kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Твоих оград узор чугунный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представляет собой заочное путешествие по городу - музею под открытым небом, где человеческий талант и фантазия заставляют нас останавливаться на каждом шагу в молчаливом восхищении.

Цель

1. Развитие творческих способностей учащихся, развитие фантазии, худлжественного вкуса

2. Воспитание патриотических чувст, гордости за отечественных мастеров-умельцев.

3. Воспитание аккуратности и трудолюбия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок_Твоих оград узор чугунный»

ГБОУ СОШ СЕЛА ВЕРХНИЕ БЕЛОЗЁРКИ



Твоих оград узор чугунный…

Методическая разработка урока


Квасникова Зинаида Александровна

Учитель изобразительного искусства

2012 год


Тема урока: «Твоих оград узор чугунный…»


Цель:

  • развитие творческих способностей уч-ся, развитие фантазии, художественного вкуса

  • воспитание патриотических чувств, гордости за отечественных мастеров-умельцев

  • воспитание аккуратности, трудолюбия.


Задача урока:

Эскиз декоративной решётки.

Работа в группах по интересам (определяются заранее):

  1. графитный карандаш

  2. тушь, перо

  3. шариковая ручка

  4. силуэт-аппликация


Оборудование:


для учителя:

  • экран

  • компьютер

  • проектор

  • презентация «Заочное путешествие по Санкт-Петербургу»

  • портрет А.С. Пушкина

  • записи музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Июнь», «Октябрь»

  • таблички с терминами по ИЗО

  • бумага, ножницы


для учащихся:

  • карандаши

  • ножницы, листы чёрной бумаги

  • альбомные листы, клей

  • шариковые ручки

  • тушь, перо


План урока:


1. Приветствие.

2. Сообщение нового материала:

  • Презентация «Заочное путешествие по Санкт - Петербургу»

3. Постановка задачи урока.

4. Указания к работе:

  • Деление на группы

  • Терминологическая разминка

  • Демонстрация приемов работы ножницами

5. Самостоятельная работа.

6. Подведение итогов. Задание на дом.




Ход урока


-Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин «Медный всадник»)


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное течение,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…


-Какому городу посвящены эти строки? 1 слайд

«Город 100 островов». Ныне-42 острова, более 300 мостов, 22 из которых - разводные.

(г. Ленинград, Санкт-Петербург, 1703 г.)



- Я приглашаю совершить заочное путешествие по этому городу - музею под открытым небом, где человеческий талант и фантазия заставляют нас останавливаться на каждом шагу в молчаливом восхищении. 2 слайд


А помогут нам в этом учащиеся 11 класса, которые на время превратятся в экскурсоводов.


3 слайд

1-ый

Обратите внимание на кружевные плетения чугунных оград, перил мостов и мостиков, то строгих и скромных, то пышных и нарядных. Они опоясывают сады и парки, отражаясь причудливыми узорами в

воде.

Не случайно поэты и писатели, воспевая неповторимую красоту

города на Неве, обращают особое внимание на металлическое черное

кружево.

4 слайд

2-ый

Всматриваясь в чугунное наследие города, мы видим искусство мастеров, сумевших из тяжелого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки листьев на перилах Демидова моста, легкую, воздушную, как бы «поющую» решетку Певческого моста, раскрытые веера Банковского мостика, Садовый мост с его изящными фонарями, торшерами. Чугунными кружевными деталями изобилуют перила Литейного и Троицкого (Кировского) мостов, моста Лейтенанта Шмидта, а перила мостов вблизи Марсового поля и Инженерного замка включают композиции из античного оружия.


3-й. Слайд 5


Ты сойди в тишину и застынь:

Словно спины коней на скаку –

Над водой изогнулись мосты.

*************************

Человек над водой их простер,

Выгнул в плавное полукольцо.

Чтобы хлынул безумный простор

Мглой и светом, и ветром в лицо.

Пусть безвестен строитель, но ты,

Как наследник, поймешь, породнясь,

Красоту его давней мечты,

Воплощенной в чугунную вязь…


1-ый

Перед Отечественной войной 1812 года великий русский зодчий А.Н. Воронихин построил Казанский собор. Слайд 6

Гигантские колонны собора покоятся на базах, созданных руками мастеров Александровского металлургического завода в Карелии.

Вместе с собором было создано замечательное произведение декоративного искусства – чугунная ограда с литыми украшениями ромбовидной формы и ажурной монументальной решеткой между столбами красного гранита, придающей ограде особую торжественность.

Считают, что этот памятник можно поставить в один ряд с решеткой Летнего сада.



2-ой

(на фоне музыки П.И. Чайковского «Июнь»)


Слайд 7

Наверное, Санкт-Петербург утратил бы частицу своего очарования без замечательной решетки Летнего сада. Известная всему миру своим строгим изысканным узором она издавна стала символом города, как и золотой кораблик, венчающий здание Адмиралтейства. Ограда увековечена и в слове и в рисунке. Среди натянутых струн ее решетки золотятся лепестки цветов, ворота украшают вазы с огромными букетами роз. Не может не присутствовать решетка Летнего сада и в знаменитых пушкинских строках «Твоих оград узор чугунный…», хотя она не чугунная, а сделана из кованого железа. Об ограде Летнего сада существуют легенды, но среди них есть и исторический факт: в 20-х годах, когда наша страна переживала голод и разруху, один американский бизнесмен предложил за ограду Летнего сада сто паровозов, но народный комиссар просвещения А.В. Луначарский, от имени Советского правительства, с возмущением отверг это предложение.


3-ий

(на фоне музыки П.И. Чайковского «Октябрь»)


Слайд 8

В Санкт-Петербурге по воле замечательных русских умельцев чугунного литья и ковки металла, на ограде Михайловского сада даже в сильные морозы как будто распускаются цветы, а в ненастные порывы ветра словно прижимают твердые листья Лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть колокольчики на ограде Шереметьевского дворца.

А белыми ночами на мостике через Лебяжий канал узор просвечивает до мельчайших деталей.

Слайд 9

Город украшается чугунным кружевом и в наши дни: появились легкие перила на мостиках Каменного острова, ленты овалов опоясали набережную Карповки. Органично вошла в архитектурный ансамбль на Неве решетка моста Строителей; украшенная трезубцами Нептуна, она напоминает о том, Что Санкт-Петербург не только город-музей, но это и крупный порт, город Морской славы.


1-ый

Слайд10


Этот город бессонный, похожий на сон,

Где сияющий шпиль до звезды вознесен,

Город башен и арок и улиц простых,

Полуночный, прозрачный, как пушкинский стих

***********************************

Ты – внезапный и вечный в своей красоте,

Как бессмертная сказка на снежной земле,

Как мгновенный узор на морозном стекле.


2-ой


Множество интересных сюжетов можно увидеть в резьбе фонарей, балконных решетках, старинных украшениях на воротах домов. И, бывая в городе на Неве, не проходите равнодушно мимо причудливых переплетений чугунных кружев.


3-ий

… Это великолепное мастерство формовщиков, литейщиков, чеканщиков, вдохнувших в грубый чугун живую душу искусства. У П.П. Бажова в «Чугунной бабушке» есть такие слова: «… фигурка, сколь хорошо ни слепит художник, сама в чугун не заскочит. Умелыми да ловкими руками ее переводить доводится. Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уродец родится. Формовочное дело, известно, с лепкой-то по соседству живет: тоже приметливого глаза да ловких пальцев требует».


1-ый

Человеку свойственна потребность прекрасного.


(стихотворение С. Данилова «Прекрасное»)


Красота – утешенье для глаз,

Для души и для сердца утеха.

Красота и в природе и в нас

Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О нет!

Чья-то юность пройдет, отсмеется,

Отгорит, как светильник, но свет

Красоты – навсегда остается.

Красота – доброта, вот в чем суть!

И считай, что недаром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил!


4. Указания к работе


Учитель


- Помните об этом всегда, ребята. Создавайте красоту своими руками. Чем мы сейчас и займемся.


а) деление на группы


Дети занимают места за рабочими столами, на которых находятся цветные таблички:

  1. Графитный карандаш – «красный» стол

  2. шариковая (гелевая) ручка – «синий» стол

  3. Тушь, перо – «желтый» стол

  4. Силуэт-аппликация – «белый» стол


б) Терминологическая разминка (повторение теоретического материала, необходимого для выполнения практической работы)


Ученик выбирает из заранее приготовленных (перевернутых) на доске цветных табличек одну. На табличке с обратной стороны написан термин изобразительного искусства. Ученик дает определение. Если он затрудняется это сделать, ему помогают одноклассники.


  • Силуэт – плоскостное изображение, прием работы, вид графики, сплошное черное пятно на белом фоне и наоборот.

  • Аппликация – «прикладывание», способ получения изображения, заключается в накладывании, пришивании, приклеивании.

  • Ритм – чередование, повторение.

  • Декор – украшение.

  • Орнамент – украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

  • Композиция – «сочинение», размещение рисунка в листе.

  • Стилизация – преобразование растительных и животных форм в декоративные.


в) Демонстрация учителем приемов работы (сопровождает объяснениями и напоминает о технике безопасности при работе с ножницами)


Вырезание силуэтов фонаря и декоративной решетки ножницами из черной бумаги


  1. Самостоятельная работа

Экскурсоводы превращаются в консультантов, которые во время работы над эскизом направляют и корректируют действия детей в своей группе.


  1. Подведение итогов


На стенде организуется экспресс-выставка. Ученики сами выбирают наиболее интересные и выразительные работы.

Учитель советует детям дома выполнить эскизы декоративной решетки в другой технике.

0



Просмотр содержимого презентации
«Твоих оград узор чугунный»

Заочное путешествие по Санкт-Петербургу

Заочное путешествие по Санкт-Петербургу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Твоих оград узор чугунный"

Автор: Квасникова Зинаида Александровна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока  на тему: "Необычный царь". "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieobychnyi-tsar"
    ["file_id"] => string(6) "101441"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства