Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию "Сказочная гжель"»
«МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №104»
Конспект занятия по рисованию
в подготовительной к школе группе
«Сказочная Гжель»
Пед.доп.образовани:
Ерюшкина Е.С.
2017 г.
Цель: Расписывание готовых бумажных форм гжельской росписью с использованием нетрадиционных материалов (ватные палочки).
Программные задачи:
Обучающие: Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей. Познакомить с новым предметом посуды – квасник, с понятием «майоликовая керамика».
Развивающие: Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть.Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.
Воспитательные: Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее своеобразие, колорит, нежность.
Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, музыке; чувство гордости за свой народ.
Демонстрационный материал:
Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд – шоу «Сказочная Посылка с гжельской посудой, письмо, компьютерная презентация к занятию «Гжель», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».
Раздаточный материал: готовыебумажные формы в виде посуды для росписи, гуашь белого и синего цветов, палитра, баночки с водой, 2 кисти №3,2, ватная палочка, салфетки матерчатые и влажные, подставки для кисточек.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах. Просмотр видеофильма о гжельском промысле. Рассматривание гжельских изделий.
Ход занятия.
Воспитатель вносит посылку и демонстрирует её внешний вид.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, я сегодня обнаружила вот такую посылку. Как вы думаете, что может быть внутри неё и кто её прислал?
(Дети называют самые разные предположения).
-А хотите узнать, что на самом деле находится в этой посылке?
Ответы детей
Воспитатель: Но чтобы она открылась вам нужно отгадать загадку.
Сине – голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые
Каждый удивиться!
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…
Дети: Гжель!
Воспитатель: Молодцы! (Открывает посылку, достает письмо). Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный конверт. Скажите, а что на нем нарисовано? (Дети перечисляют элементы росписи). Элементы какой росписи вы увидели на конверте?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте прочтем это письмо. (Достает письмо, читает).
«Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас мастерскую, расписать изделия для ярмарки».
Воспитатель: Ребята, вы уже познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель”: повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.
Демонстрация презентации «Гжель».
(Слайд №2). Гжель - это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”.
(Слайд №3) Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история. В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству “табачных трубок и майоликовой посуды”. Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и изящнсти.
(Слайд№4) Я расскажу, что такое майоликовая керамика. Майолика изготавливается из белой глины, а рисунок на посуду наносится на сырое изделие, т. е. до обжига. Роспись майолики выполняется красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой.
(Слайд №5) Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы. Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко. Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.
(Слайд №6) А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора.
Беседа по слайдам.
Воспитатель задает воспросы, дети отвечают.
- О каком промысле мы сегодня говорили?
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
- Какой цвет используется в гжельской росписи?
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
- Какие изделия делали мастера из глины?
Воспитатель: Хотите побыть гжельскими мастерами? Тогда выбирайте себе изделие, которое вам нравиться. Рассаживайтесь за столы. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде? Как вы думаете, ребята, а для чего мы будем использовать ватные палочки? (Рассуждения детей). Правильно, ватные палочки нам пригодятся для рисования элементов росписи.
Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети выбирают себе готовые формы и приступают к рисованию. Воспитатель контролирует готовность детей к занятию:
Всё в порядке, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
А как нужно держать кисть при рисовании?
Дети демонстрируют правильное положение руки при рисовании.
В процессе рисования воспитатель напоминает приемы рисования: примакивания, «двойной мазок», следит за осанкой детей, координирует работу детей.
Физкультминутка.
По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой. Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
Воспитатель: Понравилось, вам, ребята, быть гжельскими мастерами? Какое настроение у вас было, когда вы расписывали изделия?
По окончании работы воспитатель предлагает детям поставить свои работы к готовым гжельским изделиям, чтобы ими могли все полюбоваться. Звучит песня «Незабудковая гжель».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились сегодня.