Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Истоки и современное развитие промысла. золотая хохлома"»
Тема:«Истоки и современное развитие промысла. Хохломская роспись»
Цель: познакомить с историей развития хохломского промысла, со своеобразием хохломской росписи; разнообразием деревянной посуды. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать любовь к народному искусству.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с историей развития хохломской росписи и производством хохломских изделий.
- Развивать творчество, фантазию, художественный вкус.
- Воспитывать чувство прекрасного, любви к народному творчеству.
-Прививать навыки выполнения хохломской росписи, используя разнообразие орнаментов. Научить поиску композиции и элементов росписи для конкретного вида посуды с учетом формы изделия.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: формирование мотивации к изучению данной темы для понимания особенностей хохломской росписи, в процессе рефлексии умение проводить самооценку; Предметные: Осознанное понимание характера данного народного промысла; самостоятельное определение характерных особенностей росписи; роспись хохломской посуды. Осмысление характера росписи иполучение возможности применения на практике элементов хохломской росписи при составлении творческих композиций для росписи посуды.
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.
Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда
Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Материалы:
Для практической работы учащихся: бумага, карандаши, кисти, гуашь, вода.
упражнения в выполнении элементов хохломской росписи.
Ход работы:
Ход урока
1Организационный момент и введение в урок.
2Актуализация знаний.
Повторение пройденного материала в игровой форме (использование материалов презентации).
Задание: На слайде 1 даны изображения предметов народных промыслов и даны названия городов и сел, где их изготавливают. Как называются данные изделия? Найдите соответствие между ними и городами, где их делают.
Деятельность учителя (задает вопросы): Деятельность учащихся (отвечают на вопросы):
- Какое изделие осталось лишним?
- Почему?
- Правильно. Роспись на этом изделии нам неизвестна. С этим нам и предстоит сегодня познакомиться.
Ученик:
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Черно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
3.Совместное целеполагание.
- Тема урока сегодня: «Истоки и современное развитие промысла. Хохломская роспись». Мы познакомимся с новым народным промыслом – хохломская роспись. Слайд 2.
- Как выдумаете чему мы должны сегодня с вами научиться, что может узнать нового? Т. е. давайте попробуем определить цели и задачи нашего урока.
Деятельность учащихся. Даются ответы.
- Узнаем об истории хохломской росписи, об особенностях росписи и цвета, о последовательности росписи хохломской посуды, научимся выполнять роспись на ней.
Обобщение и формулировка цели учителем.
4.Сообщение новых знаний ( Словесный метод. Игровая форма – заочная экскурсия)
«Из истории хохломской посуды» с одновременным показом слайдов.
Рассказ – деятельность учителя.
Хохлома – старинное торговое село в Нижегородской области (слайд 3). Близость заволжских селений к ярмарке и Волге создавали условия для занятия промыслами и торговлей. Больше всего занимались обработкой дерева, ведь нужный материал был всегда под рукой. Издавна из осины и липы здесь выделывали легкую и прочную посуду (слайд 4).
- Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Слайд 5. Такова легенда.
- Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Слайд 6.
- Слышали ли вы о таком фразеологизме – «Бить баклуши»? Что это? И как это может быть связано с темой нашего урока?
(Предоставляется слово ученику, выполнявшему опережающее индивидуальное домашнее задание).
Ученик: Баклуша - это деревянная чурка-заготовка, обычно лиственной породы.
И не только для ложек, но и для других предметов (чашек, мисок, щепного товара, лучин, балясин, игрушек и т.д.).
Правильно "бить" "баклуши" надо так, чтобы поменьше оставалось отходов. Значение слова "баклуша" в настояшее время неясна. Но слово "баклан" того же корня и в сибирских диалектах означают то же самое: чурбан, чурка, отрубок, болван, баклуша. В некоторых значениях - "сосуд". Близкое по значению - слово "баклага", "баклажка" (баклашка) - основное значение - сосуд. Обычно деревянный. Но может быть и керамическим, стеклянным, металлическим. Происходит от татарского слова: баклак - сосуд для воды (ак - вода). Слайд 7.
Учитель: Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина. Красиво отделанная ложка или ковш считались хорошим подарком.
Наибольшим спросом пользовались ложки, чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, они были глубокими и широкими (слайд 8).
Маленькие чаши называли – мисы или миски, они – для вторых блюд (слайд 9).
Ставец – это индивидуальная посуда. Чаще всего ею пользовались в монастырях: «Каждый старец имел свой ставец» (слайд 9).
Самой почетной посудой на столе была солоница. Вместе с караваем хлеба соль в солонице участвовала в торжественных ритуалах. Народный мастер не скупился на ее отделку: разные формы, красивая роспись. (слайд 10).
Хлеб и соль в русских пословицах объединены в одно целое.
Игра – домашнее задание. (Опережающее домашнее задание) Слайд 10.
Дома вы должны были подобрать пословицы о хлебе, соли, русских традициях, русских умельцах. И сейчас мы их услышим.
Деятельность учащихся.
Игра в парах (один учащийся называет пословицу, другой ее объясняет).
Примерные пословицы:
Ученик 1: Хлеб, соль ешь, а правду режь.
Ученик 2: Без хлеба, без соли – худая беседа.
Ученик 3: Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастера.
Ученик 4: Красна птица пером, а человек уменьем.
Ученик 5: Хорошая работа два века живет.
Слайд 11.
4. Последовательность и особенности изготовления хохломской посуды.
Деятельность учителя – рассказ.
Посуду вытачивали ножом и другими инструментами, а позже на токарном станке. Вот такую только что вырезанную кружку (слайд 12) называют «белье». Ее сушат, затем шлифуют – убирают все неровности.
Теперь изделие необходимо загрунтовать – наложить вапу. Это масса красновато-коричневого цвета, так как в ее состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную. Совсем не видно дерева (слайд 12).
А теперь кружку несколько раз надо обмазать олифой, на поверхности образуется пленка, к которой легко теперь прилипнет измельченный в порошок металл – алюминий (раньше это было олово). Этот процесс называется лужением. Луженая кружка становится серебряной (слайд 13).
И только теперь к ней может прикоснуться рука художника (слайд 13). Серебристая кружка расписана.
Деятельность учителя (задаются вопросы) Деятельность учащихся (отвечают на вопросы)
- А как же золотая Хохлома?
- Когда же изделие заблестит? Слайд 14.
Ученик:
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
После росписи изделие покрывают лаком, а потом закаливают в печи. Под пленкой закаленного лака все, что было в росписи серебряным, становится золотым. Слайд 15.
Игры с проблемными заданиями.
Первая проблема: Посмотрев внимательно на изделия, ответьте на вопрос: Какие элементы росписи используют хохломские мастера? Слайд 16.
Деятельность учащихся: рассматриваются современные изделия хохломских мастеров (слайды 17-19). Ответы на вопрос.
Деятельность учителя: обобщает ответы учащихся и дополняет их.
- Правильно узоры из декоративных листьев, цветов, ягод, травинок.
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома! Слайд 20.
- Самый любимый растительный орнамент мастеров – это «травяной» или «травка»: широкие или тонкие былинки, капельки, усики, кудрявые, мелкие завитушки. Ягодки могут дополнить травяную роспись (слайд 21-22). Это верховое письмо.
- Фоновое письмо – это Кудрина – роспись под фон – самые затейливые узоры. Травки здесь превращаются в крупные кудри-завитки. Пишут их на красном или черном фоне (слайд 23).
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
Вторая проблема: Посмотрев внимательно на изделия, ответьте на вопрос: Какие цвета в росписи используют хохломские мастера?
Деятельность учащихся: рассматриваются современные изделия хохломских мастеров (слайд 24). Ответы на вопрос.
Правильно – красный, черный, желтый, зеленый.
5 Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе.
Деятельность учителя – объяснение.
Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату и слайду 25.
- А сейчас мы с вами поиграем, используя учебные плакаты «Последовательность выполнения элементов хохломской росписи». Я буду называть вам названия узоров, которые вы видите на плакате, а вы рассказывать – Как выполнить данный узор. Слайд 25.
Учитель: «осочки»
Ученик: выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
Учитель: «травинки»
Ученик: это мазки с небольшим плавным утолщением;
Учитель: «капельки»
Ученик: рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
Учитель: «усики»
Ученик: рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
Учитель: «завитки»
Ученик: выполняются с легким нажимом в середине элемента.
Обратите внимание на композиционные вопросы (слайды 26-31) – объяснение.
Расписывать посуду начинают с крупных элементов: веточку, листья, ягоды, цветы; затем крупные завитки и далее мелкие травинки (слайд 32).