Просмотр содержимого документа
«"Красота осеннего пейзажа. Наш вернисаж"»
Открытый урок изобразительного искусства в 6 классе
Урок № 3
Дата:
Тема урока:«Красота осеннего пейзажа. Наш вернисаж».
Цель урока: Научить всех учащихся выполнять этюд осеннего пейзажа, работая в группе.
Задачи урока:
Образовательный аспект:
- изучение правил композиции, свойств линейной и воздушной перспективы в пейзаже, законов теплохолодности;
- формирование графических умений и навыков владения различными изобразительными приемами работы гуашью;
- формирование навыков работы над этюдом на примере осеннего пейзажа;
Развивающий аспект:
- активизация зрительной памяти, творческого воображения и фантазии;
- развитие художественно-образного и композиционного мышления;
- развитие художественного вкуса;
- формирование навыков информационно-коммуникационной компетентности (умение работать с интерактивной доской);
Воспитательный аспект:
-формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;
-формирование в каждом ребенке способности сопереживания, видения красоты и многообразия проявлений эстетических моментов в природе и окружающей действительности, понимание поэтики пейзажа как жанра искусства;
- формирование мотивации в творческой самореализации;
- формирование навыков коммуникативной компетентности (умение работать в группах).
- репродукции осенних пейзажей , открытки со стихами о зиме С.Есенина, Б. Окуджавы, А. Плещеева, Б. Пастернака, И.Никитина;
- интерактивная доска, проектор, слайды;
- проигрыватель CD-дисков формата МР 3, записи произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»;
- выставочная зона «Наш вернисаж».
Раздаточный материал:
- бумага синяя тонированная формата А 2, карандаш, ластик, палитра, краски гуашевые, кисти, губка, банка для воды.
Ход урока
Организационный этап
До начала урока:
- проверка готовности к уроку (проверка наличия на столах принадлежностей);
- деление на группы (четыре группы по 3 ученика).
На уроке:
1.1 Приветствие учителя.
Мои юные коллеги, я рада приветствовать вас на уроке изобразительного искусства. А это значит, что мы с вами художники и нам предстоит насыщенная творческая работа, к которой надо очень серьезно подготовиться.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Эвристическая беседа:
- Унылая пора,
Очей очарованье…
- А вы знаете, что осень была любимым временем года А. С. Пушкина
- А вы любите осень?
- За что?
- Я хочу вам сообщить, что осень вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание выдающихся произведений.
В начале урока прозвучала замечательная мелодия Петра Ильича Чайковского «Сентябрь» из цикла «Времена года».
Кто-то сейчас сможет вспомнить стихотворение об осени?
Лес осенью
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко - желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
( А. Твардовский)
Александр Сергеевич Пушкин
Уж небо осенью дышало…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
На доске – репродукции картин об осени. Кто мне подскажет, в каком жанре они написаны?
А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока:
- осенний пейзаж,
- красота осеннего пейзажа.
А сейчас мы вместе попробуем сформулировать, чем мы будем заниматься на уроке:
- рисовать осенний пейзаж.
А почему мы разделились на группы?
- будем выполнять коллективную работу.
А вы знакомы с секретами работы над пейзажем?
- да.
И можете мне их сейчас перечислить?
- …
А поэтому что нужно предварительно сделать?
- познакомиться с секретами.
Этап усвоения новых знаний
Я раскрою семь секретов, которые помогут вам сегодня справиться с работой на уроке.
Секрет первый. Коллективное творчество
«Только совместная и слаженная работа поможет вам получить хороший результат». (Слайд № 1)
Секрет второй. Магия пейзажа.
- Итак, что же такое пейзаж?
- Один из самых популярных жанров изобразительного искусства, передающий красоту природы.
Демонстрируются наглядные пособия с изображением картин русских художников – пейзажистов.
- Художники, которые писали пейзажи: И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. Васильев, и многие другие – признанные мастера лирического пейзажа. Они стремились передать всю красоту окружающей нас природы: бескрайние просторы полей, синие морские дали, зеленый шум леса, горные хребты и бегущие вдаль реки - это все, окружающий нас мир, глазами художника.
(Слайд № 2)
- А теперь давайте поиграем.
Послушайте, какие строки посвятил осени Иван Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Какой пейзаж созвучен с этими стихами?
(а теперь проверим себя).
Осень
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
(А. Плещеев)
А с этими стихами какой пейзаж созвучен?
(проверим).
К какому пейзажу подходит четверостишие Сергея Есенина?
Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(проверим).
А теперь …
Осень ранняя
Осень ранняя.
Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист – это мордочка лисья…
Вот земля на которой живу.
С каким пейзажем ассоциируются стихи Булата Окуджавы?
Борис Пастернак
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Ребята активно подбирают репродукции, выставленные на доске к каждому стихотворному отрывку (прикрепляются четверостишья). (Слайд № 3)
Секрет третий. Загадки цвета
- Посмотрите, какие удивительные цвета имеет осень!
Давайте поговорим о цветовой гамме картин. На доске мы видим 16 –и цветовой круг. Половина цветов относятся к холодной гамме цвета.
- Ребята, скажите, почему эти цвета мы относим к холодным?
- Потому, что синие, фиолетовые, голубые оттенки цвета у нас ассоциируются с водой, снегом, небом (ощущение холода).
- А теплые цвета что напоминают нам?
- Это конечно же солнце, огонь, цыпленок, одуванчик и тд.
На цветовом круге мы отмечаем эти цвета.
- А какая гамма цветов, теплая или холодная преимущественно видна в осенних пейзажах?
- Осенним пейзажам свойственна, преимущественно теплая гамма или колорит (преобладание определенных цветов на картине).
- Но, несмотря на то, что это осень, не забываем о наличии холодных цветов: небо, водная гладь, тени имеют холодные оттенки цвета.
(Слайд № 4)
Секрет четвертый. Чудеса перспективы
- Ребята, а почему на всех картинах предметы и объекты изображаются разных размеров и форм?
- Потому, что происходит перспективное сокращение.
- Кажущееся, мнимое изменение размера, формы и цвета предметов на расстоянии, при удалении от зрителя.
- Давайте с вами попробуем разместить отдельные части пейзажа в пространстве листа.
Учащимся предлагается поиграть в игру: «Собери пейзаж»
На экране доски изображено поле и небо. Отдельно находятся изображения элементов пейзажа: деревья, кустарники, облака и др., разного размера. Необходимо распределить объекты пейзажа в пространстве листа, так, чтобы читалось перспективное сокращение, и рисунок смотрелся правильно и красиво.
В завершении задания мы делаем вывод о том, что ближние предметы мы рисуем крупнее и располагаем ниже на листе, а дальние становятся мельче, и их располагаем выше. (Слайд № 5)
- А теперь, когда мы с вами поговорили о построение пейзажа о перспективе и теплохолодности, посмотрите, что мы должны будем с вами сделать: вспомнить осенние прогулки по осеннему парку, городу или сельской местности, представить всю красоту удивительной осенней природы и попробовать ее изобразить.
Секрет пятый. Этапы выполнения этюда.
Вы рисуете этюд, а это кратковременная зарисовка, за 7 - 8 минут.
Перед вами лист тонированного картона.
1) На картоне выполняете быстрый набросок карандашом той природы, которую вы захотите изобразить, (демонстрируется карандашный набросок).
2) Гуашевыми красками прорисовываем деревья, дома, речку, небо и т.д. (демонстрируется готовый этюд).
(Слайд № 6)
Секрет шестой. Техника выполнения пейзажа.
Демонстрация использования кисти, губки, для нанесения краски на работу (на планшете изображается дерево, мелкие детали рисуем кистью). (Слайд № 7)
- Настроиться на лирический лад вам поможет видеофильм с картинами осени под музыку А. Вивальди
Итак,
- Как вы уже поняли, ваша задача выполнить коллективную работу.
Каждая команда выполнит свою неповторимую картину золотой осени. А в конце урока мы создадим целый вернисаж. Ребята, вы должны придумать сюжет – что именно вы будите рисовать, распределить обязанности - каждый из вас делает тот элемент, который больше всего у него получается, и можно приступать к работе.
Этап закрепления знаний
Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка А. Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года». Музыка помогает детям настроиться на лирический лад, активизирует воображение и фантазию.
В ходе урока даются советы по ведению работы, комментарии удачных и не удачных моментов рисунка.
Этап подведения итогов
Выставка работ учащихся.
- Таким образом, вы сегодня выступили в роли художников – пейзажистов и выполнили коллективные этюды осенней природы.
- Ребята, дайте название своей картине, представленной на мольберте, расскажите о своей работе.
- У нас с вами получился настоящий вернисаж картин.
Вам удалось передать всю красоту и неповторимость осеннего пейзажа.