Методическая разработка занятия по рисунку на тему: «Натюрморт из предметов быта».
Методическая разработка занятия по рисунку на тему: «Натюрморт из предметов быта».
Методическая разработка для ДХШ и ДШИ. Мною выполнена работа для обучающихся в МОУ ДО "БДШИ" г. Бугульма. Возраст детей от 12-15 лет,соответствующий возрасту детей 4класса ДХШ или ДШИ. Методическая разработка соответствует дополнительной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства "Живопись". Школа переименована из "БДХШ" В "БДШИ".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формируемые способности: пространственное мышление и воображение.
Оборудование:
Для учащихся: бумага формат А-2 или А-3, простые карандаши, ластик,
Для учителя: школьная доска, компьютер, проектор, экран, презентация.
Оформление классной доски.
1- Название темы.
2- Репродукции, студенческие работы.
3- Педагогический рисунок.
4 –Художественные принадлежности для рисунка.
4 занятия по 4 часа.
План урока
1. Организационная часть -1-2-мин.
2. Сообщение нового материала – 10-12 мин.
3. Указания к работе – 2-3 мин.
4. Практическая работа учащихся – 25-27 мин.
5. Завершение урока, анализ – 3-4 мин.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Приветствие.
Установление дисциплины, проверка готовности детей к уроку
Закрепление листа на мольберте.
2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Давайте вспомним, что же такое натюрмор.? В дословном переводе с французского натюрморт – это мертвая натура, т.е. изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве (домашней утвари, посуды, оружия, цветов, фруктов, плодов и т.п.)
Учитель сопровождает объяснение демонстрацией слайдов презентации по теме урока.
Теперь давайте проанализируем репродукции натюрмортов известных художников.
-Вопросы учителя и примерные ответы учеников:
1) Какие предметы изображают художники на своих картинах?
Предметы неживой природы, фрукты, цветы, посуду.
2) Каким образом они добиваются цельности в натюрморте?
За счет гармонии, воздушной перспективы, плановости, выделения композиционного центра и подчинении остальных объектов этому центру.
3) Какие средства художественной выразительности используют художники?
Композиция, объем, тон, штрих, пятно.
Посмотрите, пожалуйста, на предметы стоящие перед вами. Композиция из этих предметов называется натюрмортом.
Какие предметы мы видим в нашем натюрморте?
(горшок, корытце, свеклу круглую и свеклу конической формы, драпировку, спадающую из корытца на горизонтальную плоскость.
Разберем форму каждого предмета на геометрические тела и разберем конструктивное построение этих предметов.
Горшок- 2 усеченных конуса, стоящие друг на друге вершинами вверх и вниз. Изображаем плоский рисунок горшка в виде двух трапеций, разных габаритных размеров, стыкующихся друг с другом широкими основаниями,
добавляем построение овалов на верхней, средней и нижней плоскостях горшка с учетом разной ширины. Вспоминаем правило изображения овалов с учетом линии горизонта.
Корытце - сложное конструктивное сооружение. Его изображаем по принципу изображения наклонной призмы в перспективе с вырезом внутри.
Любую работу, как вы уже знаете, необходимо начинать с компоновки. Отметим штрихами, где будет начинаться и заканчиваться наша композиция: право/лево, верх/низ. Помним, что внизу мы должны
оставить немного больше места, чем вверху, чтобы изображение не провалилось вниз.
Затем внутри общей композиции необходимо найти место, где будет располагаться каждый предмет в отдельности. Необходимо сравнить их пропорции (ширина к высоте) и пропорции предметов друг к другу
(высота одного предмета к высоте другого, ширина одного предмета к ширине другого)
3. УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ.
Сегодня мы будем рисовать натюрморт с натуры, постараемся передать схожесть, пропорциональные размеры предметов и объем.
Последовательность выполнения работы.
1. Наметить общие габаритные размеры
постановки и предметов.
2. Найти пропорции каждого предмета.
3. Конструкция каждого предмета.
4. Наметить тени и полутона.
5. Тональный разбор с учетом воздушной перспективы.
6. Завершительный этап, проработка деталей,
Вспомним конструктивное построение рисунка конуса в разных ракурсах.
Способ действия (графический)
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
Наблюдение и контроль работы учащихся, пояснение, индивидуальная работа