Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему: “Натюрморт из овощей и фруктов”»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАРИЦКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Конспект открытого урока
на тему: “Натюрморт из овощей и фруктов”
Автор-составитель:
И.С. Мухина, преподаватель
МБУ ДО «Старицкая ДШИ»
Конспект открытого урока
на тему: “Натюрморт из овощей и фруктов”
2 класс художественного отделения ДШИ
Цель: а) Обучающая: закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам. б) Развивающая: Развитие творческого воображения учащихся , развитие мыслительных способностей. в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
Тип занятий: Комбинированный.
Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: 1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
3.Таблицы “Последовательность ведения работы в цвете”
Для учащихся : Акварельные краски; кисти; вода; палитра;
Структура урока: 1.Организационный момент 2.Повторение 3.Объяснение 4.Самостоятельная работа 5.Анализ работы 6.Окончание урока
Источник информации: 1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф; 2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова; 3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон; 4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян. 5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
Ход урока:
Организационный момент:
- Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема. Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”. Автор Эжен Дэлякруа
Повторение пройденного материала
- Что же такое “ Живопись”? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность - Д давайте назовем известные нам жанры живописи: - Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр. - Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете? “Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”. А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен на тему “Цветовой контраст”.
Рассматриваем репродукции картин художников.
- . Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом. Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста. Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлостный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый). Мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи: Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира; Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние. В-третьих, цветом можно мыслить и конструировать форму предмета, передавать фактуру и объем.
Задача урока:
Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов по светотлостному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”. - Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы: 1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (не цветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
Наш натюрморт отличаются цветовыми контрастами.
Показываю цветовой круг: - “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый. - Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
Показываю таблицу на светоновой контраст:
Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.
Показываю таблицу на хроматический контраст
Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под
действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете. б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет. Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной светлотой, т.е. тоном. При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать: - объем предметов натюрморта; - фактуру предметов (их материальность); - плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы). Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными красками.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima) Второй метод – “по сухому”, или мозаичный Третий метод- смешанный.
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.
Сособ №1
В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е. со световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому темному. Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по цвету и светлоте) по следующей схеме
Демонстрирую схему №1
Схема №1.
а) определяем самый светлый предмет натюрморта
↓
б) затем переходим к предметам более насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности)
↓
в) определяем предмет самый насыщенный по тону и цвету
Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами .
желтый чайник – самый светлый предмет;
Предметы средней тональности:
фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.
Работу в цвете ведем по следующей схеме
Схема № 1(а)
1. Свет нп предмете + касание с фоном
↓
2. Полутень на предмете
↓
3. Собственная тень на предмете
↓
4. Падающая тень от предмета на плоскости
↓
5. Рефлекс на предмете + касание с фоном
Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I. I(а):
Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщеном предмете натюрморта, который находится на первом плане, Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предидущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет. Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.
Способ №2 выполнения работ в цвете. Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую использовать именно эту последовательность. Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.
Демонстрирую схему № II
Схема II
а) определяем самый насыщенный предмет по цвету и тону
↓
б) затем переходим к предметам менее насыщенным по цвету и светлоте (средней тональности)
↓
в) определяем самый светлый предмет в натюрморте
Например, рассмотрим натюрморт с красным чайником, бутылкой и фруктами в керамической вазочке; красный чайник – самый насыщенный по цвету и тону предмет.
Анализирую последовательность работы в цвете по схемам II. II(а): Итак, сначала пишем собственную тень на красном керамическом чайнике – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это зеленая драпировка. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани. Потом рассматриваем еще более светлые по цветосиле предметы – это виноград и бутылочка. Они очень близки по цвету и тону, однако, разные по фактуре и по значимости. Начинаем писать сначала собственные тени на виноградинах, т. к. они находятся на первом плане, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче). Далее пишем собственную тень на бутылочке, она находится на дальнем плане и имеет матовую поверхность. Затем показываем теневые отношения на перце, керамической вазочке и вертикальной плоскости – самого светлого предмета в натюрморте. Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предидущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку. Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта. Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью. Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они кнтрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета). Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру. Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом. Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и , наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи. - Не забывайте что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д. Задача урока: - Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.
Самостоятельная работа. Анализ работы. Итог урока.