2.Ритмирование группы: (выполнение упражнений под чтение педагога, пальчиковая гимнастика)
Приняли позу слушателя
Введение в деятельность
II. Повторение пройденного материала.
2. Беседа об орнаментах по таблице
Для чего нужен орнамент? (Для украшения предметов, одежды, домашней посуды используются различные виды орнаментов.)
Что такое орнамент?( Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.)
Из каких элементов могут состоять орнаменты?
(Орнаменты бывают геометрические, растительные, животные (зооморфные), антропоморфные (с переработкой фигуры человека), символические, комбинированные.)
По характеру композиции можно выделять такие типы орнамента: ленточный, орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной форме, сетчатый (обычный для ткани).
Развитие умения синтезировать знания.
Создание мотивационного фона для восприятия нового материала.
III. Объяснение нового материала.
Сообщение темы занятия. (просмотр презентации)
Итак, орнамент могут составлять узоры, геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, круг), а также фигуры на основе растений и животных. Среди них наиболее распространённым является растительный орнамент. Можно рисовать узоры растительного орнамента внутри полосы, квадрата, прямоугольника или круга. При правильной компоновке их элементов можно получить прекрасные орнаменты. (Демонстрация растительных орнаментов внутри круга, полосы, квадрата.)
На предыдущих занятиях вы научились рисовать листья растений. Вместе с этим ознакомились со строением, видом и цветом листьев различных растений. Из них можно выполнить различные узоры. Теперь давайте попробуем нарисовать узор, сочетая ягоды смородины и её листья. Узоры нарисуем внутри полосы.
2.Динамическая пауза.(дети выполняют упражнения под чтение стихов педагогом)(Приложение 2)
Тренировка разных видов памяти: образной, вербальной, моторно-слуховой.
Активизация умственной и физической работоспособности.
II.Практическая часть
4.Работа над заданием.
А) Детальный анализ предстоящей работы (форма, цвет, характерные особенности).
Б) Самостоятельная работа учащихся.
Последовательность работы:
1) продумать сюжет;
2) определить ограничительную рамку;
3) выполнить эскиз в карандаше;
4) выполнить эскиз в цвете
5. Дидактическая игра «Угадай по описанию, какой орнамент». Педагог держит картинку с орнаментом перед собой и описывает детали орнамента (листья, цветы, ягоды; треугольники, круги, квадраты; животные, птицы)
Создание ситуации успешности.
Развитие аналитико-синтетических способностей
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
1. Вербальная оценка работ воспитанников.
«Ребята у вас получились очень красивые и разнообразные орнаменты»
2. Самоанализ( рефлексия). Давайте проанализируем, на столе лежит полоса бумаги, но она пуста. Нужно её заполнить. Если вам понравилось занятие, и вы хорошо поработали, то возьмите красные листочки. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленые листочки. Дети прикладывают на полосу вои листочки
3.Окончание занятия .Благодарность друг, другу (хлопки в ладоши)
Создание позитивного внутреннего баланса и уверенности в себе.
Приложение 1
Ритмирование группы
Чтоб занятие начать нужно пальчики размять.(кулачки сжаты, начиная с мизинца раскрываем пальцы)
Пальчиковая гимнастика: Наши алые цветы распускают лепестки- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают.
(покачивание кистями рук вперед, на себя)
Поздоровались лепестки(соединили пальцы обеих рук)
Потерли ладошки, все лишнее стряхнули.
Приложение 1
Физкультминутка
Мы старались, мы учились. Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражнение для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за столы.)
Самоанализ учебного занятия
Занятие проведено на общеэстетическом отделении, в объединении №1, II-го года обучения. Количество человек в группе-15, возраст-6-7 лет. Продолжительность учебного занятия соответствовала нормам СанПиН для УДОД. Основной вид деятельности – игровой.
Тема учебного занятия соответствовала учебно-тематическому плану и календарно- тематическому планированию.
Поставленная цель занятия предполагала решение триединой дидактической цели: содержание учебного занятия носило обучающий характер, способствовало развитию творческих способностей и интереса к изобразительному искусству, создавало благоприятную воспитательную среду обучающимся.
В процессе занятия предполагалось:
1.Повторить виды орнаментов, правила построения орнамента.
2.Учить, в практической работе уделять внимание последовательности и правильному изображению листьев и ягод смородины, аккуратности в работе с красками.
3.Закрепить понятие об орнаменте, их использовании в жизни людей.
Через содержание занятия реализовались мини-цели:
- активизация познавательного интереса
- мотивация для восприятия учебного материала
- тренировка разных видов памяти
- активация умственной и физичекской работоспособности
- создание ситуации успешности и позитивного внутреннего баланса.
С целью повышения познавательной активности и работоспособности на учебном занятии реализован синтез видов мотивации:
- коммуникативная – межличностное взаимодействие по диадам (учащийся-педагог)
Структура занятия соблюдена, работа строится в соответствии с принципами:
доброжелательность и позитивность
от простого к сложному
от знания к умению
Поставленная цель достигалась через использование технологий: наглядно-иллюстративной, информационно- коммуникационной, оздоровления.
Учебный материал способствовал развитию познавательного интереса на основе социального опыта детей. Каждый этап занятия логически связан между собой. Была соблюдена целостность занятия. Для эффективности реализации содержания занятия были использованы методы: игровой, репродуктивный, обучения.
В процессе объяснения нового материала использованы следующие приемы обучения: повторение изученного, сообщение, оздоровительные приемы, наглядность, постановка проблемы.
Большое внимание уделялось созданию ситуации успеха. Контроль усвоения знаний проводился на протяжении всего занятия в активном взаимодействии по триаде «наблюдение – показ педагог – повторение». Дети показали хорошую работоспособность, активность, эмоциональность, дисциплинированность. Это подтвердило и упражнение по самоанализу( рефлексии). Задачи были решены, и, следовательно, достигнута цель.