Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся
Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.
В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся»
«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства как одна из форм повышения качества знаний учащихся».
Дьяконова Л.Н. – учитель ИЗО
МОАУ « СОШ № 56 имени Хана В.Д.»
Основная цель предмета Изобразительное искусство – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как форм эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы – в процессе личностного художественного творчества.
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.
Использование мультимедийных презентаций позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира.
Интернет и персональный компьютер сегодня открывают новые возможности не только на пути познания, но и для реализации творческого потенциала каждым участником воспитательного образовательного процесса через интеграцию получаемых знаний, исследование, проектирование, новаторство.
В результате использования персонального компьютера происходит индивидуализация процесса обучения: каждый усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. Интерактивные технологии очень хорошо сочетаются и накладываются на личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Здесь каждому предоставляется возможность самореализоваться, проявить свои способности, знания и умения.
На уроках применяю ИКТ как:
компьютерную поддержку деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;
использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;
организацию проектной и творческо-поисковой деятельности учащихся;
организацию личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ;
контроль знаний (тестирование).
Использую на уроках ИЗО:
интерактивную доску;
документ-камеру;
кинофрагменты учебных фильмов;
мультимедийные и видео учебные пособия;
выход через Интернет на нужные сайты.
Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...».
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует...
Основная цель учителя ИЗО - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.
В настоящее время есть различные диски по искусству, содержащие огромное количество информации, что использование их в полном объеме бывает не эффективно. Поэтому, разрабатывая план - конспект урока, необходимо учитывать, что, как правило, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы и презентации, по своему сценарию, согласно структуре своего урока. Такими являются мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.
Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.
Но необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно раскрывает тему урока. А определения, выведенные на экран, позволяют учащимся запоминать правила точнее и быстрее. При демонстрации презентации мы получаем возможность активного общение, возможность отвечать на вопросы, задавать их и делать необходимые пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства.
Презентация поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий на уроках - лекциях, беседах, путешествиях.
СЛАЙД - ФИЛЬМЫ
Их можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Выбор слайдов надо производить так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность)и т.д.
ДОКУМЕНТ - КАМЕРА
Временно вышел из строя проектор, пытаюсь экспериментировать: прохожу с репродукциями между рядами, распечатываю индивидуальные карточки-репродукции, поворачиваю компьютер к классу. После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты, например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. И, когда начала рисовать на листе А4, прикрепленном к доске, я поймала себя на мысли, что на последней – то парте ничего не видно, дети следят за моим объяснением и за движением руки . Так мы работали на уроках постоянно, до появления компьютерных технологий. В школе я проработала 41 год – есть с чем сравнить.
Благодаря компьютерным технологиям, уже на протяжении нескольких лет работаю с применением документ – камеры, высвечивая свой рисунок на экран в больших размера. Дети видят все мои движения, действия, которые сопровождаются объяснением, при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы работы на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, развивают свою фантазию.
Перед уроком записываю этапы работы через документ – камеру, демонстрируя одно видео во всех классах параллели при объяснении материала, нет необходимости повторять один и тот же рисунок при объяснении ( 5 – 6 раз, в зависимости от количества классов в параллели), это дает мне возможность проводить во время практической работы индивидуальный инструктаж и моменты творческого сотрудничества. Есть готовые записи по теме « Графика. Работа линией», «Пейзаж-настроение», «Рисование портрета», «Бумагопластика» и т.д.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА
Большим подспорьем в моей работе является интерактивная доска. Ее применение на уроке даёт ряд преимуществ:
можно выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, создавать и перемещать объекты, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками, разгадывать кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране.
Благодаря наглядности и интерактивности, класс активно работает, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, работают даже самые слабые учащиеся.
ЦОРЫ и ЭОРЫ
В своей практике я активно использую готовые ЭОРы: это и лекции об отдельной картине, или творчестве какого-либо художника, контрольные задания, или объяснение нового материала.
Сделала для себя подборку сайтов по программному материалу, которые открываю на уроке ( через интернет) по той или иной теме: при объяснении, закреплении, тестировании, практической работе, лекции, описании картины, игровых моментах и т.д.. Это позволило мне экономить время на уроке и при подготовке к уроку ( не надо составлять презентации, вставлять диски, включать музыку, все находится на одном листе очень компактно).
ВЫВОД
Хочется отметить, что учащиеся, да и сам учитель уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, повышению качества обучения, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
Концепция модернизации российского образования на период до 2015года. URL: htth//www. informika/ru/text/goscom/ .
Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. Полат Е. С., - М., АСНДЕМА, 2001.
Роберт И. В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.