2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. | 1. Обеспечить мотивацию учения учащихся, совместно сформулировать цель урока. 2. Актуализировать опыт учащихся по изучению нового материала. | 1.Сообщаю тему учебного занятия. Использую ИКТ. ( Слайд №1.Тема урока) 2.Читаю строки старинной русской песни и задаю проблемные вопросы. Во первый раз вышивала Красно солнце с маревами, С теплыми облаками: Во второй раз вышивала Светел месяц со лучами, Со частыми со звездами... 1. На каких предметах народного искусства вы видели вышивку? 2. Зачем вышивали одежду и полотенца? 3. В какое время года мастерицы занимались вышиванием? Объясните, почему. | Слушают, участвуют в формировании задач. Обдумывают вопрос, перечисляют предметы с вышивкой, известной по предыдущим урокам. Рассматривают полотенце, отвечают на вопросы. Корректируют ответы учеников. | Самостоятельно определяют задачи урока. Должны знать виды одежды, где использовалась вышивка. |
3.Изучение нового материала. 4. Самостоятельная творческая деятельность учеников. | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание нового материала. 2. Обеспечить формирование основных понятий. 3.Обеспечить понимание символических знаков и цвета в орнаментах русской народной вышивке. 4.Обеспечить понимание учащимися использование средств композиции. Содействовать умению делать выводы и обосновывать их. 1. Обеспечить включение учащихся в творческую деятельность. | Показываю полотенце ручной работы Ульяновской области и предлагаю его рассмотреть. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненный цветными нитками. Этот вид рукоделия возник очень давно. Искусство вышивки развивалось вместе с человеком и часто служило средством выражения его к окружающему миру. 1) Какую роль играла вышивка в культуре русского народа? 2) Чем являлась вышивка на полотенцах? 1. Формирование толкования слова «рушник». Слайд № На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркала, окон и икон. Вышитые полотенца считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождения ребенка. 2. Предлагаю выяснить, для чего использовались полотенца в быту. В Симбирской губернии образа украшали рушником, который называли…. Квашню покрывали-… Каждый день пользовались… Руки вытирали… Слайд №3. Задаю вопрос:» Почему хлеб всегда клали на рушник?» и предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе. 6. В 10-12 веках рукодельницы умели вышивать самые различные изображения, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. -Как называется вышитое изображение на полотенце? (Слайд №4.) -Какие виды орнамента вы знаете? (слайд № 5-9) Давайте посмотрим на рушники и вспомним, что крестьянский дом был пронизан магическими символами, которые защищали и оберегали людей от зла и напастей. Правда ведь интересно, словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали…Одним из главных символов орнамента было древо жизни. Русским народом придумано множество пословиц и поговорок, связанных с деревом. Среди привычных мотивов часто встречаются кресты и ромбы. Что они могли означать? Если вы прищурите глаза и взгляните на солнце, то увидите расходящиеся от него четыре луча. Ромб же почитался символом плодородия. -А что же означал цвет на вышивке рушника. 1.Чтобы орнаменты на полотенце радовали глаз, были красивы нужно вспомнить о композиции. - Что называется композицией? (слайд №10) - Какие средства композиции нам будут необходимы для построения орнамента? (Слайд № 11) Демонстрирую построение композиции на принципе симметрии. (Слайд №12.), ритмическое повторение (Слайд № 13) 1.Предлагаю каждой парте учащихся (реализую разно уровневый дифференцированный подход) создать эскиз конца полотенца с вышивкой и кружевом по краю. Один ученик выполняет эскиз вышивки, другой – кружева, затем оба элемента соединяются (приклеиваются) 2. Показываю схемы – таблицы и образцы выполнения задания и убираю их. 1. Включаю музыкальное сопровождение. Наблюдаю за ходом работы. 2.Индивидуальная работа с учащимися. | Рассматривают полотенце мастериц Ульяновской области (50-е годы 20 века) и слайд №2 рассказывают, что они увидели, отвечают на вопросы. Делают выводы. Работают по выработке понятия «рушник» Делают вывод. Дают пояснение к назначениям полотенца: наквашенник, свадебное, обыденное, набожник, рукотер. Участвуют в формировании развернутого ответа. Называют пословицы и поговорки о хлебе. Делают вывод о роли хлеба для русского человека. Работают по выработке понятия «орнамент». Анализируют изображение орнаментов на полотенцах. Характеризуют каждый вид орнамента. Принимают информацию. Называют пословицы и поговорки, связанные с деревом. Объясняют символику цвета в произведениях народного творчества. Корректируют ответы одноклассников Участвуют в закреплении теоретических знаний по применению средств композиции на практике. Отвечают на вопросы. Делают вывод, что построение по одной оси симметрии основан на зеркальном отражении. Внимательно слушают объяснения поэтапного выполнения задание. Рассматривают, запоминают понравившиеся элементы, чтобы использовать их в практическом задании. Самостоятельная индивидуальная творческая работа в парах. Совместная творческая работа. Соединение деталей полотенца. | Уметь внимательно рассматривать и запоминать изображения вышивки и кружева на полотенце, делать вывод об изображении вышивки. Должны дать свое толкование слова «рушник». Должны сделать вывод, что полотенце в народной жизни играло важную роль, как бы отмечало главные моменты жизни. Уметь объяснить назначения рушников. Уметь подобрать пословицы и поговорки о значении хлеба. Уметь обосновывать свой ответ. Дать свое толкованию слова «орнамент» Уметь найти черты сходства и отличия в орнаментах: геометрическом, растительном, зооморфном и смешанным. Знать пословицы и поговорки: -Старое дерево скрипит, да не ломается. -Дерево держится корнями, а человек друзьями. -Дерево ценят по плодам, а человека по делам. Должны знать символику цвета. Белый цвет – символ чистоты, женского начала. Красный – цвет солнца, огня, мужского начала. Знать определение понятия «композиции». Знать пиктограммы условных изображений для построения композиции орнамента. Уметь обосновывать свои суждения. Должны самостоятельно определить объем работы для каждого ученика. Должны сконцентрировать внимание, запомнить понравившиеся элементы образцов. Уметь самостоятельно распределить задания между учениками. Уметь составлять орнамент по клеточкам, вырезать симметричные узоры. |