумага миллиметровая; -бумага в клеточку; -графические материалы. -живописные материалы; |
для учителя | -зрительный ряд: вышитые полотенца; -презентация о символах древних славян; -образец узора для края полотенца; |
Библиография | Жигалова С.К., Русская народная живопись, — М.: изд-во «Просвещение», 1984 Комарова Т.С., Дети в мире творчества, — М., изд-во «Мнемозина», 1995 Кондрашов А.Н., Народное искусство, России, — М.: изд-во «Интербук», 2002 |
Ход урока |
Организационный момент. Мотивация и целеполагание. Вопрос учителя: « Кто может «прочитать» узоры на полотенцах? Какой смысл в них скрыт?», создаёт проблемную ситуацию, вызывает интерес и мотивацию к раскрытию тайны древних узоров. Зрительный ряд (см.приложение 1): |
Вступительная беседа. Слово учителя. Ещё наши далёкие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых — защититься. И делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах. Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение. |
Объяснение нового материала. Этапы выполнения работы (описание и эскизы). - Просмотр презентации о символах древних славян. Обучающиеся получают задание: - Составить половину узора, используя символы, сначала на миллиметровой бумаге или на бумаге в клеточку (см. образец рис.1). - Согнуть лист по вертикальной линии симметрии и перевести узор на вторую половину листа (см. образец рис.2).. Рис.1 Рис.2 |
Практическая работа. Выполнение художественно-творческого задания. -Обучающиеся составляют левую половину узора для края полотенца, сгибают лист по вертикальной линии симметрии и переводят узор на правую половину. -Выбирают цветовое решение узора. |
Актуализация знаний (рефлексия). Анализ и оценка работ обучающихся (см.приложение 2): Обучающиеся объясняют смысл узоров на своих эскизах, оценивают цветовое решение. |