Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе «Осенний пейзаж»»
Тема: Рисование осеннего пейзажа
(карандаш)
Цели:
Научить детей выполнять пейзаж карандашом.
Помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, живопись.
Воспитание любви к родной природе, умение восхищаться красотой осенней природы.
Оборудование:
Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»;
Образец педагогического рисунка;
Портреты И.И. Левитана, П. И. Чайковского;
Карточки – символы «Правила поведения в природе;
Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года»;
Стихи на карточках;
Карандаш;
Альбомный лист на каждого ученика.
Ход урока:
Организационное начало урока. Проверка рабочего места.(1 слайд)
- Встаньте все красиво. Проверьте, пожалуйста, глазками свои рабочие места. Сегодня у вас на партах должны быть – альбомный лист, простой карандаш, ластик.
Вводная беседа. Сообщение темы.
- Ребята, посмотрите в окно и скажите, какое время года на дворе?
- Природа необыкновенна в своих проявлениях. А осенняя природа особенно яркая. Красота природы – это источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть художники, которые все свое творчество посвятили изображению природы.
Мы называем их пейзажистами. Посмотрите на репродукцию картины И.И. Левитана (2 слайд) «Золотая осень». (3 слайд) Эту картину по праву можно было бы назвать «Энциклопедией русской осени», которую неоднократно И.И. Левитан изображал в своих более ранних картинах.
Давайте послушаем описание картины.
Читают 2 ученика.
Золотая осень.
- Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые березы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору, бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно – голубой.
Золотая осень
- А вот золотая осень. Это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает солнце, весь лес как – будто горит – такие огненные цвета у листьев – багровый, желтый, красный, оранжевый. Красиво так, что дух захватывает. Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые березы…И снова все таки немножко грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День-два – и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета. Но художнику все-таки удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда?
- Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет не только в полотнах художников, но и в музыке.
Прослушивание фрагмента из музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Времена года»
Звучит музыка. Ученик читает стихотворение на фоне музыки.
Тихо – тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
- Музыка, которая сейчас звучала, написана великим русским композитором
П.И. Чайковским. Осень была одним из любимых времен года композитора. И это неслучайно, ведь осень такая удивительная пора.
- Сегодня на уроке мы с вами изобразим свою осень, но не красками, а простым карандашом (показ образца). (4 слайд)
Одновременная работа учителя и учащихся
- Итак, положите перед собой альбомный лист вертикально. На нем расчерчено четыре прямоугольника. Мы с вами начнем работать в перовом прямоугольнике.
1
2
3
4
- Делим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Кто знает, как называется эта линия? (горизонт).
- Сейчас, мы будем штриховать землю. Землю штрихуем прямыми горизонтальными линиями слева направо. Начинам штриховать снизу вверх. Снизу земля более темная, так как она ближе, поэтому на карандаш нажимаем сильнее, далее мы должны показать плавный переход от темного к светлому, так как земля удаляется от нас цвет становится тусклее. (показ на доске)
- Заштрихуйте землю самостоятельно.
-А сейчас мы усложним нашу работу. Вы уже научились штриховать землю, поэтому во втором прямоугольнике нарисуйте линию горизонта и заштрихуйте землю самостоятельно. Далее работаем с небом. Небо мы тоже штрихуем прямыми горизонтальными линиями, но уже сверху вниз. Вверху небо будет более темным, а ближе к земле светлым. Но помните, что земля темнее, чем небо. (показ на доске)
- Заштрихуйте небо самостоятельно. Молодцы!
- Далее мы нарисуем лес. Удаленные предметы, мы видим какими?
- Верно, маленькими. Поэтому, так как лес у нас на заднем плане, то мы видим лишь силуэты деревьев. Посмотрите, как мы будем изображать лес. На заднем плане лес прорисовывается мелкими короткими вертикальными линиями. Но в некоторых местах линии подлиннее, так как одинаковой высоты деревья не бывают. (показ на доске).
- Изобразите лес самостоятельно. Молодцы!
Физкультминутка
- Работаем в третьем прямоугольнике. Вы уже научились изображать землю, небо, лес. И поэтому самостоятельно выполните эту же работу в третьем прямоугольнике.
- Теперь нам необходимо нарисовать дерево. А какое, вы узнаете, отгадав загадку:
В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы.
А рисовать мы будем березу.
Береза – единственное в мире белоствольное дерево. Кажется, все березки одинаковы, но на самом деле их несколько видов. В наших краях встречается три: повислая, пушистая и приземистая. Самая распространенная среди них повислая.
Наша Родина очень большая , но на севере из – за сурового климата нет высоких деревьев, но там тоже растет береза, только карликовая. (5 слайд)
- Скажите, а на переднем плане как мы должны изобразить дерево?
- Верно, на переднем плане предметы крупные. Посмотрите, как будем рисовать березу.
-Нарисуем ствол дерева, одной линией наметим его высоту, другой покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху. Штрихами отметим расположение крупных ветвей, нарисуем их линиями разной длины. И затем рисуем мелкие ветки. Необходимо ветки одеть листвой. Посмотрите, как будем рисовать листву (показ на доске). (6 слайд)
- Осталось нарисовать тень от дерева. Представим, что солнце светит с левой стороны и поэтому тень падает справой стороны. Тень не может быть прямой, так как ствол березы изогнут.
(если осталось время нарисовать птиц и продолжить работу в четвертом прямоугольнике)
При самостоятельной работе хожу по рядам, совету, помогаю. (7 слайд)
Анализ работ (анализирую 2-3 работы).
Обобщение. Итог урока
- Что нужно помнить при рисовании пейзажа? (удаленные предметы маленькие, обобщенные, а ближние большие, поэтому на заднем плане даем крупное изображение предметов, а на переднем - мелкое).
- Мне очень понравилось, как вы работали. Домашнее задание: нарисовать пейзаж в четвертом прямоугольнике, можете добавить что-то свое. На этом урок наш окончен, всем большое спасибо. (8 слайд)
Уборка рабочего места
После урока работы поместить на выставку «Это мы рисуем сами».