kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Истоки и современное развитие промысла. золотая хохлома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС. Содержит обучающий, развивающий метериал; проблемные и опережающие задания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме "Истоки и современное развитие промысла. золотая хохлома"»

Тема: «Истоки и современное развитие промысла. Хохломская роспись»

Цель: познакомить с историей развития хохломского промысла, со своеобразием хохломской росписи; разнообразием деревянной посуды. Развивать фантазию, творчество. Воспитывать любовь к народному искусству.

Задачи урока:

- Познакомить учащихся с историей развития хохломской росписи и производством хохломских изделий.

- Развивать творчество, фантазию, художественный вкус.

- Воспитывать чувство прекрасного, любви к народному творчеству.

- Прививать навыки выполнения хохломской росписи, используя разнообразие орнаментов. Научить поиску композиции и элементов росписи для конкретного вида посуды с учетом формы изделия.


Планируемые результаты для ученика:

Личностные: формирование мотивации к изучению данной темы для понимания особенностей хохломской росписи, в процессе рефлексии умение проводить самооценку; Предметные: Осознанное понимание характера данного народного промысла; самостоятельное определение характерных особенностей росписи; роспись хохломской посуды. Осмысление характера росписи и получение возможности применения на практике элементов хохломской росписи при составлении творческих композиций для росписи посуды.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.


Материалы:

Для практической работы учащихся: бумага, карандаши, кисти, гуашь, вода.


Видеоряд: электронная презентация «Золотая Хохлома».


Музыкальный ряд: русские народные песни и музыка.


Зрительный ряд: Изделия Хохломы. Иллюстрации с изделиями и видами росписи.


Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал по теме.

Понятийный аппарат: Хохлома, Баклуша, «белье», вапа, лужение, «травка», «Кудрина», верховое письмо, фоновое письмо, «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки».

Планируемая практическая деятельность:

упражнения в выполнении элементов хохломской росписи.


Ход работы:



Ход урока

1Организационный момент и введение в урок.

2Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала в игровой форме (использование материалов презентации).


Задание: На слайде 1 даны изображения предметов народных промыслов и даны названия городов и сел, где их изготавливают. Как называются данные изделия? Найдите соответствие между ними и городами, где их делают.

Деятельность учителя (задает вопросы): Деятельность учащихся (отвечают на вопросы):

- Какое изделие осталось лишним?

- Почему?

- Правильно. Роспись на этом изделии нам неизвестна. С этим нам и предстоит сегодня познакомиться.

Ученик:

Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.


3.Совместное целеполагание.

- Тема урока сегодня: «Истоки и современное развитие промысла. Хохломская роспись». Мы познакомимся с новым народным промыслом – хохломская роспись. Слайд 2.

- Как выдумаете чему мы должны сегодня с вами научиться, что может узнать нового? Т. е. давайте попробуем определить цели и задачи нашего урока.

Деятельность учащихся. Даются ответы.

- Узнаем об истории хохломской росписи, об особенностях росписи и цвета, о последовательности росписи хохломской посуды, научимся выполнять роспись на ней.

Обобщение и формулировка цели учителем.


4.Сообщение новых знаний ( Словесный метод. Игровая форма – заочная экскурсия)


  1. «Из истории хохломской посуды» с одновременным показом слайдов.

Рассказ – деятельность учителя.

Хохлома – старинное торговое село в Нижегородской области (слайд 3). Близость заволжских селений к ярмарке и Волге создавали условия для занятия промыслами и торговлей. Больше всего занимались обработкой дерева, ведь нужный материал был всегда под рукой. Издавна из осины и липы здесь выделывали легкую и прочную посуду (слайд 4).

- Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.

Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Слайд 5. Такова легенда.

- Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Слайд 6.

- Слышали ли вы о таком фразеологизме – «Бить баклуши»? Что это? И как это может быть связано с темой нашего урока?

(Предоставляется слово ученику, выполнявшему опережающее индивидуальное домашнее задание).


Ученик: Баклуша - это деревянная чурка-заготовка, обычно лиственной породы.

И не только для ложек, но и для других предметов (чашек, мисок, щепного товара, лучин, балясин, игрушек и т.д.).

