kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по ИЗО "Конструкция и декор предметов народного быта", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Предмет: Изобразительное искусство 

Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Горяева Н.А., Островская О.В.  для 5 класса  /Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014

Название раздела: Древние корни народного искусства

Тема урока: "Конструкция и декор предметов народного быта"

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель:

1. Создать условия для формирования у учащихся представления о конструкции и декоре предметов народного быта

2.  Развивать творческую и познавательную активность; воображение, фантазию

3.   Воспитывать любовь к Родине и народной культуре

 

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная,  парная, коллективная.

Основные понятия: ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак, ендова, хлебница, солоницы, рубель, вальки, прялки.

Беседа «Конструкция и декор предметов народного быта»

- Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства. (слайды 1, 2)

Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. (слайды3,4,5,6)  Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, украшенных тончайшей резьбой. (слайд 7)  Хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия.  (слайд 8)                        Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде. (слайд 9)  Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери.  (слайд 11)  Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.  В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием.  Форму прялки украшали выступами-«городками», снизу - «серьгами», «ожерельями».  Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус. (слайд 12)   Для кого же создавал эти предметы русский человек? (слайд 13)  Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша. Чаша …  Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя.  На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ИЗО "Конструкция и декор предметов народного быта", 5 класс »









Урок Изобразительного искусства «Конструкция и декор предметов народного быта»








Шардакова Татьяна Владимировна

учитель черчения и технологии

МБОУ Чекменёвская ООШ, Нытвенский район,

Пермский край






Класс: 5

Предмет: Изобразительное искусство

Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Горяева Н.А., Островская О.В. для 5 класса  /Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014

Название раздела: Древние корни народного искусства

Тема урока: "Конструкция и декор предметов народного быта"

Место и роль урока в изучаемой теме: четвёртый урок по теме

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель:

1. Создать условия для формирования у учащихся представления о конструкции и декоре предметов народного быта

2. Развивать творческую и познавательную активность; воображение, фантазию

3. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре


Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Основные понятия: ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак, ендова, хлебница, солоницы, рубель, вальки, прялки.

Планируемый результат

Личностные умения


Знать народные традиции.

Проявлять чувство гордости за русскую культуру; внимание, уважение к окружающим.

Метапредметные умения


Познавательные: Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы. Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Устанавливать причинно следственные связи. Давать определения понятиям.


Регулятивные:

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Работа над композицией и работа над колоритом». Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Коммуникативные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.


Предметные умения

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: Литература. Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам. Русский язык (изложение текста по плану). Технология (Проект. Этапы выполнения проекта). Природоведение (Растительный и животный мир). География (Физическая карта России). Физическая культура.


Ресурсы: Учебник; мультимедийное оборудование; презентация, разработанная учителем; карточки с заданиями; карточки с кроссвордом; фотографии предметов быта.


п.п.

Этап

Время

Формы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД


1

Организационный момент.














Мотивация (самоопределение) к познавательной деятельности.



1















3

Ф, К















Ф, К

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром изобразительного искусства.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место".

- Почему это важно?









- Сегодня у нас необычная выставка. Это старинные предметы быта наших предков.

- Кто-нибудь может назвать эти предметы.

- А с какой целью они использовались?

- Кто догадался, о чём на уроке пойдёт речь?


Приветствует учащихся. Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.










Демонстрирует выставку.


Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Вступают в диалог с учителем. Рассматривают предметы. Называют. Сравнивают. Анализируют форму. Делают выводы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: саморегуляция.

Личностные: внимание, уважение к окружающим.









Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; умение доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.

Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.


2

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

2


Ф, И

- А с какими предметами крестьянского быта мы уже познакомились на предыдущем уроке?


Организует проверку домашнего задания.

Предлагает выполнить кроссворд.

Выполняют кроссворд с самопроверкой. Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия.


Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы доказывать и анализировать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение анализировать, осуществлять сравнение.

Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.



3

Выявление места и причины затруднения.

2

Ф, К

- Что в кроссворде вас удивило?

- На что вы обратили внимание?

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. В кроссворде изображён предмет, информацию о котором предстоит узнать на этом уроке.

Вступают в диалог с учителем. Анализируют выполненное задание. Проговаривают, где возникло затруднение и причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Учатся находить и исправлять ошибки.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение доказывать и анализировать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли; соблюдение правил общения.

