Просмотр содержимого документа
«Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка»
Технологическая карта изучения темы.
Прохорихина Галина Алексеевна
Предмет
Изобразительное искусство
Класс
5
Тип урока
Комбинированный
Технология построения урока
Проблемно-диалогическая
Тема
Конструкция и декор предметов народного быта.Прялка.
Цель
Задачи:
дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении.
Образовательные формирование знаний о декоративно -прикладном искусстве; формирование навыков и умений в создании эскиза прялки;
Развивающие: развитие творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных представлений,
совершенствование умений последовательного ведения работы;
Воспитательные: Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.
-
Основные термины и понятия
Прялка, эскиз, композиция
Зрительный ряд
учебник изобразительного искусства 5 класс. детские работы, силуэт прялки.
Материалы и принадлежности к уроку
бумага, простой карандаш, ножницы, учебник.
Технология изучения.
Этапы урока
Формируемые умения
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
1.Организационный
(этап мотивации).
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
умение брать на себя ответственность и инициативу
Познавательные УУД:
- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,
моделирование изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
1.Здравствуйте! Сегодня мы снова отправляемся в удивительный мир декоративно-прикладного искусства.
И снова заглянем во внутренний мир русской избы( на доске рисунок внутреннее убранство избы)
Проверка готовности рабочего места
учащиеся рассматривают рисунок
2. Актуализация опорных знаний и умений.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать задание
Активизация мыслительных операций (и познавательных процессов (внимание, память).
Давайте вспомним:
-Какую роль играла русская печь ?
-Самое почетное место в русской избе?
Разместите те предметы какие были в русской избе.
Можно разместить в интерьер русской избы пылесос и телевизор ?
Простая русская изба , а сколько мудрости и смысла в себя вобрала.
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса
Посмотрите внимательно на доску – изображение какого предмета появилось ?(прялка)
Вот они - русские прялки! (Демонстрация образца деревянной прялки.)
Ответы учащихся.
учащиеся встают и наклеивают
на рисунок предметы ( чугунок ухват, помело, ведро В красный угол- стол и икону)
( несколько человек)
Учащиеся отвечают
учащиеся рассматривают
3.Постановка учебной проблемы.
Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации
- Метапредметные УУД
регулятивные:
- умение самостоятельно извлекать нужную информацию
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
предметные:
- правильно владеть художественными терминами;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.
Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися
Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. Значит нам предстоит узнать что такое прялка, ее назначении и устройстве, выполнить эскиз –композицию прялки включая полюбившиеся тебе образы и мотивы
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
Личностные УУД
-осознание необходимости самосовершенствования
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач
Где мы возьмем нужную информацию?
Выделение проблемы урока
5.Открытие нового знания
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);
-смысловое чтение;
-определение основной и второстепенной информации
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации
регулятивные:
- умение сохранять заданную цель
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя
Предметные:
- умение владеть художественными терминами
Личностные УУД:
- осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,
их коррекция.
В решении наших проблем поможет наш друг – учебник. Стр. 40-42 и дополнительный материал
Учащиеся рассказывают по группам об усвоенном материале.
2 группа работает с силуэтом прялки, который расположен на доске ( учащиеся поочередно приклеивают элементы прялки )
Работа с учебником
Обмен мнениями с соседом по парте
Работа в группах:
1 ряд –Что такое прялка ее назначение.
2 ряд –Устройство прялки 3 ряд украшение прялки (символы)
(приложение)
рассматривают образец и запоминают основные элементы
6. Первичная проверка понимания
регулятивные:
- четко определять цель своего ответа на данном этапе урока
коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные УУД:
- способность решения проблем
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,
их коррекция.
Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.
Организация проверки выполнения задания
Устные ответы учащихся, их анализ
7.Применение новых знаний.
регулятивные:
- умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;
-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
-умение грамотно вносить необходимые изменения
предметные:
- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла
познавательные:
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение, объясняя его критерии;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
коммуникативные:
-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками
Личностные УУД:
-профессиональное самоопределение
-творческое самовыражение
Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.
На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.
Задание творческой работы на уроке: выполнить эскиз лопасти прялки , контур которой вырезаем ножницами, соблюдая правила безопасной работы.
Соблюдение определённого плана своих действий, работа над рисунком, коррекция
практическая работа
8. Домашнее задание
Личностные УУД:
-умение осознавать и объяснять мудрость устройства русской избы;
-умение эмоционально настроится
на выполнение задания;
-умение осмысленно увязать учебные задачи с реальными жизненными целями
Завершить работу по выполнению эскиза лопасти прялки
Осознание смысла выполнения домашнего задания
9.Рефлексия учебной деятельности
Личностные УУД
-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве
Метапредметные УУД
регулятивные :
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
- установление связи между целью деятельности и её результатом
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;
- умение вести диалог
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.
Выявление качества и уровня овладения знаниями – проверочный тест . приложение)
Учащиеся смайликами показывают
отношение к проведенному уроку
. выполнение теста
Приложение №1
Прялка - предмет народного быта, орудие труда ,на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки.
Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Без прялки невозможно представить быт русского человека, она была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.
Приложение №2
Ручная прялка ,состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель, горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.
Основные элементы прялки: РАЗБОР НА ДОСКЕ -УЧЕБНИК
Городки
Лопасть
Серьги
Ножка
Донце
Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху дает.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Приложение №3
Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной - расцветает, летом - плодоносит, осенью - увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила - Солнца. Солнце считали самой - самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное. Лето хлеборобное». Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего круг. Кружок, разделённый крестом на четыре части , это тоже знак Солнца. В году четыре времени года. Солнце изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.
В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.
Изображали в виде извилистых линий.
В распаханную землю сеятели бросали семена. Изображали в виде точек.. Семена - точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы - значит, будет урожай.
Знаки солнца, воды, семян, ростков, земли - это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
Практическая часть .Вырезание контура прялки и нанесение узора- Древние образы
Приложение №4
Тест Фамилия Имя --------------------------------- 5 класс
1.Русский срубной жилой дом .
2. Самое почетное место в избе.
3.Предмет народного быта, орудие труда ,на котором пряли нитки.
4. Горизонтальная часть прялки.
5. Основным элементом прялки не является. ---------------------------- ( серьга, донце, причелина)