Правильно "бить" "баклуши" надо так, чтобы поменьше оставалось отходов. Значение слова "баклуша" в настояшее время неясна. Но слово "баклан" того же корня и в сибирских диалектах означают то же самое: чурбан, чурка, отрубок, болван, баклуша. В некоторых значениях - "сосуд". Близкое по значению - слово "баклага", "баклажка" (баклашка) - основное значение - сосуд. Обычно деревянный. Но может быть и керамическим, стеклянным, металлическим. Происходит от татарского слова: баклак - сосуд для воды (ак - вода). Слайд 7.

Учитель: Деревянная посуда с древних времен была в повседневном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина. Красиво отделанная ложка или ковш считались хорошим подарком.

Наибольшим спросом пользовались ложки, чаши, миски и солонки. В чашах подносилась еда к столу для всей крестьянской семьи, они были глубокими и широкими (слайд 8).

Маленькие чаши называли – мисы или миски, они – для вторых блюд (слайд 9).

Ставец – это индивидуальная посуда. Чаще всего ею пользовались в монастырях: «Каждый старец имел свой ставец» (слайд 9).

Самой почетной посудой на столе была солоница. Вместе с караваем хлеба соль в солонице участвовала в торжественных ритуалах. Народный мастер не скупился на ее отделку: разные формы, красивая роспись. (слайд 10).

Хлеб и соль в русских пословицах объединены в одно целое.


  1. Игра – домашнее задание. (Опережающее домашнее задание) Слайд 10.

Дома вы должны были подобрать пословицы о хлебе, соли, русских традициях, русских умельцах. И сейчас мы их услышим.

Деятельность учащихся.

Игра в парах (один учащийся называет пословицу, другой ее объясняет).

Примерные пословицы:

Ученик 1: Хлеб, соль ешь, а правду режь.

Ученик 2: Без хлеба, без соли – худая беседа.

Ученик 3: Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастера.

Ученик 4: Красна птица пером, а человек уменьем.

Ученик 5: Хорошая работа два века живет.

Слайд 11.


4. Последовательность и особенности изготовления хохломской посуды.

Деятельность учителя – рассказ.

Посуду вытачивали ножом и другими инструментами, а позже на токарном станке. Вот такую только что вырезанную кружку (слайд 12) называют «белье». Ее сушат, затем шлифуют – убирают все неровности.

Теперь изделие необходимо загрунтовать – наложить вапу. Это масса красновато-коричневого цвета, так как в ее состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную. Совсем не видно дерева (слайд 12).

А теперь кружку несколько раз надо обмазать олифой, на поверхности образуется пленка, к которой легко теперь прилипнет измельченный в порошок металл – алюминий (раньше это было олово). Этот процесс называется лужением. Луженая кружка становится серебряной (слайд 13).

И только теперь к ней может прикоснуться рука художника (слайд 13). Серебристая кружка расписана.

Деятельность учителя (задаются вопросы) Деятельность учащихся (отвечают на вопросы)

- А как же золотая Хохлома?

- Когда же изделие заблестит? Слайд 14.

Ученик:

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.


После росписи изделие покрывают лаком, а потом закаливают в печи. Под пленкой закаленного лака все, что было в росписи серебряным, становится золотым. Слайд 15.


  1. Игры с проблемными заданиями.

Первая проблема: Посмотрев внимательно на изделия, ответьте на вопрос: Какие элементы росписи используют хохломские мастера? Слайд 16.


Деятельность учащихся: рассматриваются современные изделия хохломских мастеров (слайды 17-19). Ответы на вопрос.


Деятельность учителя: обобщает ответы учащихся и дополняет их.

- Правильно узоры из декоративных листьев, цветов, ягод, травинок.

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая хохлома! Слайд 20.

- Самый любимый растительный орнамент мастеров – это «травяной» или «травка»: широкие или тонкие былинки, капельки, усики, кудрявые, мелкие завитушки. Ягодки могут дополнить травяную роспись (слайд 21-22). Это верховое письмо.

- Фоновое письмо – это Кудрина – роспись под фон – самые затейливые узоры. Травки здесь превращаются в крупные кудри-завитки. Пишут их на красном или черном фоне (слайд 23).

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».


Вторая проблема: Посмотрев внимательно на изделия, ответьте на вопрос: Какие цвета в росписи используют хохломские мастера?

