kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Карельская роспись

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие "Карельская роспись" разработано для учащихся 6-8 классов. Цель данного занятия - ознакомление учащихся с особенностями карельской росписи. В начале занятия проводится игра "Угадай", чтобы пробудить  у ребенка интерес к изучению нового материала. Далее ребята были, и в роли подмастерья, и в роли мастера, и всюду их сопровождала кисточка-волшебница. В результатом занятия была коллективная работа учащихся, которая заключалась в составлении эскиза разделочной доски, используя элементы карельской росписи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«занятие по карельской росписи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Поросозерская средняя общеобразовательная школа »















«Карельская роспись»









Автор: Логинова Ирина Анатольевна

учитель изобразительного искусства





















Тема занятия: Карельская роспись

Цель: Ознакомление учащихся с особенностями карельской росписью.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями карельской росписи;

  • обучить учащихся выполнять основные элементы карельской росписи;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся уважение и любовь к своей малой родине, народным традициям;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие;

  • формировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • развивать у учащихся художественный и эстетический вкус;

  • развивать память, мышление, воображение.


Рекомендуемый возраст: 11- 14 лет.


Продолжительность занятия: 45 минут.


Место проведения: помещение класса.


Опорные понятия:

- карельская роспись;

- свободно-кистевая роспись;

- киноварь и голубец;

- «роза», «тюльпан», «приписки», «оживка», «ягодка», «листочки».


Вещный ряд: образец карельской росписи, выполненный красками; выставка предметов быта, расписанных современной карельской росписью; прялки


Методический репертуар занятия.


Общепедагогические технологии:

- технология интегрированного обучения (данное занятие включает в себя элементы школьных предметов – истории, технологии, изобразительное искусство, «Моя Карелия»);

- игровые технологии;

- технологии развивающего обучения.

Музейные технологии:

- игровые технологии;

- технология коллективного творческого дела.

Методики:

- методика организации игрового занятия, учебной игры для детей среднего школьного возраста.

Форма проведения занятия:

- интегрированное занятие в игровой форме.

Виды деятельности учащихся:

- коллективная работа;

- практическая работа.

Методы:

- рассказ;

-учебная игра;

- беседа, беседа по вопросам;

- самостоятельная работа.

Научно-методические пособия: компьютерная презентация «Карельская роспись».

Оборудование и материалы:

  • стол, накрытый скатертью;

  • карточки с различными видами росписи (гжель, хохлома, жостово, городец, карельская роспись);

  • кисточки белка №4 или №5 и №1 или №2;

  • гуашь оранжевого, белого, зеленного, голубого и черного цвета;

  • листы белой бумаги формата А3;

  • ножницы;

  • клей ПВА;

  • шаблон разделочной доски, выполненный на ватмане размерами 30х40;

  • кроссворд.


Занятие «Карельская вышивка» разработано для учащихся 6-8 класса- комплекта в котором обучаются 5 учеников. Возраст учащихся – 11-14 лет. Цель данного занятия – ознакомление учащихся с особенностями карельской росписи. В начале занятия была проведена игра «Угадай», чтобы пробудить в ребенке интерес к изучению нового материала. Далее ребята были, и в роли подмастерья, и в роли мастера и всюду их сопровождала кисточка-волшебница. Результатом занятия была коллективная работа учащихся, которая заключалась в составлении эскиза разделочной доски.

Мною была проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Применяла в ходе занятия поощрение в соответствии с личностными качествами учащегося.

Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, наглядно-демонстрационный материал), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что дети расширили имеющиеся знания о карельской росписи, о широте ее использования в современной жизни. Знания, полученные учащимися в процессе изобразительной деятельности, получили результат в формировании графических навыков, эстетического вкуса. Считаю, что занятие было целостным и законченным.

Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны, помогали друг другу. Данное мероприятие способствовало укреплению разновозрастного коллектива класса-комплекта, когда ребята учатся слушать своих одноклассников, учатся уважать их мнение.

Выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.



Сценарий занятия.


Здравствуйте, ребята!

Вот кисти на столе,

А вот альбом и краски.

Не хочется играть сегодня в прятки,

И мы плывем в волшебную страну.

В страну народных промыслов прекрасных…


- А что такое промыслы? (Ответы детей)

- Правильно. Промыслом в старину называли какое-либо ремесло, гончарное дело, карельская вышивка. Люди создавали изделия не только для украшения своего жилища, но и для продажи, чтобы содержать семью. Например, продавали глиняные вазы, вышитые полотенца. С давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение.

Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей. На основе них часто определялся вид ремесла.

На уроках изобразительного искусства мы с вами уже встречались с народными промыслами и узнали много нового и интересного, наша кисточка волшебница помогала нам творить чудеса.

Куда же она приведет нас сегодня?

Хотите об этом узнать? (да).

Тогда постарайтесь скорее

Со мною в игру поиграть.

Игра называется «Угадай!». Я буду читать загадки, а вы, должны догадаться, о каком промысле или росписи идет речь и найти отгадку, среди карточек с изображением этого промысла или росписи, лежащих у вас столе. По окончанию игры мы с вами узнаем, куда же нас приведет наша кисточка волшебница.



Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом,

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – (Хохлома).


По розанам и купавам

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землей.

Вот удаль молодецкая!

Это роспись – (Городецкая).


Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись?

Это роспись – (Гжель).



Черный фон сияет лаком.

А на нем цветов краса,

Алых, желтых с красным маком –

Это просто чудеса.

Алы розы на поносе

Вся природа – божий дар,

В мире нет таких подносов

Они словно вешний сад!

Душу трогает до слез

Чудо – (Жостовский поднос!)


Молодцы! Ребята, посмотрите, у вас на столе осталось еще одна карточка

с изображение росписи.

Встречались ли вы раньше с этим видом росписи, и знаете ли вы, как она называется? (Ответы детей).

Это карельская роспись. В Карелии изделия из дерева помимо резьбы украшали еще и росписью. Ребята, у нас в классе есть выставка расписных изделий. Расписывали прялки (показывает), ларцы, сундуки, сани, дуги, шкафчики. В народном искусстве мастеров Карелии соединен художественный опыт карел, вепсов, славян и других народов. Каждый мастер росписи имел свою особенную свободно-кистевую манеру выполнения росписи.

У карельской росписи по дереву есть ряд особенностей: выполняется она в свободной кистевой манере. Среди мотивов карельской росписи присутствует растительность, хотя более древняя роспись на этих же землях была геометрической, композиция чаще представляет собой древо, украшенное розами, тюльпанами, цветы дополняются листьями и «приписками» (элемент композиции, придающий легкость, тонкие ветки, завитки) обычно темного или черного цвета (показывает). Письмо всегда по цветному фону — зеленому, синему, голубому, зеленовато-серому, коричневому на котором ярко светились красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. На ярмарках жители Карелии закупали киноварь (полезное ископаемое красного цвета) и голубец (синий цвет).

В Карелии существовало множество мелких очагов свободно кистевых росписей, связанных с деятельностью семейных мастерских, где художественное мастерство передавалось по наследству их поколения в поколение.

Возрождение искусства росписи по дереву связано с открытием комбината «Карельские сувениры», который был создан в 1963 году и работал вплоть до 2002 года. Учитель обращается к выставке. В настоящее время росписью занимаются отдельные мастера, которые стараются сохранить традицию, используя современные материалы.

Слайд 1. А сейчас мы познакомимся с элементами карельской росписи и научимся изображать их так, как это делают народные мастера. Чтобы приблизиться к секретам росписи, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?(ответы учащихся)

Правильно! Подмастерья.Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем! (да).

Я думаю, что кисточка волшебница нам поможет.

Ребята приступают к выполнению тренировочных упражнений по написанию элементов карельской росписи. Объяснение учителя сопровождается презентацией.

Слайд 2.Как я уже сказала, карельская роспись является свободно-кистевой росписью.

Выполняется только смешанными цветами. Характерно применение синего, голубого, белого, сочного зелёного и оранжевого цветов.