Регулятивные: выделение и

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование и получение конкретного результата.

Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.



4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

2

Ф, К

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

- Откуда мы можем получить нужный материал?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания?


Уточняет понимание учащимися поставленных

целей урока. Выдвигает проблему.


Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цель урока. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.


5

Реализация построенного проекта.

5

Ф

Работа над новым материалом.

Беседа «Конструкция и декор предметов народного быта»

- Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства. (слайды 1, 2)

Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. (слайды3,4,5,6) Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, украшенных тончайшей резьбой. (слайд 7) Хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия. (слайд 8) Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде. (слайд 9) Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. (слайд 11) Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием. Форму прялки украшали выступами-«городками», снизу - «серьгами», «ожерельями». Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус. (слайд 12) - Для кого же создавал эти предметы русский человек? (слайд 13) Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша. Чаша …  Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя. На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор.



Беседа о конструкции и декоре предметов народного быта. Демонстрирует презентацию.


















Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о строении композиции росписи и связи её с конструкцией предметов быта.

Ещё раз анализируют выполненное задание.














Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, цвет и форму.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии.


6

Первичное закрепление.

3

П

Игра «Третий лишний»

- На ваших столах лежат карточки, на которых изображены старинные предметы быта. – Вам необходимо исключить лишнее изображение на каждой карточке. - При выполнении задания советуйтесь друг с другом. - Время на выполнение задания – 2 минуты.


Организует работу в парах. Объясняет правила игры. Условия игры: На столах лежат карточки с изображениями различных предметов быта и труда. Необходимо проанализировать изображённые предметы и исключить лишний предмет.

Организует проверку задания. Раздаёт карточки с правильными ответами и критериями оценивания работ.


Работают в парах. Рассуждают, анализируют. Определяют сходство и различие предметов. Делают выводы. Приходят к одному решению.

Сравнивают ответы с эталоном. Оценивают свою работу.


Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы доказывать и анализировать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение анализировать, осуществлять сравнение.

Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.



7

Динамическая пауза.



2

К


Показывает упражнения.

Повторяют упражнения.

Личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

Коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

8

Самостоятельная работа. Творческая практическая деятельность.

Работа над краткосрочным проектом «Конструкция и декор предметов народного быта»















Защита проекта




15

























6

Г

Практическая часть урока.

Учащимся предлагается выполнить мини-проект «Конструкция и декор предметов народного быта» (ковш, солонка, валёк, прялка)
























Делит класс на группы. Организует работу в группах.

Предлагает выбрать предмет народного быта и подготовить мини-проект. Раздаёт дополнительную литературу. Звучит русская народная музыка.

Во время выполнения работ учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;

3) контроль качества выполняемой работы.


Делятся на группы. Выбирают произведение народного искусства; тему проекта. Распределяют ответственных. Каждой группе необходимо изучить:

- информацию о назначении предмета;

- связь конструкции предмета с композицией его росписи;

- отличительные особенности конструкции и росписи предметов народного искусства в различных уголках России.

Несколько учеников из каждой группы выполняют эскиз предмета. Группы готовят защиту проекта.


Выступают. Слушают выступления других групп. Задают вопросы. Анализируют. Оценивают.

Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение; самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии.

9

Рефлексия учебной деятельности.


3

Ф

- Какую оценку поставите и почему?

Закончи фразу:

- У меня получилось...

- Мне было трудно...

- Для меня было открытием...

- Мне понравилось...


Выставка работ учащихся.

Заключительное слово учителя.





Учитель организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Создаёт ситуацию успеха. Организует выставку работ учащихся. Благодарит за работу.



Делают выводы.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.


Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: выделение и

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование и получение конкретного результата.

Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.

10

Домашнее задание.

1

Ф



Задаёт и комментирует домашнее задание.

Предлагает найти материал о русской народной вышивке.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень - представить в письменной форме с презентацией.

Определяют домашнее задание. Выбирают уровень.




Личностные: самоопределение; проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций.


Дополнительный материал: иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.

Диагностика достижения планируемых результатов: карточки с заданиями.

Дополнительные творческие задания: прочитать дополнительную информацию о предметах крестьянского быта.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шардакова Татьяна Владимировна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства