Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Иллюстрация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»".»
Конспект урока по ИЗО
Тема урока: иллюстрация к басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Цель урока: сделать иллюстрацию к басне «Ворона и лисица».
Образовательные задачи: научить детей выбирать главное в сюжете и сочетать
композицию по мотивам текста басен., учить правильно располагать рисунок на листе
Воспитывающие задачи: возбудить интерес к творчеству; способствовать развитию
творческих способностей; воспитывать аккуратность, умение доводить до конца
начатую работу.
Развивающие задачи: развивать зрительное представление учащихся о
взаимоотношении действующих лиц при передаче пространства на плоскости листа.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка, картинки животных (главных героев басни).
Литературный ряд: басня И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Ход урока
I. Организационный момент
Проверьте свою готовность к уроку. На партах должны лежать: рабочая тетрадь, простой карандаш, резинка, акварельные краски и альбом для рисования.
II. Чтение басни
Инсценировка басни.
-Кто автор этой басни? (И.А.Крылов)
-Кто главные герои в басне ? (ворона, лисица)
-Какие басни Крылова вы еще знаете?(«Квартет», «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»)
III. Беседа с детьми о книжной иллюстрации с показом
Мастер изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно, – жизнь: людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить ее как можно ближе к действительности, реально. Поэтому мы можем такого художника назвать «реалистом». Посмотрите, как художник изображает животных на бумаге.
Красивая лиса изящная, грациозная (фотография). Художник Е. Чарушин изобразил забавную лисичку. Такие слоны (фотография) живут в далекой Индии. А вот таких величественных слонов нарисовал художник В. Ватагин. Это настоящий медведь (фотография). А этого веселого медвежонка нарисовал художник Е. Чарушин.
Вы уже несколько раз услышали фамилии художников, рисующих зверей и птиц: Е. Чарушин, В. Ватагин, не правда ли? Да, они очень много времени и сил посвятили именно этому виду изобразительного искусства, это была их излюбленная тема.
Справка. Художник-анималист (от слова animal, по-английски – «животное») изображает животное, рисует картины о жизни животных, птиц, насекомых, например, иллюстрируют книги о животных. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
Иллюстрация – графическое и живописное изображение, в котором все средства художественной выразительности должны прояснять смысл литературного фрагмента, к которому выполняется иллюстрация. Своей работой художник помогает автору, делает зримыми его образы.
У меня на столе находятся рисунки с главными героями басни. Сейчас мы должны будем составить иллюстрацию на доске из этих отдельных рисунков. Ель уже изображена на доске, а вам нужно будет правильно разместить главных героев (вызвать к доске 1-2 ученика). Вот и готова новая иллюстрация. А скажите, пожалуйста, какими цветами вы воспользуетесь и что ими изобразите на своём рисунке. В этом нам помогут цветные полоски.
Например ученик вытягивает полоску голубого цвета - предполагаемый ответ: голубым я изображу небо.
Ребята, посмотрите как художник нарисовали иллюстрацию к этой басне (показываю иллюстрацию)
Итак, сегодня мы будем как настоящие художники рисовать иллюстрацию к басне
«Ворона и лисица».
Сначала давайте потренируемся в рабочей тетради. Для этого откройте тетрадь на странице 12 , возьмите в руки простой карандаш и начинаем обводить.
Объяснение последовательности выполнения иллюстрации
(на доске вывешены примеры как, нарисовать лисицу и ворону)
Выполняем наброски в карандаше, правильно компонуем лист, пропорционально выбираем соотношение лисы и вороны.
Прежде чем рисовать надо ещё раз представить сюжет . Сначала начинаем рисовать главные предметы. Их лучше изображать крупнее и в центре листа. При этом нельзя забывать о деталях, которые помогут отразить содержание басни. Например, то, что находится ближе в представляемой нами картине, рисуем крупнее и ниже на листе, а то, что дальше — меньше и выше.
Не забывайте, что сначала вы делаете эскиз, поэтому линии должны быть легкими, не нужно сильно нажимать на карандаш. Приступайте к выполнению работы карандашом.
Физминутка.
Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания "цветочек", "бутончик"
Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Переходим к работе в цвете.
Сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство тревоги можно выразить мрачными красками и холодными тонами, а радость яркими - тёплыми тонами.
(Дети начинают работать)
IV. Итог урока
-Ребята, что мы сегодня делали на уроке?(рисовали иллюстрацию к басне «Ворона и лисица»)
-Для чего мы это делали?(чтобы представить себя в роли художников)