Деятельность учащихся: рассматриваются современные изделия хохломских мастеров (слайд 24). Ответы на вопрос.

Правильно – красный, черный, желтый, зеленый.


5 Планирование, подготовка и объяснение задания к практической работе.

Деятельность учителя – объяснение.

Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату и слайду 25.


- А сейчас мы с вами поиграем, используя учебные плакаты «Последовательность выполнения элементов хохломской росписи». Я буду называть вам названия узоров, которые вы видите на плакате, а вы рассказывать – Как выполнить данный узор. Слайд 25.


Учитель: «осочки»

Ученик: выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

Учитель: «травинки»

Ученик: это мазки с небольшим плавным утолщением;

Учитель: «капельки»

Ученик: рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

Учитель: «усики»

Ученик: рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

Учитель: «завитки»

Ученик: выполняются с легким нажимом в середине элемента.


Обратите внимание на композиционные вопросы (слайды 26-31) – объяснение.

Расписывать посуду начинают с крупных элементов: веточку, листья, ягоды, цветы; затем крупные завитки и далее мелкие травинки (слайд 32).


Физкультминутка: (сопровождается движениями учащихся)

Мы изделие возьмем и рисунок нанесем:

Нарисуем завитки, волшебные лепестки,

Лепестки большие, мелкие, резные.

Мы напишем «травку», зеленую муравку,

Капельки, завитки – это роспись Хохломы!

Мы посуду повернем и все заново начнем.



6. Реализация творческой деятельности./Практическая работа учащихся. Самоконтроль. Коррекция/


7.Итог урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся. (Во время просмотра работ читаются стихи)

Ученик:

Стоит студеная зима,

             Снежинки крутит буйный ветер,

             А солнечная Хохлома

             Напоминает нам о лете.

             В тарелочках не полутьма.

             Не сумрак в вазах и солонках,

             Напоминает Хохлома

             Родную, милую сторонку!


Деятельность учащихся - взаимооценка и анализ работ учащихся (работа в парах).



Рефлексия.


Оценивание занятия и своего личного участия.


Критерии

Оценка

Доступность. Оценка своего личного участия и его полезность при изучении нового материала.

Низкая – 1 балл

Средняя – 3 балла

Высокая – 5 баллов

Объем нового материала

Недостаточный – 1 балл

Достаточный – 3 балла

Можно увеличить – 5 баллов

Полученные знания

Останутся невостребованными – 1 балл

Смогу применять на последующих занятиях – 3 балла

Смогу применять на практике – 5 баллов

Оценка своей практической работы

Низкая – 1 балл

Средняя – 3 балла

Высокая – 5 баллов

Свое личное участие при объяснении нового материала, работе в группах, в играх, выполнении заданий

Низкое – 1 балл

Среднее – 3 балла

Высокое – 5 баллов


От 5 до 9 баллов невысокий уровень участия и полезности.

От 10 до 19 баллов - средний уровень

От 20 и выше – высокий уровень.


Оценивание деятельности учащихся учителем.


Умения

Критерии

Работа в парах, участие при объяснении нового материала и решении проблемных заданий.

Активное участие – 5 баллов

Участвовал изредка – 3 балла

Практически не участвовал – 1 балл

Композиционное решение. Использование элементов росписи и цвета, соответствующее хохломской росписи

Грамотное выполнение – 5 баллов

Небольшие отклонения в работе – 3 балла

Допущено много ошибок – 1 балл

Выполнение практического задания

Творческий подход к выполнению задания – 5 баллов

Творчески к выполнению задания подойти не очень удалось- 3 балла

Ценности

Оценка, самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 5 балла

Знает, но проявляет активности, не принимает другие точки зрения – 3 балла

Отказ от работы - 0 баллов


От 16 и выше баллов оценивается «отлично».

От 12 до 16 баллов – «хорошо».

От – 12 и ниже - «удовлетворительно».
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тарасова Людмила Владимировна

Дата: 17.11.2017

Номер свидетельства: 439299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект интегрированного урока  по изобразительному искусству и истории на тему: Хохлома. Истоки и современное развитие. "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-i-istorii-na-tiemu-khokhloma-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "200295"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428771042"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства