I. Организационный момент | Проверка готовности к уроку. | Здравствуйте. Перед вами на столе лежат наборы с наглядно-иллюстративным дидактическим материалом, который вам поможет в изучении темы. Это мой вам подарок. Когда им необходимо будет воспользоваться, я сообщу. | Слушают учителя, организуют рабочее место. | Фронтальная работа | Регулятивные: проверяют готовность к уроку. |
II. Мотивационный этап. | Беседа с настроем на художественную деятельность и постановкой проблемы | Учитель читает стихи: Отбросив бремя повседневности В ночной целительной глуши Перебираю драгоценности, Хранимые на дне души. Их у меня не так уж много, А больше и не надо мне. При подведении итога Они не падают в цене. -Эти строки принадлежат поэтессе Людмиле Татьяничевой и очень близки мне. А для вас что самое главное в жизни? Запишите одно слово своим самым обычным почерком в левом верхнем углу листа. - Почерк каждого человека неповторим и уникален, как и сам человек. Поэтому сегодня на уроке я желаю проявить вам свою уникальность и творческие способности. - У меня такие ценности: любовь, доброта, здоровье, милосердие, семья, дружба (вывешивает на доску слова, написанные разными видами шрифтов). - Но самое главное на мой взгляд это - МИР (тоже вывешивает на доску). Вы согласны со мной? Почему? Что такое мир? СЛАЙД 1. - А теперь обратите внимание на все слова на доске. Они все написаны по-разному. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? - Правильно. Тема «Художественный шрифт». СЛАЙД 2. - Актуальна ли эта тема? (демонстрируется СЛАЙД 3 с разными вывесками). Люди какой профессии разрабатывали эти вывески? - Чему вы хотите научиться? Давайте поставим себе цели. - Я познакомлю вас с историей возникновения шрифтов и их видами. Вы научитесь писать различными видами шрифтов. У вас будет возможность попробовать себя в профессии дизайнера. | Слушают учителя. Записывают свои жизненные ценности Сравнивают со своими. Отвечают. Шрифт. Рассуждают. Дизайнеры. Говорят, чуму хотят научиться. Слушают. | | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, стремление к достижению поставленной цели |
III. Изучение нового материала | Эвристическая беседа. | -Окунемся в историю. К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (рисуночное письмо) в виде наскальных рисунков у первобытных людей. СЛАЙД 4. - На смену пиктографическому письму пришло идеографическое (иероглифическое), где идеограммы обозначали целые понятия. СЛАЙД 5 - А во втором тысячелетии до н. э. появилось буквенно-звуковое или алфавитное письмо. Оно стало венцом графической эволюции. Буквенно-звуковое письмо – это письмо наших дней. СЛАЙД 6 - А что же такое шрифт, как вы думаете? Определение вы можете найти в словаре или Интернете. - Я предлагаю вам такое определение. Шрифт – (нем. Schrift от schreiben «писать») графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую композицию. (В данном случае я использовала печатный шрифт, который тоже занимает огромное место в нашей жизни: книги, журналы, документы и мн. др.) К шрифтам предъявляются определённые требования, и я предлагаю вам изучить их в учебнике на с. 164ой (2 абзац) СЛАЙД 7 -К названным могу добавить: Пропорциональность – соотношение частей и целого. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность. Равновесие – ощущение симметричности. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов. - Ну а сейчас познакомимся с видами шрифтов СЛАЙД 8 - Давайте соотнесём слова на доске с названиями шрифтов, которыми они написаны. Учитель дополняет рассказ сведениями о происхождении шрифтов: Антиквенные - это шрифты с засечками. Их форма ведет свое происхождение от шрифта древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного шрифта эпохи Ренессанса (строчные буквы). Гротески или рубленые - шрифты без засечек, подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Декоративные - к этой группе относятся шрифты, не укладывающиеся в предыдущие группы классификации, имитирующие декоративную обработку формы, например, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д. Рукописные или каллиграфические - этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или каллиграфический стиль. Готические - к этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII-XVI веках главным образом в северной Европе. Старославянские - к этой группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X-XVIII веках. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись, вязь, а также их переходные формы. | Ребята получают представление и знания о происхождении и видах шрифтов. Участвуют в беседе. Отвечают. Работают с учебником, называют требования. Изучают таблицу. Соотносят. | Фронтальная работа. | Познавательные: устанавливают аналогии; сравнивают объекты по заданным критериям; определяют понятия. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность |
IV. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | -Ну а теперь начинается практическая работа. Учитель вывешивает на доску второе слово фразы НАЧИНАЕТСЯ. 1) Поучимся писать рубленым шрифтом. Для этого понадобится специальная схема СЛАЙД 9. А у вас это обычный лист в клетку. - Научимся писать сегодня букву М (первую в слове МИР), а остальные вы потренируетесь писать дома. Учитель показывает порядок написания буквы по схеме. - Пора пришла отдохнуть и полюбоваться красотой окружающего мира. Видео «Истинная красота природы» СЛАЙД 10 2) Следующее задание: с помощью художественного шрифта передать лексическое значение слова. Учитель показывает примеры слов: МОРОЗ, ВЕСНА, ХЛЕБ. Практическая работа: Задание 1. С помощью шрифта и дополнительных графических приемов передайте лексическое значение одного из слов, ощущения, ассоциации и чувства, которое оно вызывает. Любовь дождь огонь СЛАЙД 11 Выставка работ. -2019 год объявлен в России годом театра. Театр является искусством, основанном на работе людей многих творческих профессий: актёров, музыкантов, декораторов, художников по костюмам и др. Мы попробуем сегодня применить полученные знания и создать фрагмент афиши для оперы Н. А. Римского – Корсакова «Садко». Демонстрируется фрагмент оперы ария Садко «Заиграю я на гусельках…» Практическая работа: Задание 2. Создайте фрагмент афиши для оперы: «Садко» СЛАЙД 12 Выставка работ. - Ну а теперь продолжите фразу МИР НАЧИНАЕТСЯ… Учитель открывает последнюю часть фразы МИР НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ - Как вы понимаете эту фразу? -Действительно. Всё начинается с вас, как вы будете воспринимать мир, так и он будет отвечать вам. Поэтому заглянем в будущее. Попробуем предположить, кем вы станете в будущем. У взрослых людей разных профессий есть визитные карточки. СЛАЙД 13. Я тоже разработала свою визитку и дарю её сегодня вам. Практическая работа: Задание 3. Создайте свою визитную карточку, используя понравившийся шрифт. - Поделитесь пожалуйста, кем вы мечтаете быть в будущем. Визитными карточками можно обменяться. | Ребята готовят рабочее место, размещают графические материалы. Выполняют задания по предложенной схеме. Ищут свои пути решения. Пишут букву М. Смотрят видео. Изображают слова понравившимся шрифтом. Демонстрируют свои работы. Просматривают видеофрагмент. Создают фрагмент афиши. Демонстрируют свои работы. Предполагают. Отвечают. Смотрят. Создаюе свою визитную карточку, используя понравившийся шрифт. | Индивидуальная работа | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Коммуникативные: наблюдают предметы, используют ассоциативные качества мышления; используют выдумку, неординарный образ мышления |
V. Итоги урока. Рефлексия | Эвристическая беседа. | Подведём итоги. -Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей? - Чему вы сегодня научились? _ Что нового узнали? Поняли ли вы как определить форму окружающих предметов? А как передать её при изображении, что надо учитывать? Домашнее задание: создать и изобразить натюрморт из одного или двух предметов окружающего мира, состоящих из простых геометрических фигур или тел. Рефлексия: выходя из класса, напишите своё впечатление от нашего урока | Отвечают на вопросы Познакомились с разными видами шрифтов. Научились писать некоторыми из них. Подводят итоги своей учебной и художественной деятельности, делают надписи на доске цветными мелками. | Фронтальная . Индивидуальная работа. | Коммуникативные: работают в группе, учатся понимать позицию партнера; корректируют свою деятельность. Регулятивные: оценивают конечный результат своей деятельности; осознают правила контроля |