Тема урока: Табличное сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление. Пальчиковый метод раскрашивания.
Тип урока: урок-путешествие.
Цели урока: Создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах, вычислительных навыков, творческого воображения учащихся через повторение, закрепление материала, умения наблюдать, классифицировать, рассуждать и обобщать.
Задачи урока:совершенствовать вычислительные навыки;
повторить последовательность и образование чисел первого десятка;
закрепить умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
закрепить знания учащихся о геометрических фигурах;
развивать познавательную активность, внимание;
продолжать учить рисовать на заданной форме;
развитие изобразительных способностей, творческого воображения;
укрепление межпредметных связей.
Оборудование: на доске изображение страны Математики с закрытыми элементами и динамической фигурой царицы Математики. В начале урока изображение закрыто боковыми створками доски.
Для учителя математики: числа от 1 до 10;задания для учащихся, маршрутный лист;
Для учителя ИЗО: шаблоны чисел от 1до 10, клей, звездочки по числу учащихся;
Учитель2: А кто пришёл к нам в гости? Как вы думаете, кто это?
Учитель1:Догадались? На кого она похожа? А может она быть царицей? Какой же страной она может править?
Учитель2: Вы можете предположить, какая будет тема урока?
Учитель1: Какие задачи поставим:
Учитель 1: - Мы приглашаем вас совершить путешествие в страну Математики. Назовите жителей этой страны. (Цифры, числа, математические знаки)
Учитель 2: - Правит этой страной, действительно, царица Математика. Вот она! Посмотрите на неё ещё раз. ( Открывается доска и ученики видят изображение доски с куклой. Лицо куклы закрыто руками, словно она плачет)
Учитель 1: - Посмотрите, она плачет. Недавно по стране Математики пронесся ураган. Он устроил беспорядок и унес всех жителей страны.
Учитель 2: - Ребята, сможем мы с вами помочь царице Математике навести порядок и вернуть жителей страны?!
Учитель 1: - Я думаю, что мы с вами обязательно справимся, все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики.
Учитель 2: - Тогда отправляемся в путешествие по речке Знаний.
III. Математические задания.
1.Разминка. Геометрические фигуры.
Учитель 1: - На чем совершают путешествие по рекам? (На корабле, лодке)
-Работать будем в группах (дети разбиваются на группы)
- Придумать названия командам
-Вспомним правила работы в группе
- Посмотрите на кораблик, на котором мы отправляемся в путешествие .Придумаем ему название. Что в нем необычного? ( Он состоит из геометрических фигур)
- Как называется фигура, которая изображает парус? ( Треугольник)
- Что вы знаете о треугольнике? (рассказывает первая команда)
- Как называется фигура, которая изображает флаг? ( Квадрат)
- Что вы о нем знаете? (рассказывает 2 команда)
- Как называется геометрическая фигура, которая изображает лодку? ( Четы-
рехугольник)
- Как еще называется эта фигура? ( Трапеция) ( рассказывает 3 команда)
Упражнения с числами.
Учитель 1:- Отправляясь в плаванье, мы должны сосчитать всех членов нашей команды. ( У учащихся карточки с числами, они выходят по порядку, называют число на своей карточке)
Учитель 1:- Возьмите карточки с числами и расположите их по порядку.
Учитель 1:- Итак, наш корабль отплыл от берега, но тут на пути нам встретился Остров Чисел. Сделаем остановку и выполним задание.(изучим маршрут, по которому будем путешествовать)
Учитель 1:- Молодцы! Отправляемся дальше. Мы подплываем к Горе Примеров. Давайте попытаемся взобраться на вершину Горы. А для этого решим примеры:
1 команда
19-9
18-8
17- 7
2 команда
16-6
15-5
14-4
3 команда
13-3
12-2
11-1
- Что заметили при решении примеров? ( Одинаковый ответ – 10)
- Вот мы и покорили вершину горы.
3. Состав числа 10.
Учитель 1:- Дальше на нашем пути – Замок. Чтобы увидеть его, мы заселим жильцов в домики (у детей на столах домики- состав чисел 10.9,8.
10 9 8
8 2 1 8 1 7
7 3 2 7 2 6
6 4 3 6 3 5
9 1 4 5 4 4
5 5
4. Физминутка.
5. Решение задач.
Учитель 1:- Продолжаем наше путешествие. Перед нами Город Задач. Чтобы навести в нем порядок, надо выполнить задания. ( Изображение города закрыто листочками с заданиями, с выполнением каждого задания открывается часть города сверху вниз.)