Слайд3. Для работы нам понадобятся беличьи кисточки № 4 или 5 для выполнения подмалевок и оживок, беличьи кисточки №1 или №2 для выполнения приписок. Из красок лучше взять гуашь, мой пример нарисован гуашью (показывает). Не советую брать акварель, это очень капризная краска, к ней нужен особый подход. Разведите понравившийся вам цвет до состояния «сметанки» - т.е. не очень густо и не слишком жидко. Когда начнете рисовать, то быстро почувствуете, достаточно ли у вы развели краску, если недостаточно, то вы не успеете завершить мазок, не хватит краски. А если сильно, то будет просто стекать у вас с кисточки.
Слайд 4. Элементы карельской росписи делятся на два вида: основные («ягодка», «роза» и «тюльпан») и связующие («листочки» и «приписки»).

Завершающий этап росписи называют «оживка» - это красочный мазок, расположенный на элементе по его контуру или внутри красочной основы.

Именно после него весь рисунок словно оживает. Оживка, выполненная одной краской, называется простой, а двумя и более – сложной.Оживки выполняются для придания объёма и формы.

Слайд 5. Первый элемент, который мы с вами попробуем прописать – «ягодка». Делается это так: берется кисть № 4 или 5, на которую набирается краска двух цветов - с одного края основная, с другого - на оттенок светлее или белая, в процессе наложения мазка краски смешиваются в середине кисти и таким приемом удается добиться тени, полутени, т.е. изображение, получается объемным. Сразу научитесь правильно держать кисточку в руках: не как ручку, а тремя пальцами с одной стороны и большим пальцем с другой вертикально бумаге. Так вы сможете поворачивать кисточку, помогая большим пальцем (показывает).Дети выполняют элемент «ягодка».

Молодцы ребята. У вас получились чудесные ягодки.

Слайд 6. А теперь, давайте пропишем «розу» (показывает). Дети выполняют элемент «роза».

У вас получились замечательные розочки, а теперь посмотрим, получаться ли у вас такие же красивые тюльпаны.

Слайд 7. Дети выполняют элемент «тюльпан».

Слайд 8- 9. Далее учитель объясняет, как прописать «листья» и как наносятся на роспись «приписки»

В процессе работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в росписи то, что лучше всего удалось.

Ребята, в роли подмастерья вы уже побывали, а хотите побыть в роли мастера? (да)

Из прописанных вами элементов нужно выбрать те элементы, которые, по вашему мнению, у вас получились лучше всего и из этих элементов вам нужно составить эскиз разделочной доски. После того как всё наклеите, подумайте, где можно использовать «приписки», а где «оживку», чтобы ваша композиция смотрелась более красивой и живой.

Сейчас вам предстоит работать в коллективе.


Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении коллективной работы?(ответы учащихся)

  • а) аккуратность.

  • б) красочность

  • в) выразительность

  • г) композиция

Напоминаю правила техники безопасности: ножницы держать перед собой, не размахивать ими; клей не разливать.

Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу. Дети выполняют творческую работу под музыкальное сопровождение.

Я вижу, что из вас выйдут хорошие мастера.






Но, чтобы еще раз мне в этом убедиться, вам нужно пройти еще одно испытание. Отгадайте ключевое слово кроссворда.




1







2








3









4










5









6







7











  1. Стилизованный цветок, в основе имеющий ягоду.(роза)

  2. Этот красочный мазок, который выполняются для придания объёма и формы.(оживка)

  3. Человек, превосходно знающий своё ремесло.(мастер)

  4. Самый тоненький, самый мелкий и элегантный элемент карельской росписи.(приписки)

  5. Служит для связи композиции в единый букет.(листья)

  6. Свою косичку без опаски 
    Она обмакивает в краски. 
    Потом окрашенной косичкой 
    В альбоме водит по страничке. (кисточка)

  7. Стилизованный цветок, который по количеству лепестков может быть двухлепестковыми трёхлепестковым. (тюльпан)


Ребята, вы справились и с этим заданием, я очень рада. Скажите, вам понравилось

занятие? Спасибо вам, ребята, за активную работу. До свидания.



