Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует образовательной программе, используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Мамин платок"»
Урок изобразительного искусства в 3 классе «Мамин платок»
( Раздел «Искусство в твоём доме»)
Аннотация урока:
Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование. Урок инновационный, так как на уроке используется ИТК. Урок метапредметный, имеет межпредметную связь с предметами: литература, музыка, информатика, окружающий мир. Урок включает в себя беседу, работу со словарем, презентацию, просмотр видеофильма «Плат узорный» (о павлопосадских платках), практическую работу. Все этапы урока взаимосвязаны и сопровождаются ИКТ. Это позволяет организовать и чередовать разные формы учебно - познавательной деятельности. На уроке используются методы звуковой и зрительной наглядности, частично - поисковый, деятельностный метод обучения.
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, раним, в том числе и я – ученик – активная часть этого мира.
Урок построен на организации работы обучающихся с различными источниками информации: работа с учебником Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского, Н.А. Горяева и др.; Изобразительное искусство: Твоя мастерская: Рабочая тетрадь. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского; презентация; работа со словарем, просмотр видео «Плат узорный» , практическая работа обучающихся.
Содержание урока направлено на развитие творческого потенциала ребенка.
При работе с учебником формируется умение переключаться от одного вида деятельности на другой; ориентироваться в учебнике, добывать новые знания: находить ответы на вопросы; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Презентация обогащает внутренний духовный мир учащихся, знакомит с народными промыслами Павлово-Посада, учащиеся наглядно имеют возможность полюбоваться красотой платков, знакомятся с разными по оформлению, узнают много интересного из того, что связано с тежнологией изготовления платков. Презентация наглядно дает возможность увидеть и принять участие в обсуждении, в передаче своего впечатления от увиденного.
Практическая часть урока имеет музыкальное сопровождение: русская народная музыка (в качестве фона), «Сибирский пляс». Работа со словарем обогащает словарный запас обучающихся, учит добывать новые знания, ориентироваться в учебнике.
Просмотр видео «Плат узорный» дает наглядное представление о технологии изготовления павлово- посадских платков.
На практической работе дети с удовольствием погружаются в мир творчества. Они становятся мастерами и создают свои платки.
Дети работают с разными художественными приемами изобразительного искусства, также можно комбинировать разные варианты композиции. Дети имеют возможность выбрать художественные инструменты. Их выбору представлен большой набор инструментов: кисти разной толщины, карандаши, мелки, пастель, масляные краски т.д.
Уровень сложности заданий на уроке не превышает возможностей обучающихся, соответствует общеобразовательной программе основного общего образования с учетом индивидуальной подготовки и интересов детей.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.
Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. На уроке использованы различные виды деятельности. Продолжительность и частота чередования различных видов
учебной деятельности соответствует норме. В целях эффективности урока наблюдалось чередование видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) в соответствии с нормами.
Использовались методы, направленные на самопознание и развитие
способствуют концентрации внимания учащихся в течение всего урока.
Место и длительность применения информационных технологий
разработаны в соответствии с гигиеническими нормами.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются
на уроке при проведении музыкально-динамической паузы. В конце урока учитывается то, что через 40 минут наступает момент утомления учащихся и снижение их учебной активности, поэтому проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом
Тема: «Мамин платок».
Техника исполнения творческой работы: использование основных изобразительных средств выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничный или повседневный)
Тип урока: урок усвоения новых знанийП
Цель урока: Знакомство детей с художественной росписью платков и их разнообразием.
Задачи урока: развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев, воспитывать у детей любовь и заботу о маме; продолжать формирование умения самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы; воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру, к земле, на которой родились и живём через произведения искусства и собственный чувственный мир, развивать у детей образную память эмоционально- эстетическую отзывчивость; создать условия для реализации личного потенциала младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству;
осуществлять метапредметные связи изобразительного искусства, музыки, окружающего мира и др.
Планируемые УУД:
Предметные: Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Метапредметные: — используют язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения и содержания других учебных предметов (музыка, окружающий мир и др); обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др) художественно-эстетическим содержанием.
Личностные:навыки организации рабочего места;
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства;
- развивать эмоциональный отклик на произведения различных видов искусства;
- способствовать развитию творческого мышления и поиску собственного оригинального воображения;
Оборудование и учебные материалы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского, Н.А. Горяева и др.; Изобразительное искусство: Твоя мастерская: Рабочая тетрадь. 3 класс / Под ред. Б.М. Неменского; компьютер, презентация «Павлово-Посадские платки»; заготовки из цветной или белой бумаги треугольной и квадратной формы; гуашь, кисти, непроливайка; салфетка; платок.
Предварительная подготовка. Ученики выясняют, какие платки особенно нравятся их мамам и бабушкам. Если возможно — приносят в класс платок для экспозиции. Просмотр видеофильма «Плат узорный» (о павлопосадских платках)
Зрительный ряд: платки с растительным орнаментом, образцы детских работ по этой теме, схемы композиций платков, рисунки и фотографии цветов, изображение бабочки, портрет мастера украшения, иллюстрации с изображением павлопосадских платков, несколько платков с узорами, и павлопосадская шаль.
Литературный ряд: стихотворение Б. Дубровина «Узоры всей земли».
Музыкальный ряд: русская народная музыка (в качестве фона), «Сибирский пляс»..
Главные слова и понятия темы: набойка, набивной, мануфактура (устар.)
ХОД УРОКА
Этап урока и время
Формируемые УУД: познавательные,
коммуникативные, регулятивные
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методическое обоснование (методы, формы, приемы, подходы)
1.Организ.момент
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Организовывает учащихся: Ребята, тема сегодняшнего урока – «Мамин платок». Предположите, о чем мы будем говорить?
– Как вы считаете, давно ли появился платок и какую роль он играл в ансамбле народного костюма?
Предлагают варианты ответов
Мотивация к учебной деятельности. Создание рабочего настроя на урок, психологический настрой на успех, развитие речи.
Методы, приемы:
девиз урока, диалог
- побуждение
к взаимодействию
2. Актуализация знаний
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Формулирует проблему - Мы уже немало говорили, какое важное значение имеет труд художника для нашего дома и предметов, которые нас окружают в повседневной жизни. Кто помнит, как звучит тема четверти? Каждый художник немного волшебник. с помощью красок и фантазии он может превратить неприметную игрушку в яркую и веселую, темную комнату сделать светлой и наоборот. Своим волшебством художник украшает нашу жизнь.
Акцентрирует внимание: Давайте вспомним, в каких вещах или предметах нашего дома можно видеть труд художника? - Вы назвали в своих ответах одежду. А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему?
Акцентирует внимание -Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?
- Сегодня мы поговорим об одежде, а точнее, об одной из деталей одежды, головном уборе – платке.
Обосновывают свои ответы
Умение участвовать в диалоге
Учитель -озвучивает тему
урока и цель, уточняет
понимание уч-ся поставленных целей урока
Уч-ся- ставят цели, формулируют тему урока
Методы, приемы, средства
обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог
4. Беседа по теме урока.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Инициирует учащихся рассказом о платках учителя (приложение №1)
Подготовленные ученики(девочки) дополняют рассказ чтением стихотворения:
Приложение№1
Создание условий для решения учебной задачи
Способствует формированию внимания и мышления.
Показывается красота платков
Связь с окружающим миром- знание о народных промыслах
5.Технология производства платков
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Активизирует учащихся: Презентация «Платки из Павловского Посада» в сопровождении рассказа учителя (приложение №2)
Просит аргументировать свои ответы на вопросы: Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось,
запомнилось?
Слушают рассказ,
делятся впечатлениями
Доказывают ответы
Учитель -устанавливает
осознанность восприятия,
первичное обобщение; подводит уч-ся к выводу;
Уч-ся-отвечают с
проговариванием алгоритма вслух
Режим работы:
фронтальная,
групповая
Методы, приемы, средства обучения:
комментирование,
обозначение знаковыми
с
символами, выполнение
продуктивных заданий;
компоненты УМК, иллюстрации
6. Физкультминутка
В яркий солнечный денек
Золотой расцвел цветок
Дует легкий ветерок –
Закачался наш цветок
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует
-исход. положение сидя на корточках, сомкнув руки над головой
-встать, разводя руки в стороны
-руки на пояс, наклоны вправо и влево
-руки к плечам ,кружатся
Снять утомление и активизировать детей к дальнейшей работе.
Акцентирует внимание учащихся на композиции узоров: Ребята, рассмотрите узоры на цветном поле платка. Какие композиционные варианты построения узора вы увидели?
Ребята, обратите внимание на характер узора.
Найдите платки с растительным узором. Почему он так называется?
Найдите платки с геометрическим узором. НА Обратите внимание на цветовое решение платка. В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка?
Дети выходят к доске с платками своих мам, бабушек и сестер и демонстрируют их. Ученики рассматривают каждый платок, делают предположение о принадлежности платка (мамин, бабушкин, младшей или старшей сестры) и его назначении (повседневный или праздничный), объясняя свою точку зрения. Учащиеся доказывают.
-Потому что он состоит из растительных элементов.
В теплой или холодной цветовой гамме, а может и с контрастными цветами
Способствовать развитию мышления и умения правильно выражать свои мысли
. Методы, приемы. средства обучения: иллюстрация,
рефлексивный экран, диалог
8. Работа с учебником
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
1. Чтение текста учебника (с. 30–33).
2. Ответы на вопросы:
Обращает внимание: -Почему не всегда красивы яркие и пестрые вещи? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива?
-Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
-Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
-Кому бы могли предназначаться такие платки?
Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из них ведущий?
Дети аргументируют-
Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всем поле.
Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.
А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и
Предлагает на выбор. Ребята, по заданию в учебнике нарисуйте платок для своей мамы, платок или косынку для сестренки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются.
Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале на рисунок нанесите светлые краски, потом, используя фантазию, заполните платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек в соответствующей замыслу цветовой гамме.
Осуществляет выборочный контроль.
Самостоятельная работа учащихся
Учитель -контролирует
выполнение работы, организуетвзаимопроверку, коллективную
проверку
Уч-ся-существляют
самопроверку,самооценку
Режим работы:
индивидуальная,
Методы, приемы. Средства:
компоненты УМК,
упражнения учебника;
самоконтроль, самооценка,
взаимопроверка
10. Дом. задание
Выполнить задание в рабочей тетради на с. 10.
11.Рефлексия деятельности (итог урока)
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.
Просит аргументировать- Чему вы научились на уроке? Что было самым интересным?
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Учащиеся анализируют свою деятельность
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
Учитель -отмечает
Степень вовлеченности уч
-ся в работу на уроке; дает комментарий к
домашнему заданию.
Уч-ся-формулируют конечный результат своей работы на уроке; называют основные
позиции нового материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и почему)Отмечать положительные стороны и недоработки . Методы, приемы. средства
обучения: иллюстрация,
рефлексивный экран, диалог
Материалы к уроку
В.И. Даль “Толковый словарь” т. 4; т.3 –М: Русский язык, 1990 г.
В.Г. Каменева “Праздник русского платка” журнал “Читаем, учимся, играем” № 4; 2003 г. (с.23-26).
К. Соловьева “Плат узорный”; журнал “Мир вокруг нас” (с.23-25)
Цветы России – на ваших плечах: Буклет – АО “Павловская мануфактура”: 2002 – (Шали почтой).
Б.М. Неменский “Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для начальной школы” 3 класс.
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. “Искусство вокруг нас” учебник по ИЗО 3 класс. – Просвещение 2005 г
Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. 1–4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2013
Видеокассета “Народные промыслы”, “Плат узорный” (Видеообразование для народного образования.) Центрнаучфильм. Студия “Кварт” Москва.