Задача № 1.
На удочку Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше. Сколько карасей поймал Андрей?
- Что в задаче известно? ( Андрей поймал 10 окуней, а карасей на 3 меньше)
- Что надо узнать? ( Сколько поймал карасей?)
- Можем мы это узнать? Как? ( 10 – 3 = 7 )
- Мы узнали, что Андрей поймал 10 окуней и 7 карасей. Можем мы узнать, сколько всего рыб поймал Андрей? Как? (10 + 7 = 17 )
Задача № 2
В одном аквариуме 8 рыбок, а во втором на 2 рыбки больше. Сколько рыбок во втором аквариуме?
Задача № 3.
Саша с Колей 9 рыбок наловили. Котик подобрался к рыбкам и съел 3 рыбки. Сколько рыбок осталось у мальчиков?
Задачи в стихах.
- А сейчас решаем задачи в стихах.
1 команда
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…..
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
2 команда
Поймали в море рыбаки
5 рыбок – это были иваси,
3 рыбки сельди и 2 лучистых карася.
Попоробуй им помочь:
Посчитать улов точь-в-точь. ( 15)
3 команда
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 3-х окуней,
Рыбак Евсей – четырех карасей,
А рыбак Михаил двух сомов изловил.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? ( 9)
IV. Рисование.
1. Установка на выполнение задания.
Учитель 2.: - Мы навели порядок в стране Математики, а царица все еще плачет. Чего же еще нет в ее стране? ( Жителей). У меня в руках две цифры. ( Один образец – белый, второй – разрисованный) Какая из этих цифр может жить в стране Математики. ( Разрисованная) Почему? ( У нее есть глаза, нос, рот,она разрисована, у нее есть наряд, она будто ожила). А что можно сделать с другой цифрой ( с белой), чтобы она тоже могла жить в этой стране? ( Разукрасить). Что можно нарисовать на такой цифре? ( Глаза, нос, рот, наряд, придумать характер : добрый, веселый, серьезный) У меня есть цифры для каждого из вас, вы подойдете ко мне и возьмете их и будете рисовать волшебные цифры. А когда ваши цифры будут готовы, вы сами выберете, где будет жить ваша цифра. Согласны?
2. Выполнение работы. Ученики подходят к учителю, получают шаблоны и приступают к работе. Во время выполнения задания учитель делает целевой обход класса:
1. Контроль за организацией рабочего места учеников.
2. Индивидуальная помощь ученикам при затруднениях.
Когда ребенок закончит свою работу, предложить самому выбрать место для цифры на полотне и приклеить.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель 2: - Давайте подумаем, смогли мы помочь царице Математике? ( Да, но она не улыбается).
-Что же нам делать?
-Может мы не все задания выполнили? Забыли что – нибудь?
-Может вы сможете ещё чем-нибудь порадовать царицу? (Да, мы споём для неё песенку)
-Вот теперь мы смогли помочь царице Математике? ( Да, она улыбается).
У каждого из вас лежит звездочка. Если у вас на уроке все получалось, нарисуйте на звездочке улыбку. Если что-то вам не удалось, то нарисуйте серьезное лицо, а если вам не понравился урок, то нарисуйте грустное лицо. (На доске образцы выполнения).
Ученики выполняют задание.
Учитель 1: - У кого на звёздочках нарисованы улыбки, выйдете, пожалуйста, к доске. (Выходят ученики к доске) Теперь посмотрим, у кого что-то не получилось на уроке и на кружке нарисовано серьёзное лицо. А теперь выйдут те, у кого кружок плачет. (Если такие есть, то подбодрить тем, что в следующий раз у них все получится)
V1. Стук в дверь. Входит почтальон и приносит телеграмму от царицы Математики
«Дорогие ребята, огромное вам спасибо за ваш труд. Вы навели порядок в моём городе. Вернули всех жителей моего царства. И этим вы мне очень помогли. Теперь я спокойно буду продолжать царствовать в своих владениях. И я искренне надеюсь и верю вам, что в любую минуту вы не оставите меня и моё царство в беде и всегда придёте на помощь. Примите от меня в знак моей благодарности подарок – праздничный торт и памятные медали. Ещё раз большое спасибо всем ученикам 1 «А» класса Григорьевской СОШ ! Удачи вам и успехов в учёбе!»
С уважением к вам царица Математика 05.12. 2017 г.