1. Создать условия для формирования у учащихся представления о конструкции и декоре предметов народного быта
2. Развивать творческую и познавательную активность; воображение, фантазию
3. Воспитывать любовь к Родине и народной культуре
Фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.
Планируемый результат |
Личностные умения Знать народные традиции. Проявлять чувство гордости за русскую культуру; внимание, уважение к окружающим. | Метапредметные умения Познавательные: Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы. Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Устанавливать причинно следственные связи. Давать определения понятиям. Регулятивные: Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Работа над композицией и работа над колоритом». Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Прогнозировать ситуацию будущих событий. Коммуникативные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Предметные умения В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи: Литература. Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам. Русский язык (изложение текста по плану). Технология (Проект. Этапы выполнения проекта). Природоведение (Растительный и животный мир). География (Физическая карта России). Физическая культура. |
Ресурсы: Учебник; мультимедийное оборудование; презентация, разработанная учителем; карточки с заданиями; карточки с кроссвордом; фотографии предметов быта. |
№ п.п. | Этап | Время | Формы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к познавательной деятельности. | 1 3 | Ф, К Ф, К | - Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с миром изобразительного искусства. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". - Почему это важно? - Сегодня у нас необычная выставка. Это старинные предметы быта наших предков. - Кто-нибудь может назвать эти предметы. - А с какой целью они использовались? - Кто догадался, о чём на уроке пойдёт речь? | Приветствует учащихся. Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Демонстрирует выставку. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. Вступают в диалог с учителем. Рассматривают предметы. Называют. Сравнивают. Анализируют форму. Делают выводы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: саморегуляция. Личностные: внимание, уважение к окружающим. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; умение доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | 2 | Ф, И | - А с какими предметами крестьянского быта мы уже познакомились на предыдущем уроке? | Организует проверку домашнего задания. Предлагает выполнить кроссворд. | Выполняют кроссворд с самопроверкой. Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. Фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия. | Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | 2 | Ф, К | - Что в кроссворде вас удивило? - На что вы обратили внимание? | Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. В кроссворде изображён предмет, информацию о котором предстоит узнать на этом уроке. | Вступают в диалог с учителем. Анализируют выполненное задание. Проговаривают, где возникло затруднение и причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Учатся находить и исправлять ошибки. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме, умение доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение выражать мысли; соблюдение правил общения. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование и получение конкретного результата. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
4 | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 2 | Ф, К | - Сформулируйте тему и цель нашего урока. - Откуда мы можем получить нужный материал? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания? | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. | Вступают в диалог с учителем. Формулируют тему и цель урока. Составляют план достижения цели и определяют средства. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
5 | Реализация построенного проекта. | 5 | Ф | Работа над новым материалом. Беседа «Конструкция и декор предметов народного быта» - Давайте поближе познакомимся с произведениями народного искусства. (слайды 1, 2) Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. (слайды3,4,5,6) Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, украшенных тончайшей резьбой. (слайд 7) Хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия. (слайд 8) Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде. (слайд 9) Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. (слайд 11) Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием. Форму прялки украшали выступами-«городками», снизу - «серьгами», «ожерельями». Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус. (слайд 12) - Для кого же создавал эти предметы русский человек? (слайд 13) Конечно для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал их к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела, размеру руки. Так вот размеры и пропорции человеческого тела и служат тем началом, той величиной, которая связывала все творения народного искусства от детской люльки до ковша. Чаша … Как вы будете пить воду, если у вас нет сосуда? Конечно, вам ничего не останется, как сложить ладони в пригоршню. Таким образом, происходит как бы очеловечивание тех вещей, которые создает крестьянин для себя. На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е. совершенствовал их конструкцию и декор. | Беседа о конструкции и декоре предметов народного быта. Демонстрирует презентацию.
| Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждают о строении композиции росписи и связи её с конструкцией предметов быта. Ещё раз анализируют выполненное задание.
| Предметные: умение читать символический образный язык ДПИ, цвет и форму. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии. |
6 | Первичное закрепление. | 3 | П | Игра «Третий лишний» - На ваших столах лежат карточки, на которых изображены старинные предметы быта. – Вам необходимо исключить лишнее изображение на каждой карточке. - При выполнении задания советуйтесь друг с другом. - Время на выполнение задания – 2 минуты. | Организует работу в парах. Объясняет правила игры. Условия игры: На столах лежат карточки с изображениями различных предметов быта и труда. Необходимо проанализировать изображённые предметы и исключить лишний предмет. Организует проверку задания. Раздаёт карточки с правильными ответами и критериями оценивания работ. | Работают в парах. Рассуждают, анализируют. Определяют сходство и различие предметов. Делают выводы. Приходят к одному решению. Сравнивают ответы с эталоном. Оценивают свою работу. | Познавательные: смысловое чтение, умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате творческой работы доказывать и анализировать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение анализировать, осуществлять сравнение. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
7 | Динамическая пауза. | 2 | К | | Показывает упражнения. | Повторяют упражнения. | Личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя. Коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. |
8 | Самостоятельная работа. Творческая практическая деятельность. Работа над краткосрочным проектом «Конструкция и декор предметов народного быта»
Защита проекта | 15 6 | Г | Практическая часть урока. Учащимся предлагается выполнить мини-проект «Конструкция и декор предметов народного быта» (ковш, солонка, валёк, прялка)
| Делит класс на группы. Организует работу в группах. Предлагает выбрать предмет народного быта и подготовить мини-проект. Раздаёт дополнительную литературу. Звучит русская народная музыка. Во время выполнения работ учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения; 3) контроль качества выполняемой работы. | Делятся на группы. Выбирают произведение народного искусства; тему проекта. Распределяют ответственных. Каждой группе необходимо изучить: - информацию о назначении предмета; - связь конструкции предмета с композицией его росписи; - отличительные особенности конструкции и росписи предметов народного искусства в различных уголках России. Несколько учеников из каждой группы выполняют эскиз предмета. Группы готовят защиту проекта. Выступают. Слушают выступления других групп. Задают вопросы. Анализируют. Оценивают. | Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение; самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Личностные: самоопределение, формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное искусство во всем разнообразии. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | 3 | Ф | - Какую оценку поставите и почему? Закончи фразу: - У меня получилось... - Мне было трудно... - Для меня было открытием... - Мне понравилось... Выставка работ учащихся. Заключительное слово учителя. | Учитель организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Создаёт ситуацию успеха. Организует выставку работ учащихся. Благодарит за работу. | Делают выводы. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате. Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности. | Познавательные: умение структурировать знания и умения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; прогнозирование и получение конкретного результата. Личностные: проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
10 | Домашнее задание. | 1 | Ф | | Задаёт и комментирует домашнее задание. Предлагает найти материал о русской народной вышивке. 1 уровень – просто найти: 2 уровень – представить в письменной форме; 3 уровень - представить в письменной форме с презентацией. | Определяют домашнее задание. Выбирают уровень.
| Личностные: самоопределение; проявление интереса к поставленной задаче; осознание своих эмоций. |
Дополнительный материал: иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам. |
Диагностика достижения планируемых результатов: карточки с заданиями. |
Дополнительные творческие задания: прочитать дополнительную информацию о предметах крестьянского быта. |