Приложение №1
Рассказ учителя
Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца ХVII века он уступил место платку. Спустя век в русском языке появилось слово шаль, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.
В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор или украшая повседневный и праздничный женский наряд. Понятие «русский платок» признано во всем мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские «бобы», французские букетики «мильфлер», солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже ХVIII–ХIХ веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям. Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова из Павловского Посада.
Презентация «Платки из Павловского Посада» в сопровождении рассказа учителя:
Слайды 1-3 Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость России, особое место занимают платки и шали из города Павловский Посад. Павлово-Посадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из шерсти, хлопка и шелка.
Предприятие имеет статус народного художественного промысла России.
Слайды 4-5с С5История предприятия насчитывает более двух веков. Производство знаменитых павловопосадских платков и шалей было налажено купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым в начале 60-х годов XIX века − спустя полвека с момента основания фабрики. Шаль прочно вошла в быт русского общества, став характерным элементом русского костюма – сначала дворянского, а затем купеческого и крестьянского. Широкое распространение шали получают во время налаживания производства более дешевых, по сравнению с ткаными, шалей с набивным узором.
йды 4–
Слайд 6 На предприятии сложилась единственная в своем роде Павлово-Посадская школа платочного рисунка, благодаря которой сохраняются традиции. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка – крока, который рассматривается и утверждается художественным советом. После утверждения рисунка колористы подбирают рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью. До получения окончательного рецепта колористу приходится делать множество пробных набивок.
Слайд 7 С XIX века рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами, используя доски двух типов: «манеры» и «цветки». «Цветки» резали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски. Каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготовление было трудоемким: вначале узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовить «цветки» и «манеры» величиной с весь платок было невозможно, поэтому рисунок делили на части. Для набойки платка требовалось иногда более 400 наложений досок.
Слайд 8 С На фабрике создавали новые платочные композиции и печатали платки по старым рисункам в иных колористических разработках, на грунтах таких расцветок, как пунц, бордо, золото, салат,оранж, зеленый, бирюза, фиолет. С 1970-х годов часть платков набивается нанесением рисунка на ткань с помощью шелковых или капроновых сетчатых шаблонов.
Слайд 9 Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах – колоритах – на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную. И проделать их нужно много для создания уникального павловопосадского платка!
Слайды 10-11 аПечатные краски готовятся на автоматической красковарке. Все процессы – от растворения порошка красителя до перемешивания готовой краски – выполняются без участия человека. Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, которая наносит под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность сетки, покрытой фотоэмульсией.
Слайд 12 С конца 90-х годов XX века на платочной мануфактуре посредством печати по шаблону выпускаются шали и платки, раскрашенные более чем двенадцатью красками. Эти изделия по своему внешнему виду и качеству превосходят прежние.
Слайд 13 Изделия предприятия неоднократно экспонировались на многочисленных отечественных и зарубежных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью.
Слайды 14-20 Павлово-Посадские платки.
Слайды 21-25 СЖенские портреты в платках и шалях.
Слайд 26 СВ узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий «огурец», «медальоны», овалы, звезды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги. Георгины – второй по частоте изображения цветок на павловопосадских платках. Часто в «букете» художники используют лилию, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Русское поле пестрит разными цветами, все они дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим
подарком.
Слайд 27 СТолковый словарь. (Толкование всех слов дано во втором значении.)
Набойка – способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок; ткань с таким узором, рисунком.
Набивной – об узоре, рисунке, нанесенном на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесенным вручную или машинным способом).
Мануфактура (устар.) – фабрика, преимущественно текстильная.
Визитная карточка Павлово-Посадского платка – расположение на ткани узора.
Рисунок, крупный по краям, к центру становится мельче, а углы украшают броские цветы.
Композиция чаще всего строится с акцентом на углы. По кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Есть также композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Часто кайма украшена плотным узором из садовых цветов.
В платках ярко проявлялось композиционное мастерство народных художников, умение вписать узор в квадрат, построить угол, найти новый вариант узора.