Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по предмету «Беседы об искусстве»
2 класс
Тема: «Портрет мамы. Портретный жанр».
Преподаватель
высшей категории
Смирнова Е.И.
г. Бакал
4.10.2023 г.
Преподаватель: Смирнова Елена Ивановна
Дата проведения: 4 октября 2023 года
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Образовательная программа. Предмет. ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», предмет «Беседы об искусстве»
Класс: 2
Тема занятия: «Портрет мамы»
Вид занятия: урок
Форма проведения занятия: открытый урок
Тип урока: комбинированный
Мотивация темы и типа урока: тема урока выбрана с учетом программы 2 класса. Выбран такой тип урока, потому что в нем присутствуют различные формы деятельности: лекция, просмотр презентации, самостоятельная работа учащихся.
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель занятия:
расширить представления о портретном жанре в изобразительном искусстве, об особенностях изображения портрета.
Задачи занятия:
Обучающая: расширить представление детей о жанре портрета в изобразительном
искусстве; познакомить с видами портрета; познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме материнства;
отзывчивость, через восприятие произведение живописи и через слова педагога.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к маме; воспитывать прилежание и аккуратность, при работе с художественным материалом;
Междисциплинарные связи: Беседы по искусству
Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами «Основы изобразительного искусства и рисунка».
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Зрительный ряд: презентация «Изучение видов изобразительного искусства», детские работы, выполненные в различных техниках, репродукции художников –портретистов, заготовки частей лица, гуашь, кисть, лист А4.
Музыкальный ряд: А.Вивальди «Времена года»
Материал: лист А4, краски, кисти, салфетки, баночка с водой.
Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Исследовательский
Практический
Методическое обеспечение:
Ковтун Е., «Как смотреть картину», Москва, «Просвещение»,1988г.
Коротеева Е., «Искусство и ты», Москва, «Просвещение»,2004г.
Кузин В., «Наброски, зарисовки», Москва, «Просвещение»,1981г.
Левашов М., «Будни живописца», Москва, «Московский рабочий», 1972г.
Юсов Б.П. Виды искусства и их взаимодействие / Пособие для учителя. – М.: ИХО РАО, 2001.
Опережающие задания учащимся: НЕТ
Формы и методы контроля: Фронтальный, индивидуальный
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный. 1-2 минуты
2 этап. Изучение нового материала. 10 минут
3 этап. Самостоятельная работа. 20 минут
4 этап. Подведение итогов. 5 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Проверяю вашу готовность к уроку, на партах должны лежать карандаш, ластик, кисти, альбом, краски, вода.
2. Вводная беседа
Беседа по содержанию стихотворения «Маленький художник»
Мама спит – закрыты глазки
Маме нужно отдыхать.
Я беру альбом и краски,
Начинаю рисовать!
Вот – лица её овал
Я уже нарисовал…
Без подглядки, без подсказки
Сам найду, где будут глазки.
Где-то в области макушки
Нарисую маме ушки.
Не вопрос, где будет нос…
Что ж он вбок слегка уполз?
Между ушек три полоски –
Это мамина причёска.
Загляденье – сердцу любо.
Остаются только губы.
Губкам нужен красный цвет.
Красного в палитре нет.
Мама красит их помадой –
Значит, взять помаду надо.
Мама, ты проснулась - нет?
Вот, гляди – готов портрет
Мама, это – не пришелец,
Можешь громко не кричать.
Я – художник, я – умелец,
Смог тебя нарисовать!
Я горжусь своею мамой,
Распрекрасной…
Самой-самой!!!
- Ребята скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (Ответ детей)
- Чем мы сегодня будем заниматься, кто догадался?
3. Сообщение темы урока
Ребята, сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. А вначале познакомимся с портретами в изобразительном искусстве. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства.
- Как вы понимаете, что такое портрет? (Предположения детей)
- Портрет – это изображение одного человека или группы людей.
Если изображен один человек, то это - одиночный портрет. А если несколько человек, то это групповой портрет. Портреты бывают: мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.
4. Показ последовательности выполнения рисунка
- Как же рисуется портрет? Что мы должны для этого узнать? Проведем
небольшое расследование.
- Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? ( круглая, овальная).
- Она симметрично делится на две части: правую и левую.
Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.
- Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)
- В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.
- А где расположены глаза? (под бровями)
- Примерно на середине лица. Посмотрите друг на друга. Так ли это?
Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.
- Какой формы у человека нос? Где он расположен на лице? (нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа - на одной линии с глазами).
- Вы должны помнить мимике лица - выражении, которое зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? Радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.
- Давайте посмотрим репродукции картин, на которых изображены девочки, девушки и женщины.
Физкультминутка.
- Ребята, для начала мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, затем продолжим работу.
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают
себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,
затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Мамы разные важны!
Разводят руки, поднимают ладошками вверх.
5. Практическая работа
Рисование портрета карандашом. Намечаем и рисуем овал в верхней части листа.
Рисуем шею и плечи. Рисуем разметку лица: горизонтально делим лицо пополам, а вертикально на три примерно равные части. На верхней линии рисуем брови. Рисуем овалы глаз, кружок радужки и зрачок. Ноздри как раз расположены на нижней линии. Делаем линии крыльев носа (открывающая и закрывающая скобки), потом – ноздри, они, как волнистая линия. Уши размещаем между верхней и нижней линиями разметки.
Губы находятся посередине между подбородком и нижней линии. Верхняя губа похожа немного на букву «М», только растянута чуть-чуть. Нижняя – как волна: сверху, с точки соприкосновения губ, вниз, потом снова немного вверх, только плавно, вниз и взлетает вверх, навстречу верхней губе.
Рисуем прическу и одежду. Пусть ребенок сам выберет во что одеть портретируемого.
Рисование портрета красками.
Чтобы разукрасить лицо и шею необходимо смешать белую краску с красной и желтой – получится приятный телесный цвет.
Фон лучше сделать светлым – я хочу сделать его желтым.
Я хочу, чтобы моя мама была одета в яркую красную кофточку. Поэтому я разукрашу ее одежду красной краской.
- Вспомните, какого цвета у мамы глаза, волосы, чтобы подобрать нужный цвет или оттенок. Когда краска подсохнет, приступаем к рисованию прически – мазки
направляем от места «пробора» вниз, по росту волос.
Для изображения глаз понадобится тонкая кисточка, которую окунаем в белую краску и делаем основу. После разукрашиваем цвет глаз – радужную оболочку и зрачок глаза.
Прорисовываем нос и мелкими мазками брови. Для выразительности обводим глаза тонкой черной линией, а также рисуем зрачки и реснички.
Проводим тонкую черту-улыбку на губах.
Дополняем портрет мелкими деталями – белыми серьгами и бусами.
6. Итог урока
Выставка и анализ работ
- Какая красота получилась! Сколько счастливых улыбок на маминых лицах. Вот мама обрадуется такому подарку!
- Дома, вместе с папой, смастерите рамку для вашего портрета и повесьте на стену. Глядя на портрет, мама будет улыбаться, у нее всегда будет хорошее настроение.
Обобщение темы урока
- Что такое портрет?
- Как получить цвет кожи?
- Что старается показать художник-портретист в своих работах.
Уборка рабочего места.
САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА
Дата 4 октября 2023 года
Образовательная программа. Предмет, класс. ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись», предмет «Беседы об искусстве», 2 класс
Преподаватель Смирнова Елена Ивановна
Тема открытого урока: «Портрет мамы»
Цель занятия: расширить представления о портретном жанре в изобразительном
искусстве, об особенностях изображения портрета.
Задачи занятия:
Обучающая: расширить представление детей о жанре портрета в изобразительном
искусстве; познакомить с видами портрета; познакомить детей с произведениями живописи, посвященных теме
отзывчивость, через восприятие произведение живописи и через слова
педагога.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к маме; воспитывать прилежание и аккуратность, при работе с художественным материалом;
Тип урока: сообщение нового материала
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный - 1-2 минуты
2 этап. Изучение нового материала - 10 минут
3 этап. Самостоятельная работа - 20 минут
4 этап. Подведение итогов - 5 минут
8. Учебное оборудование (оснащение) занятия:
Зрительный ряд: презентация «Изучение видов изобразительного искусства», детские работы, выполненные в различных техниках ,репродукции художников –портретистов, заготовки частей лица, гуашь, кисть,лист А4.
Музыкальный ряд: А.Вивальди «Времена года»
Материал: лист А4, краски, кисти, штамп из картофеля, салфетки, баночка с водой.
9. Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Исследовательский
10. Формы и методы контроля: Индивидуальный
Соответствуют ли методы урока его задачам, материалу? Соответствуют
Формы самостоятельной работы учащихся, результативность. Самостоятельно рисуем портрет, составляем композицию.
Какие дидактические методы обучения использованы:
Словесный (беседа, рассказ, объяснение)
Наглядно-слуховой (показ с демонстрацией на проекторе)
Практический (составление композиции на листе бумаги)
Как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей: Ученик придумывает разные эмоции, различные цветовые сочетания в одной работе, благодаря этому развивается творческое мышление.
Формы, методы контроля и оценки учащихся, их эффективность.
Был использован индивидуальный контроль, а так же взаимоконтроль и самоконтроль учащихся
Итоги урока:
Какие трудности возникали у учащихся, почему?
Возникали трудности с правильной компоновкой на листе элементов композиции.
Смогли ли преодолеть?
Благодаря детальному разбору, ученики смогли преодолеть трудности с компоновкой листа.
Удовлетворенность уроком, его отдельными частями
Полностью удовлетворена
Выводы:
Что преподаватель может сделать лично для повышения качества уроков?
Считаю, что самое главное дать ученику проявить свою индивидуальность и вкус. И в процессе такой работы попутно я стараюсь рассказывать много нового и интересного. Для того, чтобы раскрыть в ребенке его индивидуальность и развить творческие способности, необходимо как можно больше применять новые изобразительные техники и материалы.