Список литературы:

1. Косменко А.П. Карельское народное искусство. – Петрозаводск: «Карелия», 1977.

2..Народная культура Русского Севера. – Архангельск: «Правда Севера», 1997.

3. Вишневская В. М. резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. – Петрозаводск «Карелия», 1981.



4. http://www.kareliancraft.com.ru

5. http://mo-izo.ru

6. http://komart.karelia.ru

7. http://karelian.ru/


































Приложение






р

о

з

а



о

ж

и

в

к

а



м

а

с

т

е

р



п

р

и

п

и

с

к

и


л

и

с

т

ь

я



к

и

с

т

ь


т

ю

л

ь

п

а

н



Карточки для игры «Угадай»


Просмотр содержимого презентации
«карельская роспись»

КАРЕЛЬСКАЯ  РОСПИСЬ

КАРЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

КАРЕЛЬСКАЯ  РОСПИСЬ Относится к свободно-кистевой росписи, т.е. росписи без нанесения предварительного рисунка.  Выполняется только смешанными цветами. Характерно применение синего, голубого, белого, сочного зелёного цветов.

КАРЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Относится к свободно-кистевой росписи, т.е. росписи без нанесения предварительного рисунка.

Выполняется только смешанными цветами. Характерно применение синего, голубого, белого, сочного зелёного цветов.

МАТЕРИАЛЫ  Беличьи кисточки № 4 или № 5 (для подмалевок и оживок) и № 1 или №2 (для приписок); Гуашь белого, оранжевого, зеленого, синего цвета (для основных элементов) и черного цвета (для при приписок); Белые листы бумаги.

МАТЕРИАЛЫ

Беличьи кисточки № 4 или № 5 (для подмалевок и оживок) и № 1 или №2 (для приписок);

Гуашь белого, оранжевого, зеленого, синего цвета (для основных элементов) и черного цвета (для при приписок);

Белые листы бумаги.

ЭЛЕМЕНТЫ КАРЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ Оживка - красочный мазок, расположенный на элементе по его контуру или внутри красочной основы. Оживка, выполненная одной краской называется простой, а двумя и более – сложной. Оживки выполняются для придания объёма и формы .  1.Основные  -ягода  -роза  -тюльпан   2.Связующие  -листья  -приписки

ЭЛЕМЕНТЫ КАРЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ

Оживка - красочный мазок, расположенный на элементе по его контуру или внутри красочной основы.

Оживка, выполненная одной краской называется простой, а двумя и более – сложной.

Оживки выполняются для придания объёма и формы .

1.Основные

-ягода

-роза

-тюльпан

2.Связующие

-листья

-приписки

Ягода – это плотно окрашенный круг, выполненный любым цветовым тоном и проработанный оживкой .

Ягода – это плотно окрашенный круг, выполненный любым цветовым тоном и проработанный оживкой .

Роза – это стилизованный цветок, в основе имеющий ягоду.

Роза – это стилизованный цветок, в основе имеющий ягоду.

Тюльпан - Стилизованный цветок, по количеству лепестков может быть двухлепестковым и трёхлепестковым .

Тюльпан - Стилизованный цветок, по количеству лепестков может быть двухлепестковым и трёхлепестковым .

Листья Выполняются любым цветом, но желательно приближенным к натуральному. По технике исполнения  делятся на  простые  и сложные .

Листья Выполняются любым цветом, но желательно приближенным к натуральному.

По технике исполнения делятся на простые и сложные .

Приписки Самый тоненький, самый мелкий и элегантный элемент. Служит для связи композиции в единый букет .

Приписки

Самый тоненький, самый мелкий и элегантный элемент.

Служит для связи композиции в единый букет .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Карельская роспись

Автор: Логинова Ирина Анатольевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основные операции по ручной и механической обработке дерева при изготовлении художественных изделий"
    ["seo_title"] => string(107) "osnovnyieopieratsiiporuchnoiimiekhanichieskoiobrabotkiedierievapriizghotovlieniikhudozhiestviennykhizdielii"
    ["file_id"] => string(6) "256697"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448199755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства