Тема урока по рисованию : Кумган. Гжель.
Цель: Расписывание готовых бумажных форм гжельской росписью .
Задачи:
Обучающие: Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей. Познакомить с новым предметом посуды – кумган.
Развивающие: Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
Воспитательные: Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ уителя о гжельских мастерах. Просмотр видеофильма о гжельском промысле. Рассматривание гжельских изделий.
Ход урока
1 Орг .момент
Учитель вносит посылку и демонстрирует её внешний вид.
Учитель: Посмотрите, ребята, я сегодня обнаружила вот такую посылку. Как вы думаете, что может быть внутри неё и кто её прислал?
(Дети называют самые разные предположения).
-А хотите узнать, что на самом деле находится в этой посылке?
Ответы детей
2 Работа по теме
Учитель: Но чтобы она открылась вам нужно отгадать загадку.
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые
Каждый удивиться!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
Дети: Гжель!
Учитель: Молодцы! (Открывает посылку, достает письмо). Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный конверт. Скажите, а что на нем нарисовано? (Дети перечисляют элементы росписи). Элементы какой росписи вы увидели на конверте?
Ответы детей:
Учитель: Давайте прочтем это письмо. (Достает письмо, читает).
«Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас мастерскую, расписать изделия для ярмарки».
-Ребята, вы уже познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель”: повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.
Демонстрация презентации «Гжель».
Гжель - это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”.
Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история. В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству “табачных трубок и майоликовой посуды”. Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и изящности.
Беседа по слайдам.
Учитель задает воспросы, дети отвечают.
- О каком промысле мы сегодня говорили?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Какой цвет используется в гжельской росписи?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Учитель: Хотите побыть гжельскими мастерами? Тогда выбирайте себе изделие, которое вам нравиться. Рассаживайтесь за столы. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
3 Физминутка
Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
4Практическая работа
Дети выбирают себе готовые формы и приступают к рисованию. Учитель контролирует готовность детей к занятию:
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
А как нужно держать кисть при рисовании?
Дети демонстрируют правильное положение руки при рисовании.
В процессе рисования учитель напоминает приемы рисования: примакивания, «двойной мазок», следит за осанкой детей, координирует работу детей.
Физкультминутка.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
5 Итог урока
Учитель: Понравилось, вам, ребята, быть гжельскими мастерами? Какое настроение у вас было, когда вы расписывали изделия?
По окончании работы учитель предлагает детям поставить свои работы к готовым гжельским изделиям, чтобы ими могли все полюбоваться. Звучит песня «Незабудковая гжель»
Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились сегодня.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!