Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Поросозерская средняя общеобразовательная школа »
«Карельская роспись»
Автор: Логинова Ирина Анатольевна
учитель изобразительного искусства
Тема занятия: Карельская роспись
Цель: Ознакомление учащихся с особенностями карельской росписью.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям;
воспитывать аккуратность, трудолюбие;
формировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
развивать у учащихся художественный и эстетический вкус;
развивать память, мышление, воображение.
Рекомендуемый возраст: 11- 14 лет.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Место проведения: помещение класса.
Опорные понятия:
- карельская роспись;
- свободно-кистевая роспись;
- киноварь и голубец;
- «роза», «тюльпан», «приписки», «оживка», «ягодка», «листочки».
Вещный ряд: образец карельской росписи, выполненный красками; выставка предметов быта, расписанных современной карельской росписью; прялки
Методический репертуар занятия.
Общепедагогические технологии:
- технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, технологии, изобразительное искусство, «Моя Карелия»);
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения.
Музейные технологии:
- игровые технологии;
- технология коллективного творческого дела.
Методики:
- методика организации игрового занятия, учебной игры для детей среднего школьного возраста.
Форма проведения занятия:
- интегрированное занятие в игровой форме.
Виды деятельности учащихся:
- коллективная работа;
- практическая работа.
Методы:
- рассказ;
-учебная игра;
- беседа, беседа по вопросам;
- самостоятельная работа.
Научно-методические пособия: компьютерная презентация «Карельская роспись».
Оборудование и материалы:
стол, накрытый скатертью;
карточки с различными видами росписи (гжель, хохлома, жостово, городец, карельская роспись);
кисточки белка №4 или №5 и №1 или №2;
гуашь оранжевого, белого, зеленного, голубого и черного цвета;
листы белой бумаги формата А3;
ножницы;
клей ПВА;
шаблон разделочной доски, выполненный на ватмане размерами 30х40;
кроссворд.
Занятие «Карельская вышивка» разработано для учащихся 6-8 класса- комплекта в котором обучаются 5 учеников. Возраст учащихся – 11-14 лет. Цель данного занятия – ознакомление учащихся с особенностями карельской росписи. В начале занятия была проведена игра «Угадай», чтобы пробудить в ребенке интерес к изучению нового материала. Далее ребята были, и в роли подмастерья, и в роли мастера и всюду их сопровождала кисточка-волшебница. Результатом занятия была коллективная работа учащихся, которая заключалась в составлении эскиза разделочной доски.
Мною была проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Применяла в ходе занятия поощрение в соответствии с личностными качествами учащегося.
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, наглядно-демонстрационный материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что дети расширили имеющиеся знания о карельской росписи, о широте ее использования в современной жизни. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности, получили результат в формировании графических навыков, эстетического вкуса. Считаю, что занятие было целостным и законченным.
Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны, помогали друг другу. Данное мероприятие способствовало укреплению разновозрастного коллектива класса-комплекта, когда ребята учатся слушать своих одноклассников, учатся уважать их мнение.
Выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
Сценарий занятия.
Здравствуйте, ребята!
Вот кисти на столе,
А вот альбом и краски.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И мы плывем в волшебную страну.
В страну народных промыслов прекрасных…
- А что такое промыслы? (Ответы детей)
- Правильно. Промыслом в старину называли какое-либо ремесло, гончарное дело, карельская вышивка. Люди создавали изделия не только для украшения своего жилища, но и для продажи, чтобы содержать семью. Например, продавали глиняные вазы, вышитые полотенца. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.
Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей. На основе них часто определялся вид ремесла.
На уроках изобразительного искусства мы с вами уже встречались с народными промыслами и узнали много нового и интересного, наша кисточка волшебница помогала нам творить чудеса.
Куда же она приведет нас сегодня?
Хотите об этом узнать? (да).
Тогда постарайтесь скорее
Со мною в игру поиграть.
Игра называется «Угадай!». Я буду читать загадки, а вы, должны догадаться, о каком промысле или росписи идет речь и найти отгадку, среди карточек с изображением этого промысла или росписи, лежащих у вас столе. По окончанию игры мы с вами узнаем, куда же нас приведет наша кисточка волшебница.
Золотым и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом,
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо – (Хохлома).
По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот удаль молодецкая!
Это роспись – (Городецкая).
Распустились синие цветы,
Развернулись синие листочки
Не в саду, не в лесочке, не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
Подарило небушко ей свою акварель,
Что это за роспись?
Это роспись – (Гжель).
Черный фон сияет лаком.
А на нем цветов краса,
Алых, желтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Алы розы на поносе
Вся природа – божий дар,
В мире нет таких подносов
Они словно вешний сад!
Душу трогает до слез
Чудо – (Жостовский поднос!)
Молодцы! Ребята, посмотрите, у вас на столе осталось еще одна карточка
с изображение росписи.
Встречались ли вы раньше с этим видом росписи, и знаете ли вы, как она называется? (Ответы детей).
Это карельская роспись. В Карелии изделия из дерева помимо резьбы украшали еще и росписью. Ребята, у нас в классе есть выставка расписных изделий. Расписывали прялки (показывает), ларцы, сундуки, сани, дуги, шкафчики. В народном искусстве мастеров Карелии соединен художественный опыт карел, вепсов, славян и других народов. Каждый мастер росписи имел свою особенную свободно-кистевую манеру выполнения росписи.
У карельской росписи по дереву есть ряд особенностей: выполняется она в свободной кистевой манере. Среди мотивов карельской росписи присутствует растительность, хотя более древняя роспись на этих же землях была геометрической, композиция чаще представляет собой древо, украшенное розами, тюльпанами, цветы дополняются листьями и «приписками» (элемент композиции, придающий легкость, тонкие ветки, завитки) обычно темного или черного цвета (показывает). Письмо всегда по цветному фону — зеленому, синему, голубому, зеленовато-серому, коричневому на котором ярко светились красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. На ярмарках жители Карелии закупали киноварь (полезное ископаемое красного цвета) и голубец (синий цвет).
В Карелии существовало множество мелких очагов свободно кистевых росписей, связанных с деятельностью семейных мастерских, где художественное мастерство передавалось по наследству их поколения в поколение.
Возрождение искусства росписи по дереву связано с открытием комбината «Карельские сувениры», который был создан в 1963 году и работал вплоть до 2002 года. Учитель обращается к выставке. В настоящее время росписью занимаются отдельные мастера, которые стараются сохранить традицию, используя современные материалы.
Слайд 1. А сейчас мы познакомимся с элементами карельской росписи и научимся изображать их так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к секретам росписи, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?(ответы учащихся)
Правильно! Подмастерья.Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! (да).
Я думаю, что кисточка волшебница нам поможет.
Ребята приступают к выполнению тренировочных упражнений по написанию элементов карельской росписи. Объяснение учителя сопровождается презентацией.
Слайд 2.Как я уже сказала, карельская роспись является свободно-кистевой росписью.
Выполняется только смешанными цветами. Характерно применение синего, голубого, белого, сочного зелёного и оранжевого цветов.
Слайд3. Для работы нам понадобятся беличьи кисточки № 4 или 5 для выполнения подмалевок и оживок, беличьи кисточки №1 или №2 для выполнения приписок. Из красок лучше взять гуашь, мой пример нарисован гуашью (показывает). Не советую брать акварель, это очень капризная краска, к ней нужен особый подход. Разведите понравившийся вам цвет до состояния «сметанки» - т.е. не очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро почувствуете, достаточно ли у вы развели краску, если недостаточно, то вы не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если сильно, то будет просто стекать у вас с кисточки.
Слайд 4. Элементы карельской росписи делятся на два вида: основные («ягодка», «роза» и «тюльпан») и связующие («листочки» и «приписки»).
Завершающий этап росписи называют «оживка» - это красочный мазок, расположенный на элементе по его контуру или внутри красочной основы.
Именно после него весь рисунок словно оживает. Оживка, выполненная одной краской, называется простой, а двумя и более – сложной.Оживки выполняются для придания объёма и формы.
Слайд 5. Первый элемент, который мы с вами попробуем прописать – «ягодка». Делается это так: берется кисть № 4 или 5, на которую набирается краска двух цветов - с одного края основная, с другого - на оттенок светлее или белая, в процессе наложения мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени, полутени, т.е. изображение, получается объемным. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку, а тремя пальцами с одной стороны и большим пальцем с другой вертикально бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем (показывает).Дети выполняют элемент «ягодка».
Молодцы ребята. У вас получились чудесные ягодки.
Слайд 6. А теперь, давайте пропишем «розу» (показывает). Дети выполняют элемент «роза».
У вас получились замечательные розочки, а теперь посмотрим, получаться ли у вас такие же красивые тюльпаны.
Слайд 7. Дети выполняют элемент «тюльпан».
Слайд 8- 9. Далее учитель объясняет, как прописать «листья» и как наносятся на роспись «приписки»
В процессе работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в росписи то, что лучше всего удалось.
Ребята, в роли подмастерья вы уже побывали, а хотите побыть в роли мастера? (да)
Из прописанных вами элементов нужно выбрать те элементы, которые, по вашему мнению, у вас получились лучше всего и из этих элементов вам нужно составить эскиз разделочной доски. После того как всё наклеите, подумайте, где можно использовать «приписки», а где «оживку», чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой.
Сейчас вам предстоит работать в коллективе.
Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?(ответы учащихся)
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиция
Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.
Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Дети выполняют творческую работу под музыкальное сопровождение.
Я вижу, что из вас выйдут хорошие мастера.
Но, чтобы еще раз мне в этом убедиться, вам нужно пройти еще одно испытание. Отгадайте ключевое слово кроссворда.
Стилизованный цветок, в основе имеющий ягоду.(роза)
Этот красочный мазок, который выполняются для придания объёма и формы.(оживка)
Человек, превосходно знающий своё ремесло.(мастер)
Самый тоненький, самый мелкий и элегантный элемент карельской росписи.(приписки)
Служит для связи композиции в единый букет.(листья)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка)
Стилизованный цветок, который по количеству лепестков может быть двухлепестковыми трёхлепестковым. (тюльпан)
Ребята, вы справились и с этим заданием, я очень рада. Скажите, вам понравилось
занятие? Спасибо вам, ребята, за активную работу. До свидания.
Список литературы:
1. Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск: «Карелия», 1977.
2..Народная культура Русского Севера. – Архангельск: «Правда Севера», 1997.
3. Вишневская В. М. резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. – Петрозаводск «Карелия», 1981.
4. http://www.kareliancraft.com.ru
5. http://mo-izo.ru
6. http://komart.karelia.ru
7. http://karelian.ru/
Приложение
| | | р | о | з | а | |
| о | ж | и | в | к | а | |
| м | а | с | т | е | р | |
| п | р | и | п | и | с | к | и |
| л | и | с | т | ь | я | |
| к | и | с | т | ь | |
т | ю | л | ь | п | а | н | |
Карточки для игры «Угадай»